Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма жилой площади на одного человека». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды
Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:
Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).
Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.
Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.
Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2023 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2023 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Таблица показателей для отдельных категорий граждан
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.
При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.
Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области
Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м. (и 15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:
- город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
- Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
- Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
- город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
- город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
- Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
- город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
- Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).
Это основное понятие, используемое в процессе определения уровня благоустроенности жизни граждан РФ. Ее применяют при определения суммы субсидий, вскидок или для монетизации оплат по ЖКХ. Окончательный показатель зависит от нескольких показателей:
- количество человек, проживающих на одной жилплощади;
- уровень жизни на территории, которая берется в расчет;
- санитарное состояние жилья и дома;
- вид предоставляемого или арендованного жилья.
Полезное видео.
О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг
Что такое льготы — это привилегия отдельных лиц в полном или частичном освобождении от своих финансовых обязательств — оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Сегодня в Санкт‑Петербурге более 1 млн. человек являются носителями льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а если учесть что право на льготы по отдельным законам имеют и члены семьи льготника, то их численность приближается к 2-м млн. человек. За 10 лет количество льготников в Санкт‑Петербурге увеличилось более чем в 2 раза, а расходы на них в настоящее время составляют в 2009 год — 9,5 млрд. руб.
Именно такой их рост и насыщенность города гражданами, относящимися к льготной категории, вызывает бурный интерес к любым изменениям мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В настоящее время льготы предоставляются в соответствии с действующим законодательством, и их размер зависит от принадлежности гражданина к одной из льготных категорий.
Установленный федеральными законами размер льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для разных льготных категорий различен.
Для одних категорий граждан льготы предоставляются в размере 100% (например, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза), для других — 50% (например, участники Великой Отечественной войны, инвалиды), для третьих — 30% (например, многодетные семьи).
Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы по оплате всех жилищно-коммунальных услуг, для других — по оплате только жилого помещения или только коммунальных услуг. Одним категориям граждан льготы предоставляются в пределах установленной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а другим — без учета норм и нормативов. Есть категории граждан, которым льготы по оплате жилого помещения предоставляются с учетом членов семьи, а по оплате коммунальных услуг только самому носителю льгот.
Таким образом, единый порядок предоставления гражданам льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствует.
Существующая система предоставления льгот достаточно сложна из-за большого количества нормативных правовых актов и множества факторов, учитываемых при предоставлении льгот.
Возьмем Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 17 закона сказано: — инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных УСЛУГ (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Из закона, ясно, что право на льготы имеют только сами инвалиды, согласно разъяснениям Минздравсоцразвития России и Минрегиона России расчет льгот должен осуществляться:
— по доле занимаемого жилого помещения
— по доле потребляемых коммунальных услуг, приходящихся непосредственно на самого инвалида.
Пример:
В квартире проживает 3 человека из них 1 человек является инвалидом.
При расчете льгот, начисленные платежи делятся на троих человек и льготы рассчитываются на 1/3 часть начисленных услуг).
Если инвалид зарегистрирован в квартире один — льготы рассчитываются ему на всю площадь и весь объем потребляемых УСЛУГ.
По такому принципу и осуществляется в настоящее время расчет льгот инвалидам.
Теперь рассмотрим категории льготников, которые имеют право на льготы по оплате коммунальных УСЛУГ пределах норматива потребления.
Например, самая распространенная категория «ветеран труда».
В соответствии с законом ветераны труда имеют право:
— на оплату жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семьи;
— на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг только льготнику в пределах норматива потребления.
Таким образом, ветераны имеют право на льготы по коммунальным услугам только на себя (холодная и горячая вода, газ и отопление, эл.энергия). Все коммунальные услуги предоставлялись льготникам в пределах норматива их потребления и только отопление предоставлялось на весь объем услуги.
С 2009 года льготы на отопление ограничены нормативом.
P = T x Nx Sr x 0,5
где:
Р — размер меры социальной поддержки по оплате тепловой энергии на отопление жилых помещений;
Т — тариф на тепловую энергию на отопление в руб./Гкал;
N — норматив потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды
отопления в Гкал/кв.м;
Sr — региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на одного человека в кв.м.
