Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что понимается под административным правонарушением?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как это работает. Штраф можно уплатить еще и в рассрочку — по частям и с продлением общего срока максимум на 3 месяца. Попросить о рассрочке можно в связи с материальным положением: например, если доход небольшой, а в семье несколько детей, которых надо кормить, одевать и возить на занятия.
Ваши права при уплате штрафов
86% из них в качестве наказания заплатили дополнительно к неуплаченному штрафу еще один — в двойном размере. Меньше 1% отделались предупреждением, а остальные получили либо административный арест, либо обязательные работы.
Административный штраф могут назначить за превышение скорости, мелкую кражу в магазине или ненадетую маску. Это не уголовное наказание, но размеры штрафов бывают очень серьезными.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы не пришлось платить лишнего, используйте законные права при назначении и уплате штрафов. Их можно уменьшить, отсрочить и даже отменить. Короткая справка — в таблице со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, вдруг пригодится.
Здесь речь только об административных штрафах для людей. Про уголовные штрафы и штрафы для предпринимателей — в другой раз.
Как смягчить административное наказание
Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.
Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.
Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.
Последствия отбытия административного ареста
Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.
Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.
С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).
Признаки административного правонарушения
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Виды административных взысканий
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Состав и виды административного правонарушения
Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.
Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.
Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:
- против прав граждан;
- против здоровья населения;
- против собственности;
- против общественной нравственности;
- нарушающие ПДД и другие.
Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.
Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Как будут отправлять на общественные работы
Общественные работы наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей».
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4-х часов в день. То есть они могут занять от 2 до 15 дней.
При этом есть важный нюанс — на такие работы могут отправить только с согласия самого человека, который совершил административное правонарушение. На такие работы не могут направить пенсионеров, несовершеннолетних, беременных, декретниц, людей с инвалидностью I и II группы, иностранцев, силовиков.
За сигнал могут лишить прав. Что изменилось для водителей
Обновленный КоАП среди прочего содержит новшества и для водителей: есть случаи, когда ответственность ужесточилась, но есть и пункты, по которым наказание стало более либеральным. Например, в некоторых случаях водители смогут не платить штраф, а обойтись предупреждением.
Если коротко про некоторые важные новшества для водителей, то для них:
- Ужесточили наказание за умышленную блокировку дорог — штраф может быть от 6 до 50 базовых (было — от 6 до 10 базовых). Такой же штраф прописали и для водителей за блокирование дорог в местах проведения массовых мероприятий или повлекшее создание аварийной обстановки (за это нарушение могут также лишить прав от года до двух лет). Это прописано в статье 18.1 КоАП.
- Водителя, который нарушает правила пользования звуковыми сигналами, могут наказать штрафом до трех базовых (87 рублей), а если подать сигнал в местах проведения массовых мероприятий, то штраф может быть до 10 базовых с лишением прав на срок до года или без лишения (статья 18.13 КоАП).
- Водителей коснется также такое новшество в КоАП, как освобождение от административной ответственности с помощью предупреждения (статья 8.3). Речь идет об административных проступках, то есть о незначительных нарушениях. Чтобы избежать штрафа, нужно соблюсти два условия: водитель должен быть согласен с правонарушением и до этого в течение года такого же правонарушения он не совершал. К примеру, на непройденный техосмотр или разговор по телефону это новшество будет распространяться, а на нарушение скоростного режима — нет.
- Выросли максимальные штрафы для лихачей.
- Ввели систему градации опьянения для водителей.
Подробнее про новшества, которые ввели для водителей с 1 марта обновленным КоАП, можно прочитать по ссылке. Кроме того, для автомобилистов появились изменения и в ПИКоАП.
Общие и различные стороны преступления и правонарушения
Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:
- небрежное отношение к действующему законодательству;
- причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
- частичное или полное игнорирование правовых запретов;
- каждый проступок считается опасным для общества;
- за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.
Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.
Что делать свидетелям массовой драки
При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.
Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.
Внимание
Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.
Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.
Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.
Признаки административного нарушения
Рассмотрим признаки, которыми характеризуется административное нарушение. Это общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
- Общественная опасность является объективным признаком административного правонарушения. Нарушение административного законодательства приводит к ущемлению законных прав и интересов граждан, общества и государства.
- Противоправность является субъективным признаком правонарушения, так как зависит от законодательной воли. Она указывает на нарушение правовых запретов, установленных соответствующими правовыми нормами. Административно-правовые санкции регулируют, контролируют и охраняют человеческие отношения в финансовой, трудовой, административной отраслях человеческой деятельности и носят универсальный характер.
- Виновность является объективным признаком и означает, что деяние (или бездействие) совершено виновно, то есть умышленно или по неосторожности. В гражданском праве допускаются невиновные действия, за которые устанавливается юридическая ответственность.
- Последним признаком является наказуемость. Это предусмотренная законодательством административная ответственность за нарушение.
Чтобы различать похожие административные нарушения и проступки, также обращают внимание на последствия, причиненный ущерб, способ, место совершения нарушения.
Срок административного нарушения
Сроки давности регламентируются КоАП РФ. Согласно ст. 4.5, срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Если дело рассматривается судьей, то три месяца.
Исчисляется этот срок, согласно общепринятому правилу, со следующего дня после момента обнаружения правонарушения.
Срок административного нарушения может меняться в зависимости от законодательной сферы, в которой оно было совершено. Таким образом, срок давности в бюджетном или антимонопольном законодательстве может варьироваться от одного до трех лет.
За нарушение антикоррупционного законодательства лицо, совершившее нарушение, можно привлечь к ответственности в течение 6 лет.
При совершении не прекращающегося на протяжении длительного времени административного нарушения срок исчисляется со дня его обнаружения.
После истечения срока давности административного нарушения постановление по делу не может быть вынесено в отношении нарушителя. Последний больше не подлежит привлечению к административной ответственности.
Признаками административного правонарушения (далее – АП) являются:
- Антиобщественность. Этот признак означает, что совершенное нарушение должно носить антиобщественный характер, т.е. причинять вред интересам людей, общества или государства.
- Противоправность. Это значит, что совершенное действие/бездействие должно нарушать какие-либо существующие нормы. Нарушитель может допустить нарушение требований налогового права – в этом случае АП не будет (за исключением ситуаций, когда законодатель в числе прочего указывает на привлечение нарушителя к административной ответственности).
- Виновность. Означает, что лицо совершило нарушение умышленно или по неосторожности.
- Наказуемость. Законом должно быть предусмотрено определенное наказание за совершение правонарушения.
Ответственность за административные правонарушения.
1. Штрафные санкции. Они применяются чаще всего, и используется как основной метод воздействия.
2. В качестве административных наказаний могут применяться предупреждения. Они предусматривают официальное порицание, выраженное общественным способом, и направленные на физическое, или юридическое лицо. Предупреждения выносят в письменной форме, и назначают за деяния, совершаемые в первый раз. Но в противоправном деянии не должно быть зафиксирован какой-либо вред жизни и здоровью человека, животного, растительной среде, или окружающему миру. После конкретного административного правонарушения с вынесением предупреждения также не должны были пострадать культурные объекты, и памятники старины.
3. Лишение какого-либо специального права-одна из форм административного воздействия. Это, к примеру, лишение прав управлять какими-либо транспортными средствами, лишение родительских прав, и так далее.