Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронные системы в образовании: плюсы, минусы и перспективы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Электронный детский сад – это информационная система единой очереди в детском саду. Постановка детей в очередь происходит с использованием региональной системы (областного портала Госуслуги), а затем сведения объединяются в федеральном центре.
Предоставляемые услуги
Электронный детский сад не предполагает замену очного дошкольного образования (что в принципе невозможно). Он предоставляет возможность дистанционной записи ребенка в детский сад и отслеживания статуса заявки вплоть до зачисления в ДОУ. С помощью электронного детского сада родители смогут:
- Подобрать подходящий под запросы детский сад для зачисления ребенка.
- Записать ребенка в выбранный детский сад и определить приоритетный детский сад.
- Отслеживать состояние заявки: получить индивидуальный номер заявки, узнать дату его получения ведомством, место в очереди с учетом льготников, основания для отклонения заявки.
- Узнать о том, что ребенка зачислили в детский сад.
- Получить перечень документов, которые нужно предъявить в детский сад для зачисления ребенка.
Недостатки Электронного детского сада
Недостатков системы Электронный детский сад значительно меньше.
Многим родителям все же спокойнее, когда им выдают квиток о постановке в очередь. Компьютер, несмотря на наш технический век, для нас остается иногда делом темным. Если у вас появились сомнения или вы заметили какую-то неточность на сайте электронной очереди, достаточно написать в конфликтную комиссию и вам довольно оперативно ответят. Кроме этого, всегда остается возможность подъехать в местное управление образования, записаться на прием и обсудить волнующие вас вопросы.
Другой вопрос заключается в том, что вы даже видя номер 1 в очереди не можете быть уверены, что следующим в детский сад пойдет именно ваш ребенок. Многие родители жалуются именно на то, что очередь в детский сад движется не вперед, а назад. Но это не имеет отношения к системе Электронный детский сад. Так было всегда, и льготники всегда имели преимущественное право поступления в дошкольные учреждения.
Автор — Даниленко Мария.
Детский сад на полный день. Когда? (Москва)
Если вы встали на очередь в группу кратковременного пребывания — то зачисление происходит с 1,6 лет.
Как правило в гкп дети ходят до 2,8-3 лет, а потом переводом уходят в группы полного дня.
Обратите внимание! В очередь гкп надо вставать отдельно, она не связана с очередью в сад на полный день. Укажите на госуслугах, что вам требуется гкп — раздел запись детей в детский сад.
Все специалисты в данной области придерживаются одного мнения. Если отсутствуют веские причины для того, чтобы ребенок был оформлен в сад раньше трех лет, лучше пусть он находится в окружении одного из родителей. В таком возрасте дети не требуют активного общения с ровесниками, у них только начинает проявляться активное словесное общение. А при длительном расставании с близким человеком психика малыша сильно страдает.
Если родители отдают малыша раньше положенного возраста, многие навыки ему еще не присущи. Это нередко влечет за собой дополнительную нелюбовь к садику, так как воспитатели и нянечки начинают требовать от него то, чего он еще не умеет делать.
Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» — можно будет смело отвечать — с 2 лет.
Безусловно, отдавая ребенка в садик в более раннем возрасте, родители должны понимать, что все эти навыки у него отсутствуют. Это приводит к дополнительной нелюбви детей к садику, поскольку воспитатели начинают требовать выполнения этих действий.
Согласно законам РФ правом бесплатного образования могут пользоваться маленькие граждане, независимо от региона проживания и места регистрации. В 2021 году Министерство образования внесло изменения в закон о дошкольных учреждениях. Новые внесённые изменения обязывают дошкольные учреждения принимать малышей, возрастом 3 лет, если есть свободные места. А решение по поводу приема малышей до 3 лет изменений не претерпело, и каждый детский сад решает вопрос самостоятельно. То есть, если родители захотят отдать малыша в сад в раннем возрасте, а мест не хватает, сад вправе отказать в просьбе.
Государственные Ясли В Москве 2021 С 1.5 Лет Полный День
Работа учреждения невозможна без профессионально подготовленных педагогов-воспитателей и оснащения специализированным оборудованием. Это значит, что в таком ДС обязаны быть: зал для проведения физических занятий, оснащенный специальным снаряжением, кабинет для массажа, бассейн. Входные площади оборудуются пандусом, в кабинеты, залы и спальни устанавливаются широкие дверные проемы, чтобы облегчить передвижение малышей с проблемами опорно-двигательной системы.
Штат состоит из специалистов различного направления. В него могут входить:
- логопед;
- дефектолог;
- психолог;
- врач-терапевт;
- специалист по лечебному массажу;
- тренер по лечебной физкультуре.
Основная нагрузка лежит на плечах воспитателей, предварительно обученных занятиям с проблемными детками. Организация работы сада подразумевает составление специального рациона питания малышей. Это означает, что сад с компенсирующим обучением показан и детям с проблемами ЖКТ или тем, кому необходима особая диета по другим показаниям.
Поступить в оздоровительное учреждение с компенсирующим типом обучения только потому, что вы проживаете рядом с ним, нельзя. Просто подать заявление в орган управления образования на определение ребенка в ДОУ тоже не получится. Разрешение дается в том случае, если ваш ребенок прошел специальную комиссию, которая и дает «добро» на оформление малыша. Как правило, группы набираются небольшие, около 8-10 человек. Обусловлено малое количество детей в группе особенностью подхода к каждому ребенку. Кроме того, с детьми проводятся индивидуальные занятия.
Права родителей в вопросе отправки детей в детские сады
Семьи вправе рассчитывать на то, что их ребенок будет посещать детский сад, расположенный поблизости от места проживания. Причем речь идет именно о фактическом адресе, а не о действующей прописке.
Если в выбранном ДОУ имеются места, то его руководство не вправе отказать родителям в приеме на обучение их ребенка на основании отсутствии прописки по адресу, который входит в юрисдикцию их учреждения.
Конечно, руководство многих детских садов ссылаются на отсутствие регистрации и отказывают родителям в приеме детей. Однако это проблема решаема. Семье достаточно обратиться с жалобой в органы местного самоуправления и в Министерство образования. В крайнем случае можно подать иск в суд.
Гарантия получения дошкольного образования – это норма действующей конституции. Двумя единственными требованиями для приема ребенка в детский сад в Москве являются наличие прописки на территории города и достижение возраста в 2 года и 4 месяца. Никаких требований по наличию регистрации в конкретном районе нет. Соответственно, отказ в приеме на обучение может расцениваться как дискриминация. При обращении в суд, при условии наличие в детском саду свободных мест, вопрос гарантированно будет решен в пользу родителей ребенка.
Электронный детский сад: плюсы и минусы системы
Вы должны смотреть на вещи реалистично. Вся эта истерия по поводу новомодных заболеваний привела к экономическому спаду. Сейчас все говорят об этом, ни на что другое внимания не обращают. Все усилия, ресурсы и время уходят туда. И, конечно, потери бизнеса никак не компенсируются и не субсидируются, как это должно быть в таких обстоятельствах.
Отсутствие личного общения со сверстниками и учителем предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных отношений.
Замечательно, что современный учитель знаком с современными информационными технологиями и может использовать их в своей дистанционной работе. Однако у этого явления есть и обратная сторона. Она равнодушно умалчивает об учебных, социальных, коммуникативных навыках, которыми дошкольник должен овладеть в обязательном порядке.
Электронная очередь позволяет проанализировать выполнение этого приказа в данном регионе. Проект является экспериментальным, но уже действует во многих регионах.
Это позволяет родителям подать заявление на получение места в детском саду для своего ребенка в электронном виде. Теперь невозможно получить место в детском саду через знакомых или неофициальную помощь администрации детского сада.
Электронный детский сад: плюсы и минусы системы
Еще пять лет назад никто из родителей не мог предположить, что ребенка записать в детский сад можно будет не выходя из дома. Теперь же система Электронный детский сад работает во многих городах, и в ближайшее время ввести электронный детский сад планируется на всей территории РФ.
Пока электронный детский сад успешно прошел испытание в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Калининграде, Омске, Казани, Екатеринбурге, Ангарске, Томске, Новомосковске, Твери, Пензе, Магнитогорске и Челябинске. Жители тех городов, которые еще не подключились к программе Электронный детский сад, ждут своей очереди, ведь плюсы системы налицо. Попробуем в них разобраться.
Плюсы Электронного детского сада
Изначально программа Электронный детский сад была введена для решения нескольких задач.
Во-первых, длинные очереди, в которых приходилось стоять с ребенком-грудничком на руках, помнят еще все родители. При этом совсем никто не гарантировал, что вы сдадите заявление и будете поставлены в очередь в детский сад в один день. Программа Электронный детский сад позволила родителям записываться в очередь в детский сад сразу после рождения ребенка без лишних усилий. Правда, в некоторых регионах существуют определенные ограничения. Например, в Москве после электронного оформления необходимо в течение 30 календарных дней подъехать с документами в окружную службу и подтвердить все предоставленные данные.
