Производственный экологический контроль (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственный экологический контроль (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С началом 2020 года, был принят закон, который обязывает промышленные предприятия оплачивать налог за негативное воздействие на экологию. Если руководитель организации не станет оплачивать экологический налог (который теперь обязателен), к данному производству будут наложены штрафы.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Приказ Минприроды РФ № 109 урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория объекта НВОС Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Для каждого производства, налог по экологии рассчитывается индивидуально, исходя из количества вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду. Данные расчеты производятся органами, занимающимися охраной окружающей среды.

    Почему следует обратиться к специалистам?

    Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

    Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:

    • об инвентаризации:
      • источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
      • источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
      • отходов производства/потребления, а также их источников.
    • об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
    • об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
    • о методах и периодичности выполнения мероприятий;
    • об участках, где отбираются пробы;
    • о методиках измерений.

    Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.

    Срок и порядок подачи отчета ПЭК по субъектам РФ

    Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:

    До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).

    Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.


    НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

      Утверждение программы

      ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

      Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

      Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

      1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
      2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
      • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
      • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
      • Инструкции для сотрудников.
      1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
      2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
      3. Ответственности за нарушение инструкций.
      Читайте также:  Как россиянам оплатят больничные в 2023 году?

      Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

      Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

      Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

      Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

      Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

      Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

      Наверное, первый раздел программы составить проще всего. В этот раздел включают самые общие сведения о предприятии: его наименование, организационно-правовая форма, адреса (юридический и фактический), коды ИНН и ОГРН и прочие, краткое описание деятельности и организационную структуру (при желании).

      Обязательно указать наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, как прописано в свидетельстве о постановке на учет.

      В самом начале программы, в общем разделе, необходимо указывать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору – в территориальный отдел Росприроднадзора, для «регионалов» — в соответствующий исполнительный орган Субъекта РФ.

      Также необходимо указать сведения о должностном лице, ответственном за осуществление производственного экологического контроля и подачу ежегодной отчетности, и проставить дату утверждения программы.

      Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

      1. Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
      2. Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
      3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.

      Ответственность за отсутствие производственного экологического контроля

      Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

      Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

      • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
      • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
      • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
      • без программы невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

      2.1. Производственный экологический контроль осуществляется на территории предприятия с целью обеспечения экологической безопасности, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, с целью обеспечения исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды.

      2.2. Задачами производственного экологического контроля являются:

      — контроль качества выполнения природоохранных программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля источников выбросов, объектов переработки, размещения отходов;

      — контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода;

      — контроль соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

      — разработка природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений завода и оформление планов по охране окружающей природной среды;

      — контроль выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;

      — контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей природной среды;

      — периодическое проведение анализа результатов природоохранной деятельности на заводе, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

      — осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

      — проведение анализа технологических процессов на заводе на соответствие современным природоохранным требованиям и представление соответствующих предложений руководителю предприятия;

      — осуществление руководства и обеспечение работой бригад при проведении инструментального контроля состояния окружающей среды на предприятии, при проведении инвентаризации источников выбросов, при систематическом и выборочном отборе и анализе проб атмосферного воздуха;

      — подготовка руководству предприятия предложений по снижению вредного воздействия на природу на основании данных инструментальных замеров и контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, состояния окружающей природной среды в районе предприятия;

      – иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории предприятия, определенные действующим законодательством.

      7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

      – Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

      – Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

      – Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

      – другими нормативными правовыми актами.

      7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

      – проверку порядка и правил обращения с отходами;

      – анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

      – учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

      – составление и утверждение Паспортов опасных отходов;

      – определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

      – мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;

      – проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.

      – проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:

      проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;

      лимитов на размещение отходов;

      договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

      документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

      Разделы программы ПЭК

      Программа производственного экологического контроля для всех типов организаций должна содержать следующую информацию:

      • общие сведения о компании;
      • принципы организации ПЭК на предприятии;
      • данные об инвентаризации источников вредных выбросов в окружающую среду, а также о характере этих загрязнений;
      • данные об инвентаризации отходов, которые образуются в результате технологических процессов, и особенностях их размещения;
      • сведения об уполномоченных лицах и подразделениях, отвечающих за выполнение плановых мероприятий в компании;
      • информацию об испытательных лабораториях, которые привлекаются для оценки вредоносного воздействия предприятия на окружающую среду. Данные лаборатории могут как входить в структуру организации, так и привлекаться по договору. При этом они обязательно должны быть аккредитованы в установленном законом порядке;
      • данные об используемых правилах оценки экологического воздействия предприятия, порядке отбора проб и образцов для анализа, методиках проведения измерений.
      Читайте также:  Этапы и регулярность проверки и осмотра страховочной привязи

      Особенности мероприятий производственного экологического контроля

      Нормативы ГОСТ Р 56062-2014 предусматривают следующие способы осуществления мер по программе ПЭК:

      • инспекционный контроль. Представляет собой текущую проверку параметров хозяйственной деятельности предприятия в разрезе ее влияния на окружающую среду. Такой контроль может быть плановым и внеплановым;
      • инструментальный эколого-аналитический контроль. Его основной целью является мониторинг уровня вредных выбросов, которые образуются в результате выполнения технологических операций на предприятии. Чаще всего он осуществляется с помощью автоматизированных инструментов, применяемых по утвержденному графику;
      • экологический мониторинг. Он подразумевает контроль состояния окружающей среды и ее параметров, которые подвержены вредоносному воздействию предприятия.

      Кто должен проводить ПЭК?

      Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

      Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

      Производственный экологический контроль (ПЭК) – это внутренний контроль выполнения природоохранных норм на предприятиях I-III степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Принципы производственного экологического контроля заключаются в подготовке соответствующей программы и надзоре за ее исполнением.

      Для каждого загрязняющего объекта подготавливают индивидуальную программу ПЭК. Производственный экологический контроль на предприятии осуществляют с учетом всех законодательных норм в области природопользования и экологии. Также учитывается специфика работы организации.

      Подготовленный нормативный акт внедряют приказом по организации. После утверждения программы ответственные лица должны следить за выполнением всех пунктов документа. Предприятия I категории НВОС сдают программу на утверждение в контролирующие ведомства, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.

      Перечень исходных данных для подготовки отчета о ПЭК

      1. 1. Общие сведения о предприятии.
          Карточка предприятия.
      2. Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
      3. 2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
      4. 3. По выбросам.
          План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).
      5. Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).
      6. Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).
      7. 4. По сбросам (при наличии сброса).
          Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).
      8. Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).
      9. Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).
      10. При наличии очистных – паспорт очистных.
      11. План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).
      12. 5. По отходам (только для объектов размещения отходов).

      Копия письма, которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *