Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реальная жизнь: истории про беременность и роды у подростков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Историю москвички Вали, ставшей мамой в 11 лет, наверняка помнят многие. В 2005 году это было нечто из ряда вон: школьница из Капотни оказалась беременна от 19-летнего гастарбайтера из Таджикистана Хабиба Патахонова. Молодой человек снимал комнату у Валиной бабушки и работал в Москве продавцом лавашей. Эта история разделила общественность на два лагеря. Первый был уверен, что выходец из бывшей союзной республики растлил ребенка и должен отбывать наказание в тюрьме. Вторая вступилась за молодых, которые уверяли, что у них настоящая любовь. Выяснилось, что Валентину растила неродная бабушка, которая считала, что Хабиб гораздо моложе. Как он оказался в постели с ее внучкой, Антонина Зенкина не понимала.
Нина Дмитрушкова, в 23 года родила четвертого ребенка
Сейчас Нине Дмитрушковой из Волгограда 34 года. И у неё пятеро детей. Своего первого ребёнка она родила в 17 лет, второго — в 19, третьего — в 21, четвёртого — в 23 года. Пятую девочку Нина родила как суррогатная мама, но заказчик отказался от ребёнка. И теперь она воспитывается в семье Дмитрушковых как родная дочь. Маленькой Еве 4 года.
«В 17 лет ты рожаешь «по большой любви», — рассказывает Нина Дмитрушкова. — Я сама выросла в многодетной семье. Дети у нас всегда были в приоритете. Мы изначально росли и уже с 12 лет мечтали побыстрее выйти замуж, родить ребёнка. Поэтому своих детей я рожала и не задумывалась, у меня не было страха никакого. Хотя я понимала, что у меня за душой ничего нет».
Конечно, было осуждение, признаётся Нина. Бабушки на лавочке шептались, обсуждали. Да что там бабушки, осуждали даже врачи. «В первых родах начала кричать: «Мамочка, больно! Больно!» А он мне: «А где была твоя мамочка, когда ты раздвигала ноги в 16 лет?» Вот эти я слова запомнила».
Дарья М., родила в 15
16-летняя Дарья живет в семейном приюте «Ковчег» в Калужской области. Девочка воспитывает 3-месячную дочь Еву.
«Я познакомилась со своим мужем, когда мне было 14. Он старше меня на 5 лет. Мы встречались, гуляли. Забеременела я в 15. Родители узнали очень скоро, когда срок был 14 недель, — вспоминает Дарья. — Не могу сказать, что они отреагировали слишком негативно, просто у нас в двухкомнатной квартире жила мама, отчим, нас трое детей и моя сестра с двумя детьми. Когда было невыносимо, мама обращалась за помощью к батюшке. Так мы узнали о православном приюте, и я решилась попроситься туда».
Дарья переехала жить в приют. Она заканчивала девятый класс, когда подошел срок родов. Стала мамой в 15 лет, 31 июля 2019 года. Несмотря на положение, Даше удалось сдать ОГЭ. Девушка подала документы в техникум в соседнем городе и договорилась о нестрогом посещении: ввиду особых обстоятельств ей разрешили брать в учебном заведении задания и приезжать только изредка и на сессии.
«Меня называли милфой, потому что я была чуть старше остальных на курсе, мол, взрослая женщина с ребёнком»
Когда Егору было полтора года, родители рассказали, что в посёлке, где они живут, открыли экспериментальную ясельную группу. Мы решили, что можем отправить Егора туда. Так я снова вернулась к родителям. Но потом мы вместе решили, что нечего мне тратить молодость. Они были готовы помочь с сыном, чтобы я могла уехать учиться, работать, строить жизнь. И вот мой сын уже шесть лет живёт с моими родителями, а я переехала в Новосибирск.
Я поступила в университет, но там не рассказывала о том, что у меня есть ребёнок. У нас в группе был парень, который уже был отцом, и ребята над ним всё время прикалывалась, подкалывали его. Мне было неприятно за него, поэтому о себе я не рассказывала. Но за время учёбы люди всё равно так или иначе люди стали узнавать про мою историю. У меня даже было прозвище. Меня называли милфой, потому что я была чуть старше остальных на курсе, мол, взрослая женщина с ребёнком. Но тем не менее с ребятами из университета я всё равно хорошо общаюсь до сих пор.
У меня очень классный ребёнок. Мы часто видимся, я привожу его к себе в гости в Новосибирск. Но вот такого, как бывает у некоторых женщин, которые целуют своих детей во все места, нет. Сейчас я состою в отношениях, у меня очень хороший парень. Мы с ним уже давно вместе, а познакомились вообще до рождения ребёнка. Они знакомы с Егором и хорошо общаются.
Раньше я всегда отвергала мысли о том, что у меня ещё будут дети. Но полгода назад я уехала из Новосибирска, была долгое время наедине с собой. И стала думать, что, возможно, готова ещё родить ребёнка, но, конечно, не прямо сейчас. И воспитать его так, как нужно. А не так, как у меня получилось в первый раз.
Почему проблема ранней беременности столь распространена?
Статистика указывает на то, что чаще всего молодые девушки беременеют в раннем возрасте в том случае, если сами воспитывались в неполной семье. Это объясняется их естественным желанием поскорее обзавестись своей «нормальной» семьей любой ценой. Если же семья была полноценной, вполне вероятно, что у девушки были плохие отношения с одним из родителей или даже с обоими.
Иногда подростки начинают вести раннюю половую жизнь из-за того, что некоторое время назад оказались жертвами изнасилования. Спустя годы они чувствуют себя никчемными, униженными и ненужными. Все это приводит к полному безразличию к себе и окружающим, а иногда даже к озлобленности. Такие жизненные ситуации сказываются на их моральном состоянии и в ранние годы молодые девушки желают обзавестись ребенком, даже не имея спутника жизни.
Причины подростковой беременности
Физиологические возможности для оплодотворения яйцеклетки возникают у девочки после наступления первой менструации (менархе). Однако реальные причины ранней беременности связаны не с биологическим, а с социальным аспектом. Провоцирующие факторы в разных странах отличаются, во многом определяются уровнем экономического развития, организации образования и медицинской помощи, местными нормами и традициями. По мнению специалистов в сфере акушерства и гинекологии, наступлению беременности в подростковом возрасте способствуют:
- Недостаточное сексуальное воспитание и просвещение. Подростки не всегда в полной мере осведомлены о последствиях незащищенного секса, необходимости и правилах контрацепции. Это вызвано отсутствием целевых программ сексуального воспитания школьников, ханжеским отношением взрослых, примерами асоциального образа жизни, который ведут родители.
- Сексуальная раскрепощенность. 9 из 10 девушек получают первый сексуальный опыт в возрасте до 20 лет. Этому способствует доступность слабоалкогольных напитков, наркотических веществ, порнографических материалов. По результатам исследований, у подростков, которые смотрят телепередачи и фильмы с сексуальными сценами, риск ранней беременности возрастает вдвое.
- Предубеждение к контрацепции. В обществе все еще сохраняется стойкий стереотип о том, что использование мужских барьерных контрацептивов снижает остроту удовольствия и влияет на романтизм отношений. Как следствие, некоторые девочки и девушки в страхе потерять партнеров стесняются обратиться к ним с просьбой о предохранении при помощи презервативов.
- Сексуальное насилие. Около 10% беременных подростков, не достигших 15 лет, сообщают о принудительном характере первых сексуальных отношений. Зачастую принуждение к сексу вызвано пребыванием девочки в неблагоприятном социальном окружении, гораздо реже оно является элементом шантажа со стороны партнера, который угрожает прекратить романтические отношения.
- Плохое социально-экономическое положение. Эта причина — одна из наиболее значимых для государств с низким уровнем дохода населения. Для части подростков финансовое пособие при рождении ребенка и социальная помощь, выделяемые до достижения им определенного возраста, становятся значимым аргументом в пользу раннего материнства, а иногда и единственным источником дохода.
Часть из указанных причин актуальна для бедных стран с высоким уровнем безработицы, недоступностью образовательных и медицинских услуг, низкими доходами. Однако увеличение частоты ранней беременности в развитых государствах свидетельствует о недостатках реализуемой государственной политики и отсутствии целевых усилий, направленных на решение данной проблемы.
Особенностью подростковой беременности является ее поздняя диагностика, связанная с тем, что до 35-55% девочек не подозревают, что вынашивают ребенка, или скрывают это. Зачастую подростки обращаются к акушеру-гинекологу только на поздних сроках, а 8-11% несовершеннолетних беременных вообще не становятся на учет. «Золотой» стандарт диагностики состояния основан на выявлении таких же предположительных, вероятных и достоверных признаков, как и во взрослой репродуктивной группе. Чтобы окончательно подтвердить беременность у девочки с задержкой менструации, проводят:
- Осмотр на кресле. При бимануальной пальпации определяется увеличение матки до вероятного гестационного срока, размягчение ее перешейка, повышенная подвижность шейки. Осмотр в зеркалах позволяет выявить возможные признаки генитальной инфекции (воспаление слизистой оболочки влагалища, выделения из цервикального канала).
- Тест на беременность. Лабораторная диагностика основана на определении в моче хорионического гонадотропина — специфического гормона, который начинает секретироваться со времени имплантации оплодотворенной яйцеклетки в матке. Современные струйные тесты отличаются высокой чувствительностью, а их достоверность достигает 99%.
- УЗИ матки. Сонографическое исследование является наиболее популярным и доступным методом, достоверно подтверждающим факт беременности у подростка. При помощи УЗИ в полости матке выявляются плод, плацента, оболочки. Регулярный скрининг позволяет динамично наблюдать за гестацией, а фетометрия — оценивать развитие плода.
Для исключения возможной инфекционно-воспалительной патологии половых органов выполняют микроскопию мазка из влагалища, бактериологический посев на питательные среды, TORCH-комплекс, РИФ, ИФА, ПЦР-диагностику. В последующем для раннего обнаружения признаков фетоплацентарной недостаточности рекомендована КТГ. Дифференциальная диагностика проводится с новообразованиями брюшной полости и малого таза, пороками развития матки, гипоталамо-гипофизарными расстройствами, первичной овариальной недостаточностью, обменно-эндокринными нарушениями при сахарном диабете, гипофункции и гиперфункции щитовидной железы, другими заболеваниями, сопровождающимися аменореей. По показаниям пациентку консультируют подростковый педиатр эндокринолог, инфекционист, дерматолог, невропатолог, нейрохирург, психолог, психиатр.
- По данным на 2019 г., численность случаев беременности среди подростков в возрасте 15–19 лет в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) оценивалась на уровне 21 миллиона ежегодно, из которых примерно в 50% случаев беременность была нежелательной, а около 12 миллионов случаев заканчивались родами (1), (2).
- Данные о случаях рождения детей у девочек в возрасте 10–14 лет малодоступны; согласно выборочным сведениям из Анголы, Бангладеш, Мозамбика и Нигерии, коэффициент рождаемости среди представителей этой возрастной группы в 2020 г. превышал 10 рождений на 1000 девочек (3).
- Данные за 2019 г. свидетельствуют о том, что 55% случаев нежелательной беременности среди девочек-подростков в возрасте 15–19 лет заканчиваются абортом, который в СНСД нередко проводится небезопасным образом (1).
- Матерям подросткового возраста (10–19 лет) по сравнению с женщинами 20–24 лет угрожает повышенный риск эклампсии, послеродового эндометрита и системных инфекций, а их дети чаще имеют низкую массу тела при рождении, рождаются недоношенными и страдают тяжелыми неонатальными заболеваниями.
- Предупреждение беременности и связанной с этим смертности и заболеваемости среди подростков – залог улучшения показателей здоровья на всех этапах жизненного цикла и важнейшее условие достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР) в области охраны здоровья матерей и новорожденных.
Как влияет ранняя беременность на организм подростка?
- Организм юной мамы не готов к вынашиванию ребенка
Подростковый организм активно растет, поэтому требует достаточного количества кальция. Мама-подросток вынуждена, в силу своего положения, делится таким необходимым для нее микроэлементом с ребенком. Соответственно, беременная имеет недостаток кальция не только в своем организме, но и у плода, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в формировании костей малыша.
- Отрицательное воздействие на внутренние органы
Матка увеличивается, растет и начинает давить на внутренние органы матери. Больше всего страдает сердце беременной, а если до этого у нее были проблемы с этим органом, то беременность не лучшим образом отразится на ее здоровье.
- Осложнения при ранней беременности, детская смертность
Выше были описаны основные опасности подростковой беременности, такие как выкидыш, анемия, плацентарная недостаточность, летальный исход.
- Бесплодие
По статистике большая часть молодых мам решают прервать свою беременность. Если родить ребенка решается одна несовершеннолетняя, то пять — искусственно прерывают беременность. Девушка должна быть информирована обо всех негативных последствиях в будущем, которые следуют за абортом: непроходимость, инфицирование воспаление маточных труб; маточные спайки; возрастание угрозы выкидыша в 3-4 раза; эндометриоз, бесплодие.
Идет на аборт? Не запрещать
Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение – ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.
Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.
В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.
В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.
Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.
Профилактика понижения температуры тела
- Если у вас есть хронические заболевания, внимательно следите за своим самочувствием. Регулярно посещайте лечащего врача и выполняйте все его предписания.
- Укрепляйте иммунную систему. Питайтесь сбалансированно и не менее двух раз в год – осенью и весной – принимайте курс витаминов.
- При отдыхе на море или реке не находитесь слишком долго в воде. Выйдя на берег, немедленно насухо вытритесь полотенцем. Маленьких детей нужно сразу переодеть в сухую одежду.
- Не устраивайте сквозняки в квартире. 10-15 минут для проветривания вполне достаточно.
- Одевайтесь всегда по погоде. Не находитесь на улице в мокрой одежде.
- Если в силу обстоятельств вы вынуждены много времени проводить в одной и той же позе, устраивайте себе хотя бы раз в два часа физкультурные пятиминутки.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
- Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
- Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
- Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
- Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности (рис. 2) [7].
Какая вероятность беременности при месячных, если я знаю, когда у меня овуляция?
Два основных метода определения овуляции в домашних условиях — отслеживание базальной температуры и тесты на уровень лютеинизирующего гормона. Первый метод основан на том, что измеренная утром температура тела женщины делает характерный «нырок» вниз за день до овуляции, а затем поднимается вверх на несколько десятых долей градуса выше, чем в первой фазе цикла. Второй метод предполагает использование специальных аптечных тестов: они способны заметить скачок выработки лютеинизирующего гормона, который происходит тоже примерно за день до овуляции. О других признаках овуляции можно прочитать тут.
Фармакологические свойства
Фармакокинетика
Магния сульфат как слабительное средство действует на всем протяжении кишечника, но главным образом в тонкой кишке. Эффект наступает через 4-6 часов после приема препарата. У детей младшего возраста возможно всасывание небольшого количества слабительных солей. При этом их почки медленно выводят соли, поэтому существует опасность их кумуляции.
Фармакодинамика
Магния сульфат повышает осмотическое давление в просвете кишечника, что задерживает всасывание воды (принятой с лекарством и содержащейся в кишечном секрете), увеличивает объем кишечного содержимого, который вызывает растяжение кишки и рефлекторно стимулирует перистальтику. К тому же при повышении осмотического давления в просвете тонкой кишки увеличивается секреция ее слизистой оболочкой холецистокинина, который не только усиливает перистальтику кишечника, но и увеличивает кровоток в желудочнокишечном тракте, повышает секрецию пищеварительного сока, расслабляет сфинктер Одди, усиливает сокращения желчного пузыря и повышает ток желчи в кишечник.
Способ применения и дозы
Внутрь на ночь или натощак за 30 мин до еды взрослым по 10-30 г в 1/2 стакана воды. Детям старше 12 лет по 10 г 1 раз в сутки в 1/2 стакана воды, от 6 до 12 лет 5-10 г в 1/2 стакана воды. Детям до 6 лет только по назначению врача — из расчета 1 г на 1 год жизни. При хроническом запоре могут применяться клизмы (100 мл 20-30 % раствора).
Как желчегонное принимают внутрь по 1 столовой ложке 20-25 % (20 — 25 г в 100 мл воды) раствора 3 раза в день; проводят также дуоденальное зондирование с введением через зонд теплого раствора магния сульфата (50 мл 25 % или 100 мл 10 % раствора).