Норматив потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления утвержден распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 28.12.1999 №1388-р
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Норма расхода в месяц |
1. |
Норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений |
Гкал/кв. м жилой площади |
0,0272 |
2. |
Норматив потребления тепловой энергии на отопление отдельных квартир |
Гкал/кв. м общей площади |
0,0167 |
В книге впервые рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами». При всех поправках и изменениях, которые могут быть внесены в проект, его концептуальная основа останется неизменной. Стандарты управления многоквартирными домами — это нормативные документы, регламентирующие управленческие решения и обязанности должностных.
Закон Санкт-Петербурга О Региональных Стандартах В Жилищной Сфере 2021
Накопленный положительный опыт проведения комплексного капитального ремонта жилых помещений позволяет одновременно решить несколько проблем. В первую очередь молодые петербургские семьи получают возможность приобрести жилье в рассрочку по себестоимости в районе своего проживания, не меняя тем самым детские сады, поликлиники, школы. Во вторую очередь решается проблема ликвидации аварийного жилья. При этом важно отметить, что капитальный ремонт способствует сохранению архитектурных строений XIX века, находящихся в аварийном состоянии, большая часть которых расположена в центральных районах Санкт-Петербурга.
На начало 2014 года в стадии расселения находился 161 многоквартирный дом общей площадью жилых помещений 229,4 тыс. кв. м, где проживали 1067 семей (2684 человека). Из числа многоквартирных домов, находящихся в стадии расселения, 153 многоквартирных дома общей площадью жилых помещений 206,7 тыс. кв. м признаны аварийными до 1 января 2012 года и в соответствии с Указом должны быть расселены в срок до 1 сентября 2017 года.
Согласно местному законодательству:
В размере 30%:
- многодетные семьи, имеющие в своем составе трех несовершеннолетних детей;
В размере 40%:
- многодетные семьи, имеющие в своем составе от четырех до семи несовершеннолетних детей;
В размере 50%:
- многодетные семьи, имеющие в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей;
- инвалиды III группы, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда;
- одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений достигшие возраста 70 лет;
- собственники жилых помещений достигшие возраста 70 лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп;
В размере 100%:
- одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 80 лет;
- собственники жилых помещений, достигшие возраста 80 лет и проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп;
Чтобы узнать сумму компенсации, нужно перемножить минимальный размер взноса на капремонт и норматив площади.
Допустим, размер взноса — 12 ₽/кв.м. Норматив площади для одиноко проживающего человека — 36 кв.м. Тогда сумма компенсации будет равна 12 * 36 = 432 ₽.
Гражданам, чья льгота составляет 50%, будет выплачиваться только половина от этой суммы, т.е. 216 ₽.
Если в семье живут два человека, то берётся другой норматив — 25 кв.м. на одного человека для семьи из двух человек.
- Одиноко проживающий пенсионер, 72 года, проживает в квартире общей площадью 56 кв.м.
Плата за капремонт = 672 ₽ (56 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация = 216 ₽ (36 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из двух пенсионеров, муж и жена, обоим больше 70 лет, проживают в квартире общей площадью 78 кв.м. Собственник — один!
Плата за капремонт = 936 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация = 150 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из двух пенсионеров, муж и жена, обоим больше 70 лет, проживают в квартире общей площадью 78 кв.м. Собственники — оба в равных долях!
Плата за капремонт = 936 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация для мужа = 150 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%).
Компенсация для жены = 150 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из двух пенсионеров, мужу больше 80 лет, жене 75, проживают в квартире общей площадью 78 кв.м. Собственники — оба в равных долях!
Плата за капремонт = 936 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация для мужа = 300 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 100%).
Компенсация для жены = 150 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из двух человек, муж-инвалид и жена, проживают в квартире общей площадью 54 кв.м. Собственник — жена.
Плата за капремонт = 648 ₽ (54 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация для мужа = 300 ₽ (25 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%).
- Одиноко проживающий ветеран боевых действий в квартире общей площадью 56 кв.м.
Плата за капремонт = 672 ₽ (56 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация = 336 ₽ (56 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из трёх человек, один из них инвалид войны, проживают в квартире общей площадью 78 кв.м. Кто собственник — не имеет зачения.
Плата за капремонт = 936 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация = 156 ₽ (78/3 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%). - Семья из пяти человек, один из которых инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, проживают в квартире общей площадью 78 кв.м. Кто собственник — не имеет зачения.
