Подготовка предприятия к экологической проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка предприятия к экологической проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По федеративному субъекту терорганы не контролируют соблюдение требований природоохранного законодательства РФ и международных нормативов по морским водам, морских вод в экономической зоне территориально расположенных в пределах континентального шельфа, использования ресурсов континентального шельфа. Терорганы не занимаются организацией, ведением гражданской обороны, не могут ограничивать, запрещать и приостанавливать функционирование путем подачи предложений в РПН по использованию объектов животного мира.

Виды экологических проверок

Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.

Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:

  • Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
  • Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
  • Значительный риск (1 раз в 3 года);
  • Средний риск (1 раз в 4 года);
  • Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
  • Низкий риск.

Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

Государственные природные заповедники

Государственные природные заказники

Национальные и природные парки

Памятники природы

Дендрологические парки и ботанические сады

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права — некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники — это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Госучёт объектов и определение уровня поднадзорности

Федеральный госэконадзор организуется и проводится на производственных объектах, негативно влияющих на окружающую среду (НВОС) и включённых в список, утверждённый Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Список объектов, подлежащих федеральному госэконадзору, устанавливается на основании правил, установленных в постановлении Правительства, РФ от 28.08.2015 № 9033. Присвоение опасному объекту, оказывающему НВОС, 1, 2, 3 или 4-й категории проводится при его постановке на госучёт. Плановые проверки проводятся на основе ежегодных планов с учетом риск-ориентированного подхода. Категория объекта НВОС и уровень его поднадзорности зависят от характеристики объекта.

Для постановки объектов НВОС на госучёт в органы госэконадзора, в зависимости от поднадзорности подаётся заявка в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 5549. Постановка на госучёт, в том числе присвоение категории и определение уровня поднадзорности объекта (федерального или регионального), проводится, исходи из характеристик каждого объекта НВОС. При постановке на учёт объект вносится в государственный (федеральный или региональный) реестр.

Читайте также:  Заявление о выдаче копии решения (приговора, определения, постановления)

Какими правами обладают проверяющие?

Согласно ст. 66 Федерального закона N 7-ФЗ должностные лица Росприроднадзора при осуществлении экологического надзора имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать и обследовать используемые учреждением при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, о проведении мероприятий по предотвращению вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований в области охраны окружающей среды, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

Государственный экологический надзор: назначение, виды, порядок проведения

В судебной практике выявлены, в частности, следующие нюансы:

  • если деятельность общества подлежит федеральному государственного экологического надзора, то выдача предписаний органом регионального государственного экологического надзора незаконна (постановление АС ЗСО от 18.04.2019 № Ф04-963/2019 по делу № А27-12004/2018);
  • проведение проверки соблюдения экологических норм в форме прокурорской проверки с привлечением специалистов государственного экологического надзора является законной формой надзорных мероприятий (постановление АС ЦО от 23.10.2017 № Ф10-4377/2017 по делу № А68-6136/2016);
  • в рамках контрольных мероприятий могут проверяться, в частности, условия лицензионных соглашений. При этом, если соглашение предполагало разработку проектной документации, то разработкой такой документации будет признаваться подготовка документов, которые соответствует смыслу законодательства, а не просто формальное предоставление документов (определение ВС РФ от 11.03.2019 № 304-ЭС19-251 по делу № А45-4656/2018);
  • при решении вопроса о том, региональный или федеральный ГЭН должен осуществляться, необходимо учитывать, что юрлицо само по себе объектом ГЭН не является и следует устанавливать, например, отнесение объектов, в отношении которых запрашивается разрешение, к объектам федерального или регионального ГЭН (определение ВС РФ от 09.03.2017 № 309-КГ17-1949 по делу № А47-1689/2016).

Также о практике споров с госорганами читайте в наших статьях по ссылкам: Судебная практика по административным искам по КАС РФ, Опубликован обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.

Итак, при осуществлении федерального надзора принципиальным является категория риска объекта, в зависимости от которой определяется периодичность проверок. Проверки проводятся как плановые или внеплановые. По результатам проверок надзорные органы могут выдавать предписания и составлять протоколы об административных правонарушениях.

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;
  • государственный надзор в области обращения с отходами;
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный лесной надзор;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный государственный охотничий надзор;
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.
Читайте также:  Продолжительность жизни по странам мира

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Наша компания оказывает услуги по разработке экологической документации для предприятий самых различных отраслей. Прибегнув к нашим услугам, вы не только повысите уровень экологической безопасности предприятия, но и избежите сложностей в ходе проверок Росприроднадзора, а также снизите плату за негативное воздействие на окружающую среду.

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Государственный экологический контроль должен осуществляться с особой ответственностью, а каждый его работник обязан следовать принципам, поставленным перед структурой:

  • Независимый контроль над окружающей средой.
  • Презумпция опасности для экологии, планируемая любым из видов деятельности.
  • Обеспечение уменьшения пагубного воздействия различных видов деятельности на экологию в соответствии с документацией и имеющимися законами в области охраны окружающей среды. А вот достигнуть этого можно только тогда, когда применяются современные технологии.

Без государственного контроля над экологией было бы очень сложно найти виноватого в том или ином происшествии. Надзор на каждом из существующих предприятий позволяет контролировать вредные выбросы в окружающую среду. Производственно-экологический контроль, образец инструкции есть на каждом предприятии, позволит быстро найти выход из любой сложной ситуации и не допустить катастроф.

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

Комментарии к ст. 36 ВК РФ

В части первой комментируемой статьи не только воспроизводятся общие требования государственного экологического, природоресурсного и природоохранного контроля, предусмотренного в ст. ст. 64 — 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» контроля и надзора, но и подчеркивается принципиальная связь водных объектов с земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Привязка вод и лесов к земельным участкам, на которых они расположены, — отличительная черта новых Водного и Лесного кодексов РФ.

Смысл части второй комментируемой статьи заключается в том, что: 1) государственным контролем и надзором является как федеральный, так и региональный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; 2) если первый осуществляется федеральными органами исполнительной власти, то второй — органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) из государственного контроля по ВК РФ исключаются органы местного самоуправления, отделенные от государства.

Однако, во-первых, из ст. 27 ВК РФ вытекают контрольно-надзорные полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, а во-вторых, население муниципальных образований вправе в различных формах, предусмотренных законодательством, участвовать в осуществлении государственного водного контроля и надзора.

Реализуя полномочия, предусмотренные в части третьей комментируемой статьи, Правительство РФ утвердило Постановление от 4 ноября 2006 г. N 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов», которым поручило МПР России утвердить перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.

Согласно утвержденному этим Постановлением Положению критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование:

а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации;

б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

в) внутренних морских вод;

г) территориального моря Российской Федерации;

д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

з) трансграничных (пограничных) водных объектов;

и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м в год.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.

Правительством РФ принято также Постановление от 30 декабря 2006 г. N 845 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов» .

Читайте также:  Как семейный кодекс регулирует и гарантирует развод

———————————

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.

Пункт 2 этого Постановления изложен в следующей редакции:

«…Министерство природных ресурсов РФ на основании определенных Правительством РФ критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

3. В критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, утвержденных указанным Постановлением, пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

Государственный контроль над использованием и охраной водных объектов соприкасается с экологическим контролем, который, по мнению некоторых специалистов, является более общим по сравнению с природоресурсным контролем. Задачам контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) посвящена статья 64 Закона об охране окружающей среды. Эти задачи во многом совпадают с задачами государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов.

В статье 67 указанного Закона предусматривается также производственный контроль, в ходе которого субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы публичной власти.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в целях реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду.

В осуществлении экологического контроля участвуют в различных формах на основе Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иного российского законодательства также муниципальные образования и органы местного самоуправления (см. ст. 17 Закона о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации и комментарий к ней).

Указанные в части пятой комментируемой статьи права государственных инспекторов являются также их полномочиями и обязанностями, за выполнение которых должностные лица несут дисциплинарную, административную ответственность. Перечисленные в комментируемой части ст. 36 ВК РФ права во многом совпадают с правами, обязанностями и ответственностью государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, предусмотренными в частях первой и второй ст. 66 Закона об охране окружающей среды .

———————————

См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

В соответствии с частью восьмой комментируемой статьи Правительством РФ принято Постановление от 25 декабря 2006 г. N 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов». Постановлением определяется, что государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Федерации (региональный государственный контроль и надзор).

Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому МПР России в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ.

Что изменилось в категорировании НВОС?

Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.

Исключения:

  • выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы

  • объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории

  • упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Об объектах государственного экологического надзора

В целях реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды » Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Для целей государственного экологического надзора установить три категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

2. Определить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах первой категории, осуществляется федеральный государственный экологический надзор, на объектах второй и третьей категории – региональный государственный экологический надзор, за исключением случаев предусмотренных п.3 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

3. Установить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов третьей категории, плановые проверки при осуществлении государственного экологического надзора не проводятся.

4. Утвердить прилагаемые:

критерии, на основании которых для целей государственного экологического надзора определяются категории объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации , 2009, № 5, ст. 625; № 14, ст. 1668).

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *