Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Митинг, кладбище, тюрьма: как в России применяют статью о массовых беспорядках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объективная сторона этого преступления предусматривает две формы действий: во-первых, организацию массовых беспорядков, которые привели к насилию над личностью, к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, насильственному выселению граждан, сопротивлению представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а во-вторых, активное участие в указанных действиях.
Комментарий к Ст. 212 Уголовного кодекса
1. С точки зрения объективной стороны ст. 212 УК предусматривает пять самостоятельных составов преступлений.
Первый из них описывается в ч. 1 как действие в виде: а) организации массовых беспорядков; б) подготовки лица для организации массовых беспорядков или участия в них. Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к иным лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти.
К организации массовых беспорядков относятся действия, направленные на инициирование массовых беспорядков, и дальнейшие действия по руководству (хотя бы относительному) и поддержанию массовых беспорядков. Такими действиями могут являться подбор инициаторов действий толпы при массовых беспорядках, разработка плана начала и продолжения массовых беспорядков, руководство (хотя бы относительное) участниками массовых беспорядков и т.п.
Подготовка лица предполагает в целом его обучение (см. комментарий к ст. 205.1, 205.3 УК).
2. Преступление признается оконченным с момента совершения соответствующих организаторских действий, хотя бы массовые беспорядки и не начались, или с момента начала обучения, хотя бы и безуспешного.
3. Второй состав преступления (ч. 1.1) — это склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных ч. 1 (см. также комментарий к ст. 205.1 УК).
4. Третий состав преступления описывается в ч. 2 как участие в массовых беспорядках и заключается в непосредственном совершении действий, образующих массовые беспорядки.
5. Четвертый состав преступления (ч. 3) характеризуется призывами к массовым беспорядкам, участию в них или к насилию над гражданами, т.е. однократными или многократными обращениями к участникам массовых беспорядков либо широкому кругу посторонних лиц в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора), нацеленными на побуждение адресатов призывов к активным действиям.
Преступление признается оконченным с момента осуществления призывов независимо от того, удалось ли побудить адресатов призывов к соответствующим действиям.
6. Пятый состав преступления характеризуется прохождением лицом обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них. Неисчерпывающий перечень обучающих действий приведен в статье. Преступление окончено с момента начала лицом обучения.
7. Примечание к статье допускает возможность освобождения обучающегося от уголовной ответственности в связи с его деятельным раскаянием.
Комментарий к Статье 212 УК РФ
1. Общественная опасность преступления заключается в создании неконтролируемой органами власти ситуации, влекущей нарушение нормального функционирования государственных и муниципальных органов и учреждений, коммерческих и иных организаций, прав и охраняемых законом интересов граждан.
2. Объектом преступного посягательства являются отношения по поддержанию мер общественной безопасности.
3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, выражается в организации массовых беспорядков (понятие массовых беспорядков см. в коммент. к ст. 63); ч. 2 — в участии в них; ч. 3 — в призывах к массовым беспорядкам, насилию над гражданами и активному неподчинению законным требованиям представителей власти.
4. Организация массовых беспорядков (ч. 1) предполагает деятельность по объединению неопределенного круга лиц в местах массового скопления людей и руководству их агрессивным поведением (дифференцирование граждан по функциональным ролям и координирование их действий и т.д.). Организация признается оконченной в момент начала массовых беспорядков, сопровождающихся следующими действиями.
4.1. Применение насилия (см. коммент. к ст. 127.1).
4.2. Уничтожение имущества (см. коммент. к ст. 142), в том числе поджоги (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества с применением огня) и погромы (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества с помощью мускульной силы человека или с применением предметов любого назначения, в том числе техники). Дополнительной квалификации по ст. 167 не требуется.
4.3. Применение, т.е. использование в соответствии с конструктивным предназначением огнестрельного оружия (устройств и предметов, конструктивно предназначенных для механического поражения живой цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового заряда), взрывчатых веществ или взрывных устройств (см. коммент. к ст. 63).
4.4. Оказание вооруженного сопротивления представителю власти, т.е. воспрепятствование осуществлению представителем власти своих функций путем использования любого вида оружия. Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, требует дополнительной квалификации по совокупности (ст. 212 и ст. 318).
5. Участие в массовых беспорядках (ч. 2) предполагает согласованное совершение перечисленных действий в составе неопределенного круга лиц. Участие считается оконченным в момент совершения хотя бы одного действия из числа указанных. Пассивное нахождение в толпе, совершающей данные действия, исключает УО.
6. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, массовым беспорядкам и насилию над гражданами (ч. 3) предполагают обращение к неопределенному кругу лиц для оказания соответствующего воздействия на их сознание, волю и эмоции. Форма обращения не имеет значения для квалификации (устная, письменная, в том числе в сочетании с изобразительной, с использованием технических и иных средств связи, через СМИ). Призывы считаются оконченными с момента доведения соответствующей информации до граждан, независимо от наступивших последствий.
7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Изъятие имущества в процессе массовых беспорядков, совершенное с корыстной целью и причинившее собственнику материальный ущерб, влечет квалификацию по совокупности с преступлениями против собственности.
8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет.
9. Преступление, предусмотренное ч. 1, 2, относится к категории тяжких, а ч. 3 — средней тяжести.
Причины и последствия
Возможные негативные результаты данного явления:
- Остановка работы государственных органов.
- Нарушения порядка, имеющие колоссальные масштабы.
- Нарушение жизнедеятельности социума.
- Вред здоровью граждан, убийства.
- Значительный экономический ущерб для общества, государства, конкретных лиц.
Возможные причины массовых беспорядков:
- Социально-экономические (дефицит продуктов питания, инфляция в катастрофических масштабах, массовая безработица).
- Политические (произвол со стороны действующей власти, нарушение свобод, неудовлетворённость населения правительственной политикой).
- Этнические (дискриминация национальных меньшинств либо же обратное явление — чрезмерное количество представителей не коренных и не преобладающих численно национальностей в разных областях общественной жизни).
- Религиозные (конфликты разных конфессий).
- Криминальные («войны» преступных группировок за сферы влияния).
- Иные (в частности, в течение последних лет весьма распространёнными стали акты экстремистских групп, антиглобалистские акции, столкновения футбольных «фанатов»).
«Московское» и «Болотное»
«Московское дело» появилось после несогласованной акции протеста 27 июля 2019 года из-за недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Причиной уголовного преследования по 212-й статье в данном случае стала в том числе «подача знаков руками» другим протестующим, дабы показать, по какой улице идти. Толпа протестующих, по логике следствия, уже самим своим существованием якобы нанесла материальный ущерб ресторану «Армения», который вынужден был закрыться в выходной день, и Мосгортрансу, отменившему маршруты общественного транспорта.
Также следствие выискивало факты насилия со стороны демонстрантов в отношении полицейских, но нашлись очень разрозненные эпизоды: от метания урны и разбрызгивания перцового газа из баллончика до бросания пластикового стаканчика якобы в сторону силовиков. В то же время десятки людей, избитых в центре Москвы на демонстрациях этим летом, пока не смогли добиться уголовного преследования правоохранителей, применявших в отношении них силу.
На данный момент в «московском деле» только с одного подследственного не снято обвинение в участии в массовых беспорядках — с Сергея Фомина. Изначально 212 статью пытались вменить практически всем фигурантам этого уголовного дела.
Как власть отреагировала на субботний митинг
Во вторник власти впервые прокомментировали субботнюю акцию. Мэр Сергей Собянин в специально записанном комментарии для принадлежащего мэрии канала ТВЦ заявил, что силовики в ходе митинга действовали «совершенно адекватно», а применять силу их «просто вынудили». Мэр еще до заявления СК назвал произошедшее на акции «массовыми беспорядками». На Трубной площади, по его словам, демонстранты решили перейти к открытым действиям: «попыткам перекрытия дорог, блокированию улиц, нападению на полицейских», чем и вынудили полицию применить силу. Собянин заподозрил оппозицию в подготовке провокаций, из-за того что ее представители отказались проводить новую акцию на проспекте Сахарова, как предлагала мэрия.
Собянин заявил о желании сказать спасибо полицейским за акцию 27 июля Политика
Первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман на коллегии Генпрокуратуры потребовал от прокуроров «жестко пресекать действия организаторов и участников незаконных и несогласованных публичных акций».
Понятие массовых беспорядков
Массовые беспорядки по УК РФ (ст. 212) — преступление, посягающее на общественную безопасность и общественный порядок.[6]
Выражается:
1) в организации массовых беспорядков;
2) в участии в них, если это сопровождалось насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Массовые беспорядки возникают как в связи с проведением демонстраций, так и в ходе различных других событий. От демонстраций их отличает то, что демонстрация — это мирное собрание, на которое граждане правового демократического государства имеют конституционное право и где они могут выражать коллективный протест против социальных недостатков, устранение которых как раз и предотвращает массовые беспорядки. Массовые беспорядки отличает прежде всего: противозаконность собрания лиц, их скопление в количестве более трех человек, проведение заранее подготовленных акций с распределением ролей, применение насилия. Как правило, это толпа, которая кидает булыжники в полицейских, бьет стекла витрин, грабит магазины, переворачивает и поджигает автомобили, возводит баррикады. Оценка массового беспорядка в качестве такового дается обществом, и социальная реакция на него сопряжена с решением непростых проблем.
Опасность беспорядков в том, что невозможно предугадать масштаб и количество возможных жертв
Уголовным законом РФ массовые беспорядки отнесены к категории особо тяжких преступлений, в соответствии с главой 24 Уголовного кодекса РФ. Эти преступления против общественной безопасности наряду с терроризмом, бандитизмом и незаконным оборотом наркотических средств, а также оружия, посягают на систему ценностей, установленных как Конституцией, так и общепризнанными принципами и нормами международного права, поскольку массовые беспорядки нарушают права человека, гарантированные международной Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Относительно инкриминируемой участникам несанкционированного митинга статьи 212 УК РФ стоит отметить, что общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей, сопровождается применением насилия, повреждением или уничтожением имущества, поджогами, погромами, возможно с применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, способствуют нарушениям функционирования органов власти и органов управления, нарушением работы предприятий, учреждений, транспортного сообщения на важнейших транспортных магистралях, что в конечном итоге наносит экономический ущерб.
Главная опасность подобного рода преступлений заключается в том, что при совершении определенными лицами данных видов преступлений практически невозможно предугадать масштаб и количество возможных жертв. Ведь это преступление, совершаемое в общественном месте, вопреки процедуре согласования проведения общественного мероприятия, исключает возможность оперативного реагирования со стороны государственных и правоохранительных органов на предотвращение риска причинения вреда гражданам и имуществу.
Составом преступления обязательно является наступление негативных последствий, поэтому данная норма закона имеет превентивное значение и призвана пресечь перерастание санкционированных или несанкционированных публичных мероприятий в массовые беспорядки с тяжкими последствиями, в виде причинения вреда здоровью и жизни неопределенному кругу лиц, непредсказуемых масштабов.
Ошибаются те комментаторы, которые под предусмотренными в статье 212 УК РФ массовыми беспорядками понимают только такие преступления, которые обязательно должны сопровождаться уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств и отравляющих веществ, представляющих опасность для граждан, погромами, поджогами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, с последствиями, связанными с наступлением вреда здоровью граждан или человеческими жертвами, парализацией функционирования органов власти, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, нанесением серьезного экономического ущерба и вреда, как для отдельных граждан, так и государства в целом.
Действительно, статья 212 УК РФ предусматривает и эти, наиболее тяжкие последствия от массовых беспорядков, однако факта применения насилия при наличии других признаков объективной стороны преступления достаточно для квалификации данного деяния как массовые беспорядки.
Более того, применение насилия в отношении любого человека, в том числе представителя власти, образует состав преступления 212 статьи УК РФ.
Вместе с тем применение насильственных действий в отношении сотрудников правоохранительных органов образует еще и самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК РФ, то есть применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Таким образом, если человек, участвующий в массовых беспорядках, одновременно применяет насильственные действия в отношении сотрудников правоохранительных органов, его деяния являются реальной совокупностью преступлений и подлежат квалификации одновременно по ст.ст. 212, 318 УК РФ.
Объект преступления – это то, на что направлены действия негативно настроенных граждан. Таким образом, объект преступления – безопасность, которая может быть нарушена в результате массового беспорядка.
Объективная сторона преступления –все действия или бездействия граждан, которые направлены на разжигание массового беспорядка, его планирование и др.
Субъективная сторона преступления содержит мотив. Так выделяют один из мотивов – донести до государственных органов власти какие-либо идеи. Другой мотив, самый радикальный – устроить конфликт, который приведет к смене режима или власти.
Субъектом преступления являются лица, которые достигли возраста 16 лет и являются полностью вменяемыми.
Примеры массовых беспорядков
Такое явление достаточно распространены, стоит отметить несколько зафиксированных случаев из практики:
- Так, например, гражданин Симонов В.А был замешан в организации массового беспорядка. В своих действиях у Симонова прослеживались насильственные методы в отношении спецслужб. В тот момент пока он находился под стражей он преследовал цель – улучшить условия пребывания в исправительном учреждении. Для достижения данной цели Симонов сплотил между собой других заключенных и провел агитационную работу. Конечным итогом было следующее- Симонов был осужден на четыре года тюремного заключения.
- Другим известным примером являются события, которые развернулись на Манежной площади в Бирюлево сразу после смерти Е. Щербакова. Начались массовые беспорядки с активного желания граждан выселить иммигрантов. Далее действия участников конфликт зашли далеко и были зафиксированы насильственные методы достижения цели, включая убийство, а также применения огнестрельного оружия. В конечном итоге имело место большое количество жертв, порядка трёхсот человек было задержано.
Статистические данные о массовых беспорядках в России за последние несколько лет говорят о том, что прослеживается националистический характер всех событий, которые происходили за период с 2001 года.
Стоит отметить, что в своем роде массовый беспорядок содержит конкретную цель и причины. Данные события подтверждают факт проявления социально-запущенного конфликта, который назревал давно. В такой ситуации задачей государства является устранение противоречия между бунтующими сторонами с минимальными потерями и жертвами.
Многие специалисты считают, что одним из эффективных методов борьбы с массовыми беспорядками, хулиганством или вандализмом считается открытое общественное обсуждение данного вопроса для того чтобы избежать в будущем рецидива.
Победить можно только в наступлении
История с «откровением» Сьюзан Райс в целом не только интересна, но и поучительна. Это – вброс, мастерски сделанный, который достиг цели. А это дорогого стоит. При этом Дмитрий Песков, стремясь подчеркнуть безразличное отношение «Кремля» к заявлению Райс, сделал как раз обратное: он показал, что вброс заметили и, что самое опасное, обиделись. Но при этом обиду затаили до «лучших времен»: «Панамское досье» и, особенно, пресловутое «Дело Скрипалей» научили не высовываться и тому, что любое подобного рода «мероприятие» лучше переждать в «дальнем окопе». А там про него забудут или оно само «рассосется». Это тактика в целом верная, потому что она сугубо оборонительная. Но обороной врага не победить; врага можно победить только в наступлении. Как бы не был глубок твой «дальний окоп», за тобой все равно придут.
Тактика «стратегического молчания» (бездействия в критической ситуации) иногда хороша для главы государства, которого хотят скомпрометировать (она реально снижает риски от любых спонтанных действий), но она никак не оправдывает бездействие его подчиненных. Если начинается новая информационная операция – ее надо отражать. Противника надо выманивать на свое поле и там переигрывать вчистую. А это можно сделать только в формате активных мероприятий.
Чиновничья психология устроена одинаково – что у нас, что в США. Но при этом в критической ситуации американские чиновники действуют, не боясь рисковать, а наши, в большинстве своем, «забиваются под корягу» или ждут сверху «руководящих указаний». При этом все время твердят о том, что главный принцип в любом деле должен быть «Не навреди!». Поэтому, мол, лучше ничего не делать, ничем при этом лично не рискуя, чем идти на оправданный риск, за который – в случае неудачи – тебя могут вышвырнуть вон с работы без выходного пособия. При этом эти люди не понимают, что в критической ситуации бездействие – это тоже преступление, это непрофессионализм и профессиональная непригодность одновременно. Если в критической ситуации (а начало новой операции информационной войны – это как раз именно этот случай) ты – влиятельный высокопоставленный чиновник – ограничиваешься «наблюдением», гнать тебя пинками надо из органов. Потому что свой тест на профпригодность ты не прошел.
беспорядки США
Возможно ли освобождение от наказания
Человек, который проходил обучение для участия или организации беспорядков и сообщивший об этом правоохранительным органам, освобождается от уголовной ответственности. Пожалуй, это единственный предусмотренный законом случай освобождения от наказания.
Однако иногда задерживают невиновных, и задержанному приходится доказывать свою непричастность к нарушению закона. Дело в том, что во время массовых беспорядков и задерживают массово.
Обычно полиция или ОМОН «выдергивают» из толпы наиболее активных нарушителей, но под «горячую руку» могут попасть люди, которые просто находились в толпе. Даже если действия этого гражданина не квалифицируются как участие в массовых беспорядках, на месте это вряд ли удастся доказать.
К этим лицам применяется административное задержание. И после проверки личности через несколько часов их обычно отпускают.
Меры наказания за организацию и участие в массовых беспорядках
Мера и степень наказания участников, организаторов массового беспорядка определяет часть 1 статьи 212 УК РФ. Но стоит помнить, что окончательное решение выносит судебный орган в зависимости конкретного случая. Установлена мера наказания от 8 до 15 лет лишения свободы.
В том случае, если будет доказана вина лица, который был подстрекателем, т.е. призывал к массовому беспорядку, агитировал его, то предусматривается следующие виды воздействия:
- Запрет на выезд за границу и запрет смены гражданства;
- Назначение общественных работ или лишение свободы на срок, но не более чем на два года.
Важно! Наказанию подлежат лица, которые достигли 14 лет. В таком случае подросткам избежать наказания не удастся.
Важным моментом является то, что, если виновный преступления каким-либо образом способствуют раскрытию преступления, помогает найти зачинщиков или организаторов, то в таком случае он освобождается от ответственности. Для тех, кто способствует раскрытию преступления предусмотрено иное наказание, но исключается тюремное заключение.
Лекция 50. Преступления против общественного порядка. 2 часа
Раздел 12. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
Модуль 6. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти.
План лекции:
1. Массовые беспорядки (ст. 212): понятие, состав и квалифицированные виды.
2. Хулиганство (ст. 213 УК РФ): понятие, состав и квалифицирующие признаки. Отличие уголовно-наказуемого хулиганства от мелкого хулиганства (ст. 158 КоАП РФ).
3. Вандализм (ст. 214 УК РФ: состав преступления и отличие от хулиганства (ст. 213 УК РФ) и повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования (ст. 11.15 КоАП РФ)
1. Массовые беспорядки (ст. 212): понятие, состав и квалифицированные виды
Объектом составов массовых беспорядков является общественный порядок. Несмотря на то, что законодатель использует в названии раздела IX УК РФ понятия общественная безопасность и общественный порядок как равнозначные. В научной литературе существуют различные мнения по поводу их соотношения: одни авторы считают, что общественный порядок включает в себя общественную безопасность, другие – наоборот, считают, что общественная безопасность шире, чем общественный порядок, а третьи – разграничивают эти сферы. На наш взгляд, при существующей структуре уголовного закона можно допускать существование общественного порядка как самостоятельного вида объекта уголовно — правовой охраны.
Из анализа различных учебных и научный работ следует, что общественный порядок это общественные отношения, которые обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их человеческого достоинства и общественной нравственности.
Дополнительным объектом этих деяний являются или здоровье людей, или чужая собственность, или порядок управления.
Объективная сторона теперь выражается в трех формах деяния, расположенных в статье по степени убывания общественной опасности: организация массовых беспорядков (ч. 1), участие в них (ч. 2), призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3).
Часть 1 ст. 212 УК РФ организация массовых беспорядков охватывает только руководство действиями бесчинствующей толпы, потому что ответственность за призывы к участию в нем предусмотрена в ч. 3 ст. 212 УК. Кроме того, конкретизирован круг действий, сопровождающих массовые беспорядки, — насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказание вооруженного сопротивления представителю власти (схема 1).
Под насилием следует понимать побои, истязания, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли либо ограничением свободы, если они не создавали опасности для жизни и здоровья. Причинение тяжкого вреда здоровью и смерти в процессе массовых беспорядков квалифицируется по правилам совокупности преступных деяний со ст. ст. 111 или 105 УК. Представляется, что психическое насилие не может быть отнесено к данному понятию, так как не будет соответствовать другим действиям, сопровождающим массовые беспорядки.
Под погромамиследует понимать порчу или завладение имуществом, его осквернение или приведение в беспорядок, совершенные участниками толпы.
Под поджогами понимаются действия участников беспорядков по вызову огня как неконтролируемого процесса горения тех или иных объектов жизнеобеспечения, домов, автомашин и других ценностей.
Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывныхустройств понимается не только использование их для причинения вреда здоровью, уничтожения имущества, поджогов и погромов, но и угроза фактического использования. При незаконном обращении с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами действия виновных квалифицируются еще по ст. 222УК.
Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается физическое или психическое противодействие участника (участников) массовых беспорядков представителю органа государственной власти или местного самоуправления путем реального применения огнестрельного или холодного оружия, боевых припасов (гранат), взрывных устройств или путем высказывания угроз применить их в целях воспрепятствования прекращению массовых беспорядков. Если в результате вооруженного сопротивления представителю власти причинении любой вред здоровью, деяние участников и организатора следует квалифицировать по совокупности соответствующей части ст. 212 УК РФ и ч. 2 ст. 318 УК РФ «Применение насилие в отношении представителя власти».
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивами организации массовых беспорядков могут быть месть должностным лицам органов государственной власти или местного самоуправления за какие-либо действия или решения, а также политические, религиозные или националистические (сепаратистские) побуждения и т.п.
Целью организации массовых беспорядков может быть принуждение органов государственной власти или местного самоуправления к удовлетворению каких-либо требований организаторов (руководителей) таких беспорядков, подрыв авторитета органов власти, повышение престижа организаторов беспорядков в глазах населения и др.
Субъектом состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212) может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраст
Участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ) выражается в непосредственном совершении лицом вместе с другими групповых действий, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также в оказании вооруженного сопротивления представителю власти. Присутствие лица в толпе бесчинствующих людей без совершения им каких-либо действий, соединенных с применением насилия в отношении людей (например, другой национальности), с погромами, поджогами и тому подобными акциями, не образует состава участия в массовых беспорядках и не влечет за собой уголовной ответственности.
В ч. 3 ст. 212 УК законодатель закрепляет один из способов подстрекательских действий — призывы, которые могут быть совершены в письменной или устной форме с различной степенью публичности и адресованы как конкретным лицам, так и неопределенному кругу. В этой норме содержится два вида призывов. Первый включает в себя два необходимых условия: 1) убеждение в активном неподчинении законным требованиям представителя власти; 2) склонение к массовым беспорядкам. Вторая форма — призывы к насилию над гражданами, отличается от подстрекательства к насильственным преступлениям против личности тем, что ими формируется нежелание совершить конкретное преступление, а общий настрой к насилию (схема 2).
2. Хулиганство (ст. 213 УК РФ): понятие, состав и квалифицирующие признаки. Отличие уголовно-наказуемого хулиганства от мелкого хулиганства (ст. 158 КоАП РФ)
Основным объектом хулиганства по мнению большинства научных работников, является общественный порядок как элемент общественной безопасности. Однако, последние несколько лет это утверждение стало подвергаться сомнению. Причиной этому послужило изменение диспозиции ст. 213 УК РФ, происшедшее 08.12.2003 г. В настоящее время в качестве обязательного признака объективной стороны состава преступления предусмотрено его совершение «с применением оружия или предметов в качестве оружия». Использование данных предметов изменяет направленность деяния и уже создает угрозу общественной безопасности.
Причины и последствия
Возможные негативные результаты данного явления:
- Остановка работы государственных органов.
- Нарушения порядка, имеющие колоссальные масштабы.
- Нарушение жизнедеятельности социума.
- Вред здоровью граждан, убийства.
- Значительный экономический ущерб для общества, государства, конкретных лиц.
Возможные причины массовых беспорядков:
- Социально-экономические (дефицит продуктов питания, инфляция в катастрофических масштабах, массовая безработица).
- Политические (произвол со стороны действующей власти, нарушение свобод, неудовлетворённость населения правительственной политикой).
- Этнические (дискриминация национальных меньшинств либо же обратное явление — чрезмерное количество представителей не коренных и не преобладающих численно национальностей в разных областях общественной жизни).
- Религиозные (конфликты разных конфессий).
- Криминальные («войны» преступных группировок за сферы влияния).
- Иные (в частности, в течение последних лет весьма распространёнными стали акты экстремистских групп, антиглобалистские акции, столкновения футбольных «фанатов»).
Организация массовых беспорядков
Вопрос организации поведения толпы достаточно сложен, требует специализированной подготовки и опыта, так как стихийные волнения хоть и подчиняются определенным закономерностям, но могут легко выйти из-под контроля или пойти не в том направлении. Именно поэтому массовые беспорядки не ограничиваются процедурой их инициации в результате красноречивых призывов и придания толпе импульса. Чтобы добиться требуемого результата, в процессе оказывается задействовано множество людей, каждый из которых выполняет определенную роль, в частности:
- «оратор» — является субъектом способным произносить аргументированные речи, обосновывающие общую идею и допустимость силовых мер для достижения успеха;
- «провокатор» — осуществляет подстрекательскую деятельность, выкрикивая призывы к активным действиям, угрозы и оскорбления;
- «боевик» — являясь субъектом, склонным к хулиганским поступкам, наглядным примером демонстрирует толпе безнаказанность противоправных действий, бросает первый камень или бутылку с зажигательной смесью;
- «координатор» — руководит действиями всех подготовленных участников на месте, общаясь с непосредственным организатором.