Плата за капремонт = 936 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м).
Компенсация для всей семьи = 468 ₽ (78 кв.м x 12 ₽/кв.м x 50%).
- документы, удостоверяющие личность и возраст собственника жилого помещения и лиц, совместно проживающих с ним (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
- документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с собственником жилого помещения, к членам его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, решение суда о признании лиц, проживающих совместно с собственником жилого помещения по месту жительства, членами его семьи — в случае наличия разногласий между собственником жилого помещения и проживающими совместно с ним по месту жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье);
- документы, содержащие сведения о месте жительства собственника жилого помещения в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9) или решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге) (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность собственника жилого помещения, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге);
- документы, содержащие сведения о составе лиц, совместно проживающих в жилом помещении с собственником жилого помещения (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), выписка из домовой книги);
- документы, подтверждающие, что собственник жилого помещения и лица, совместно проживающие с ним, не заняты трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью (трудовая книжка);
- документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, в котором собственник жилого помещения имеет место жительства;
- документы, содержащие сведения о начисленном взносе на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления;
- справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (для подтверждения наличия инвалидности I и (или) II группы у лиц, совместно проживающих в жилом помещении с собственником жилого помещения).
Копии документов представляются заверенными в установленном законодательством порядке либо с предъявлением оригиналов документов.
Компенсация будет выплачиваться ежемесячно, но при условии отсутствия задолженности по оплате взносов собственником квартиры.
Показатель нормы и его виды
Основным документом, определяющим сколько положено квадратных метров на человека, является Жилищный кодекс. В нем показатели квадратуры подразделяются на следующие виды:
Норма предоставления — значение рассчитывается при заключении договора арендования на предоставление жилья из запасов муниципального фонда в экстренных ситуациях (например, стихийное бедствие, пожары, взрыв газа, невозможность дальнейшей оплаты ипотеки).
Учетная норма — значение используется при расчете подушевой квадратуры жилплощади на граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Социальная норма — применяется при оформлении субсидии на получение недвижимости для проживания, а также при расчете платы по коммунальным услугам в соответствии с квадратурой жилья.
Санитарная норма жилой площади на человека — минимальный метраж на одного человека, составляет 6 квадратных метров. Расчет нормы используется при выдаче жилья из маневренного фонда, общежития.
Справка. Санитарная норма является открытой величиной, что позволяет внутри региона устанавливать свой территориальный показатель. В основном средний региональный показатель равен 18 кв.м. на человека.
Сколько квадратных метров положено на человека в 2021 году
Согласно действующему законодательству, нормой жилой площади можно считать то количество метров, которое приходится на одного человека. Органы власти РФ могут самостоятельно установить региональные нормы площади жилья или передать это право местному самоуправлению.
В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.
Нормы жилплощади — сколько квадратных метров жилья положено на одного человека
Также сюда относятся показатели средней стоимости одного квадратного метра жилья в конкретном регионе и какое жилье берется в расчет — социальное, которое будет предоставляться по договору социального найма или коммерческое, которое можно будет выкупить путем получения специального жилищного сертификата.
- Норма предоставления жилья — это минимальный размер площади помещения, согласно которому определяется размер предоставления жилплощади по договору социального найма;
- По минимальной санитарной норме должно приходится на одного жильца конкретной квартиры (или дома) не менее 6 квадратных метров;
- Социальная норма — это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.
Учетная норма – это минимальное количество квадратных метров, которое позволяет определить, можно ли отнести семью к нуждающейся в улучшении жилищных условий. Если жилая площадь менее этого норматива учета, то граждане получают право на улучшение. Эта норма выступает как показатель потребности в более просторном жилье.
Норма предоставления схожа с учетной нормой, но не идентичны. Перед оформлением договора социального найма применяется норма учета, она позволяет установить, имеют ли граждане право на муниципальное жилье. В процессе же заключения договора используется норма предоставления, которая нужно для определения квадратуры предоставляемого жилого помещения. Величины данных нормативов имеют близкое значение. При этом учетная норма должна быть больше нормы предоставления.
Размер учетной нормы определяется постановлением органа местного самоуправления, в каждом населенном пункте он различен.
Нормы площади жилого помещения в 2021 году
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.
При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |