Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за проезд по одностороннему движению: что грозит водителю?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).
Выезд с одностороннего движения
Когда односторонняя полоса движения заканчивается, нужно правильно выполнить выезд. Начнем с ситуации, когда вы двигаетесь прямо. Обычно в этом случае проблем не возникает. Главное следить за тем, чтобы при выезде оказаться на полосе движения нужного направления, а не на встречном. Так что важно заранее перестроиться в желанную полосу.
Второй случай – нужно повернуть на правую сторону. Когда осуществляется выезд на одностороннее движение, нужно следить на какую сторону поворачивать, чтобы не нарушить поток автомобилей. А вот если поворачиваете направо, нужно заранее перейти на крайнюю полосу. Тогда после поворота машина окажется в крайней полосе дороги с движением на две стороны.
Третий вариант развития событий, когда водитель хочет выехать с дороги, повернув налево. Обычно именно в этом случае нарушается львиная доля правил. Поскольку свернуть нужно с крайней левой полосы дороги, а не с середины пути (как делают многие, а потом удивляются полученным штрафам).
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Правила стоянки и остановки
Многие водители не знают, как правильно вести себя на участках с односторонним движением. Особенные затруднения вызывает стоянка и остановка. Посмотрим, что говорит ПДД.
Кратковременная остановка или длительная стоянка на данных участках разрешена, если нет запрещающих эти маневры знаки. При наличии обочины ставить машины на проезжей части запрещено. Нельзя останавливаться также на односторонних участках, которые пролегают за пределами населенных пунктов. А вот в городе делать это можно, но при условии, что рядом не проходят трамвайные пути.
Стоянка в населенных пунктах разрешается легковым авто и легким грузовикам, вес которых не превышает 3,5 тонны. На полосах, выделенных для движения маршрутных ТС, останавливаться даже кратковременно нельзя.
В соответствии с пунктом 12.1 ПДД стоянка и остановка разрешены в таких случаях:
- на правой стороне дороги на обочине;
- у края проезжей части, если обочины нет;
- в некоторых случаях (прописанных в пункте 12.2) на тротуаре.
На односторонних участках рекомендуется парковаться слева, при условии, что рядом не пролегают трамвайные пути.
Грузовики, чей вес превышает разрешенные 3,5 тонны, могут только останавливаться, но не стоять долговременно.
Действия при движении в одну сторону с отдельной полосой для маршрутных ТС
В населенных пунктах на участках, где можно ездить только в одну сторону, нередко выделают отдельную полосу, по которой могут двигаться только транспортные средства маршрутного типа. Это сделано для разгрузки движения и для того, чтобы общественный транспорт не терял время в длительных пробках.
Как правило, на таких полосах действуют серьезные ограничения, а их нарушение грозит серьезным административным наказанием для водителя.
Следует помнить, что выделенные для маршрутных ТС полосы не могут использоваться другими участниками движения для проезда, обгона, посадки/высадки пассажиров, стоянки и т.д. О них стоит просто забыть – их как будто не существует для других водителей.
На участках с ездой в одну сторону это правило полностью сохраняется и другим водителям запрещено даже временно заезжать на эту полосу, чтобы не препятствовать проезду маршрутных ТС. Даже при условии отсутствия трафика на выделенке, ехать по ней нельзя.
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Выезд на встречную полосу с нарушением правил
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Кто может ездить по односторонке
Право двигаться по односторонке правила дорожного движения предоставляют автомобилям полиции, скорой помощи, пожарной охраны и других экстренных служб, если это необходимо для исполнения их служебных обязанностей.
Важно, чтобы движение осуществлялось при включенных проблесковых маячках. При этом автомобили частных граждан при виде такой машины экстренной службы должны уступить дорогу, приняв вправо, и продолжать движение по правой стороне полосы.
Допустим проезд по полосам с односторонним движением для машин общественного транспорта, если специальной полосы для них не выделено.
Важно! Если в сложившейся ситуации, чтобы избежать столкновения с другим транспортом, необходимо осуществить выезд на полосу одностороннего движения, необходимо максимально придерживаться края. А сам факт произошедшего необходимо доказать записями видеорегистратора, также можно обратиться к помощи очевидцев.
В остальных случаях выезд на полосу одностороннего движения категорически запрещен.
Обозначает дорогу или проезжую часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении. Используется для разгрузки дорог и повышения безопасности движения. По двум параллельным улицам организуют одностороннее движение в разные стороны. Эта мера помогает в старых районах с узкими улицами. Иногда движение в одну сторону организуется по магистральной улице, а в другую — по параллельной неосновной улице.
Впервые односторонное движение было введено 23 августа 1617 в Лондоне.
Относится к знакам особых предписаний.
Знaк дoпуcкaeтcя нe уcтaнaвливaть:
- в нaчaлe cъeздoв нa пepeceчeнияx в paзныx уpoвняx, пpoeздoв к oбъeктaм cepвиca, пo кoтopым ocущecтвляeтcя oднocтopoннee движeниe;
- в нaчaлe пpoeзжeй чacти c oднocтopoнним движeниeм, oтдeлeннoй oт пpoeзжeй чacти c вcтpeчным движeниeм paздeлитeльнoй пoлocoй или бульвapoм, нa дopoгax c paздeльным тpaccиpoвaниeм, в cлучaяx oбecпeчeннoй видимocти пpoeзжeй чacти c вcтpeчным движeниeм c кaждoй из пpoeзжиx чacтeй.
Пoвтopный знaк 5.5 уcтaнaвливaют пocлe пepeкpecткoв co cлoжнoй плaниpoвкoй.
Почему стоит сразу обращаться за помощью профессионалов
Для многих автовладельцев лишение прав является самым суровым и нежелательным наказанием. На время их отсутствия вы не просто потеряете свою мобильность и передвижение по городу станет сложнее, но и можете остаться без источника заработка, если ваша деятельность, так или иначе, требует наличия собственного транспорта.
Еще одним явным недостатком лишения прав является необходимость повторной сдачи экзаменов на знание ПДД. Без этого заветную «корочку» вам никто не вернет. Для многих автолюбителей, особенно если права были получены давно, такое положение дел становится весьма удручающим. Приходится заново разучивать все ПДД, разбираться в их тонкостях и нюансах с учетом новых поправок и изменений, тратить время на экзамен. Бумажная волокита и дополнительные сложности процедуры обратного получения прав могут стать источником серьезного дискомфорта.
Не доводите дело до столь плачевных последствий. Если вы проехали по участку дороги с движением в одну сторону во встречном направлении, обращайтесь за помощью к нашим специалистам. Мы поможем разрешить ситуацию в суде в вашу пользу. Для этого есть все необходимые ресурсы.
Наказание, штраф за выезд на дорогу для одностороннего движения
За допущенные нарушения на дороге с односторонним движением при въезде, выезде или других маневрах, автолюбитель подвергается следующим вариантам административных наказаний:
- неправильное перестроение при повороте налево, выезжая на обычную дорогу, если не занимается крайнее левое положение – штрафу на сумму пятьсот рублей;
- езда навстречу транспортному потоку при неправильном въезде, после разворота или при необоснованной сдаче назад – штрафным санкциям до пяти тысяч рублей либо лишению права управления авто сроком от четырех месяцев до полугода. Если отмеченное ранее нарушение, относящееся к разряду крайне опасных, совершено повторно за период менее года, у нарушителя изымаются водительские права на более длительный срок – до двенадцати месяцев;
- виновного в выезде на полосу движения маршрутного транспорта противоположного направления ожидает аналогичное наказание. Но если указанная полоса попутная, то меры не настолько суровые – штрафные санкции до полутора тысяч рублей, возрастающие в Москве и Санкт-Петербурге вдвое. Нередко инспекторы ГИБДД в этом случае выписывают штраф, как за ситуацию с противоположным направлением, что не соответствует требованиям законодательства.
Движение по полосе маршрутных транспортных средств в одну сторону с транспортными средствами
Из рассматриваемых дорожных ситуаций представляемая в этом пункте наиболее интересная. Так, при движении по полосе для маршрутного общественного транспорта инспектор накажет лишением права управления от 4 месяцев и до полугода.
Основным аргументом приводится норма, запрещающая движение во встречном направлении или выезд на полосу встречного движения.
Но в рассматриваемой ситуации движение попутно, что влечет смену наказания на штраф 1500 рублей, за исключением городов федерального значения – Москвы и Петербурга, где сумма обозначена в 3000 рублей.
Нередко инспекторы начинают шантажировать лишением прав, в силу чего водители готовы заплатить гораздо больше, чем 1500 рублей.
Как сделать возврат госпошлины ГИБДД?
Когда выезд на встречку запрещен
В 2018 году штраф полагается за следующие маневры:
- Обгон транспортных средств был совершен при наличии запрещающих знаков. В этом случае стоимость штрафа может достигать 5000 рублей.
- При развороте с заездом на встречную полосу в том случае, если на данном участке дороги он запрещен.
- Присутствует разметка, запрещающая обгон. Нередко на опасных участках дороги можно увидеть сплошную разметку или нанесенный на асфальт знак «Обгон запрещен».
- На встречные трамвайные пути выезд также запрещен, независимо от того, какой маневр вы совершаете.
- Выезда на полосу встречного движения также стоит избегать и при повороте налево.
- На полосе с односторонним движением встречное направление запрещено.
Многие водители спрашивают, что им делать, если выехал на встречную полосу и какой штраф при этом грозит? Это зависит от ситуации и обстоятельств. В большинстве случаев денежное наказание довольно большое, поэтому правилами не стоит пренебрегать.
Комментарий к ст. 12.15 КоАП
1. Объектом правонарушения являются безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , а также п. 1.2 Правил дорожного движения дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями. Запрещается движение транспортных средств по тротуарам, пешеходным дорожкам.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
2. Квалификация нарушения по части 1 статьи осуществляется в случае нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движения по обочинам или пересечения организованной транспортной или пешей колонны либо занятия места в ней.
Ответственность по части 2 статьи наступает за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения.
Ответственность по части 3 статьи наступает за выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, а по части 4 — за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Субъектом данного правонарушения является водитель, нарушивший правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.