Во-вторых, система Электронный детский сад позволила систематизировать очередность и сделать ее прозрачной не только для родителей, но и для самих работников сферы дошкольного образования. Родитель, выбирая один или несколько детских садов (в зависимости от региона, заносит данные, которые дальше сохраняются в памяти. Специалисты центра обработки заявок получают возможность увидеть наиболее «критичные»районы: ситуация, когда в одном регионе очередь в детский сад превышает количество вакантных мест, а в другом регионе полгруппы свободно – типичная. Оперируя этими данными,специалисты составляют планы и готовят рекомендации: в каких садах необходимо открыть новые группы, в каких районах необходимо достроить новые дошкольные учреждения.
В-третьих,родители становятся осведомлены об очередности: пишется их порядковый номер, количество очередников перед ними. Если перед ними есть льготники, то прописывается льгота. Ситуация, когда очередь в детский сад перед вашим ребенком могла быть сокращена с помощью заведующей или напрямую через работников комиссии, исключена.
В-четвертых, раньше за путевкой необходимо было прийти в комиссию. Электронный детский сад автоматизировал все действия родителей, сведя их к минимуму. После того, как родителей информируют о предоставлении их ребенку места в ДОУ, они направляются за оформлением прямиком к заведующей.
Недостатки Электронного детского сада
Недостатков системы Электронный детский сад значительно меньше.
Многим родителям все же спокойнее, когда им выдают квиток о постановке в очередь. Компьютер, несмотря на наш технический век, для нас остается иногда делом темным. Если у вас появились сомнения или вы заметили какую-то неточность на сайте электронной очереди, достаточно написать в конфликтную комиссию и вам довольно оперативно ответят. Кроме этого, всегда остается возможность подъехать в местное управление образования, записаться на прием и обсудить волнующие вас вопросы.
Другой вопрос заключается в том, что вы даже видя номер 1 в очереди не можете быть уверены, что следующим в детский сад пойдет именно ваш ребенок. Многие родители жалуются именно на то, что очередь в детский сад движется не вперед, а назад. Но это не имеет отношения к системе Электронный детский сад. Так было всегда, и льготники всегда имели преимущественное право поступления в дошкольные учреждения.
Кому может быть выгодно перейти на единое пособие
-
Даже тем семьям, которые уже получают выплаты на детей от 3 до 7 и от 8 до 17 лет, может быть выгодно перейти на единое пособие с 1 января 2023 года, поскольку новую выплату могут одобрить в большем размере, чем семья получает сейчас.
Например, если старая выплата семье была назначена в размере 50% или 75% от детского ПМ, а с учетом изменения расчетного периода доходы семьи изменились в меньшую сторону, то в таком случае есть вероятность получить одобрение на универсальное пособие в большем размере — соответственно 75 или 100% от ПМ.
- По этой же причине переход на универсальное пособие может оказаться выгодным для беременных женщин, вставших на учет на ранних сроках, так как новая выплата им может быть назначена в размере 75 или 100% ПМ (а сейчас максимальный размер пособия для будущих мам — только 50% ПМ).
- Также появляются новые возможности для семей с детьми до 3 лет:
- у семей со вторым ребенком до 3 лет появится возможность оформить пособие из бюджета (сейчас такие семьи получать ежемесячную выплату только из средств материнского капитала в размере 1 ПМ на ребенка);
- для семей с третьим и последующими детьми до 3 лет также появляется возможность получить пособие из бюджета (сейчас в некоторых регионах вообще не предусмотрены выплаты на третьего ребенка до 3 лет);
- также у семей с детьми до 3 лет независимо от очередности их рождения появится возможность получать ежемесячную выплату из материнского капитала, причем универсальное пособие и выплату из средств маткапитала можно будет получать одновременно.
🚼Плюсы и Минусы дошкольного образования
Официального ответа от компании нет, так что любые утверждения от «знающих» людей априори ложь и спекуляции. Новинка ещё не поступила в продажу в Европе, не говоря уже об Азии, где появится первой. Исходя из этого, я предполагаю, что Charon Baby Plus поступит в продажу на российском рынке не раньше первой половины 2022 года.
Возможно, устройство удастся получить раньше посредством заказов в иностранных интернет-магазинах. В этом случае, модель появится к концу весны.
Муниципальные детские сады не всегда обладают финансовыми возможностями для того, чтобы содержать в идеальном порядке интерьер, мебель и уличные площадки. Плачевное состояние государственных учреждений уже никого не удивляет, ведь услуга бесплатная – значит, и жаловаться не положено. Практически все ремонтные и некоторые бытовые вопросы решаются самими родителями путем денежных «пожертвований» на определенные цели или непосредственной помощью: например, мамы вполне могут потратить свой выходной на мытье окон, а папы – на починку деревянных качелей. В этом вопросе коммерческий детский сад отличается в лучшую сторону – в стоимость уже включена некоторая сумма, которая идет на поддержание садика в хорошем состоянии. Здесь всегда исправная мебель, хорошая посуда и качественный ремонт, поэтому вероятность того, что ребенок, например, поранится или упадет с неисправной карусели в процессе игры, довольно мала.
Качество питания малыша в ранний период жизни – это очень важный момент, на который стоит обратить внимание. При выборе детского сада, частного или государственного, нужно обязательно уточнить, что входит в обычное меню. На основании ответа вам предстоит сделать вывод о том, насколько подходит заведение именно вашему ребенку. Существуют государственные детские сады, где детям могут предложить неплохой рацион, но здесь не принимают во внимание привычки и пристрастия ребенка. Если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то, скорее, всего до следующего приема пищи он останется голодным. Частный детский сад отличается индивидуальным подходом к каждому ребенку, здесь принимают во внимание кулинарные вкусы и личные потребности малыша. Да и само качество продуктов обычно лучше. Около 85% государственных детских садиков не имеют возможности готовить полноценные блюда в своих помещениях, поэтому им приходится использовать различные полуфабрикаты. Платный детский сад обычно оснащен лучше и может предоставить детям вкусную домашнюю еду.
Особое внимание при выборе детского сада нужно уделить преподавательскому и воспитательскому составу. Персонал частных заведений проходит тщательный отбор – наличие специального высшего образования обязательно для всех. Здесь работают профессиональные учителя начальных классов, способные быстро и качественно подготовить ребенка к первым школьным занятиям, а также специалисты в области медицины и психологии. Воспитатели муниципальных детских садов тоже должны иметь высшее образование, но на практике получается, что отбор происходит по гораздо более низким критериям. Это связано с нехваткой желающих занять должность воспитателя – небольшие зарплаты сильно влияют на количество соискателей.
Приложение. Положение об автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад»
1.1. Настоящее положение определяет сферу применения автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» (далее — АИС «ЭДС»).
1.2. АИС «ЭДС» используется для оказания государственной и муниципальной услуги в сфере образования в электронном виде «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (далее — услуга).
1.3. Для выполнения требований настоящего Положения в МОУО должны быть обеспечены технические возможности, включая доступ сотрудников к персональным компьютерам и сети Интернет.
1.4. Нормативным основанием для разработки настоящего Положения являются:
Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 г. N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
II. Цели и задачи
Функционирование АИС «ЭДС» осуществляется в целях создания условий для реализации гарантированных гражданам Российской Федерации прав на получение общедоступного дошкольного образования, для повышения качества предоставления и доступности услуги.
Система обеспечивает постановку на учёт детей дошкольного возраста и зачисление их в муниципальные дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляются в соответствии со следующими принципами:
— заявительный порядок обращения:
— открытость деятельности органов, предоставляющих услугу;
— возможность получения услуги в электронном виде, а также при личном обращении заявителя в дошкольную образовательную организацию или муниципальный орган управления образованием (независимо от выбранного способа подачи заявления, все заявления попадают в единую БД).
Электродома: плюсов больше, но минусы имеются
Заявление на льготу в детский сад подают электронно или лично в зависимости от установленного порядка в регионе. В Москве заявление на поступление в детский сад можно подать только на сайте мэра Москвы. В Санкт-Петербурге — в МФЦ или на местном портале госуслуг.
- Заявление — заполняется на месте.
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Паспорт.
- Заключение психолого-медико-педагогической комиссии — для ребенка с ограниченными возможностями.
- Справку об инвалидности для ребенка-инвалида.
- Справку об инвалидности родителей, если они инвалиды.
- Справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу — для военнослужащих.
- Справку из детского сада о том, что родитель является его штатным сотрудником, — для воспитателей и сотрудников детсада.
Подавая заявление в Москве, родители могут выбрать только 3 места, в которых будет рассматриваться заявка и учитываться очередь. После того, как будет выдано направление, родители должны пройти с ребенком медицинское обследование и получить справку.
Столичные власти дальше всех остальных продвинулись в деле автоматизации предоставления госуслуг. Так, запись в детский сад в Москве производится окружными службами информподдержки. В 2021 году данные сразу попадают в электронный перечень, таким образом, очередность является единой для каждого детского дошкольного учреждения (ДДУ).
Рекомендуем прочесть: Можно ли продавать адреналин детям до 18 лет
Дошкольное образование может быть получено либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций — в форме семейного образования.
При выборе формы семейного дошкольного образования учитывается желание ребёнка. Родители, помните об этом!
О принятом решении получать семейное образование родители должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Это означает, что родители, принявшие решение о том, что ребёнок не будет посещать ясли и (или) детский сад, обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок получил образование дома в соответствии с утверждёнными государством образовательными стандартами и обеспечить получение такого образования.
Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.
В детские сады (ясли) могут принять ребёнка с 2 месяцев от рождения, организации дошкольного образования обязаны осуществлять уход за детьми и их образование до прекращения образовательных отношений (до школа или ухода из детского сада (яслей).
Федеральным образовательным стандартом устанавливаются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
реклама
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы с учётом требований федеральных образовательных программ (на основе примерных образовательных программ дошкольного образования).
Это означает, что любые частные детские сады, реализующие образовательные программы, обязаны разрабатывать, утверждать и реализовывать программы дошкольного образования, то есть обучать детей.
Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах.
Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется образовательной программы дошкольного образования.
реклама
Группы компенсирующей направленности. В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).
Группы оздоровительной направленности. Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Группы разного возраста.
В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет.
В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется).
Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.реклама
В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов.
Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами).
В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп:
Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день.
Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день.
Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.
Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток;реклама
Группы круглосуточного пребывания детей.
По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни.
Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день.
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»
До | После |
---|---|
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации
Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. Возникает вопрос: что же тогда мы можем измерить? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды.
Разработка системы измерения качества условий дошкольного образования – сложнейшая задача, требующая серьезных научных исследований. И такие исследования были проведены по инициативе Рособрнадзора в 2016–2019 годах, что позволило сформировать современную научно-методологическую основу оценки качества образования, в полной мере отражающую все актуальные нормативные требования. В результате для мониторинга качества дошкольного образования был создан научно обоснованный, валидный и надежный инструментарий. Он позволяет оценить и качество реализуемых образовательных программ, и профессионализм педагогов, и их возможности и желание повышать квалификацию, и качество организации пространства ДОО и его оснащения, и многие другие характеристики образовательной среды, из которых складывается общая картина качества дошкольного образования всей страны.
Конечно, данные мониторинга должны использоваться не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне для выстраивания государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
Результаты мониторинга, которые будут доступны на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, других уполномоченных организаций в рамках выполнения работ по заданию Рособрнадзора, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого года исследования, должны стать основой для модернизации всей системы дошкольного образования на всех ее уровнях.
В широком смысле данный мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей. На основании данной информации родители смогут принять обоснованное решение о выборе образовательной организации для получения дошкольного образования своим ребенком с учетом территориальных и социальных факторов, а также стимулирование общественной дискуссии по проблематике оценки качества и доступности дошкольного образования и содействие информационной поддержке лучших практик в этом направлении.
Хочу отменить, что Инструментарий МКДО позволяет нам также посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.
Во многих показателях Шкалы МКДО создание условий для образования детей с ОВЗ является одним из критериев высокого уровня качества образования, например, в показателе «Эмоциональное развитие» владение педагогом специальными навыками для работы с особыми детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) рассматривается как индикатор высокого уровня педагогической работы.
Кроме того, в Шкалы включены показатели, связанные с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками ДОО. С одной стороны, это не имеет прямого отношения к реализации ФГОС ДО, с другой – согласно закону такая деятельность входит в сферу ответственности дошкольной образовательной организации. Присмотр и уход осуществляется и воспитателями, и другими сотрудниками детского сада, и его качество часто непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Поэтому радует, что эта область качества появилась в Шкалах МКДО.
И здесь присутствует такой важный показатель, как безопасность (внутреннего помещения и территории для прогулок на свежем воздухе). Детские сады всегда уделяли особое внимание охране и укреплению физического и психического здоровья детей, санитарно-гигиеническим условиям, но сейчас, учитывая эпидемиологическую ситуацию, эти вопросы выходят чуть ли не на первый план. Образовательные программы обязательно должны предусматривать обучение таким гигиеническим процедурам, как мытье рук. Концепция затрагивает и вопросы питания – соблюдения режима, индивидуального подхода к потребностям детей, у которых, например, есть аллергия на определенные продукты.
Также собиралась и анализировалась разнообразная информация, необходимая для контроля качества образования, даны соответствующие рекомендации. Управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Если отлажена не только внешняя, но и внутренняя система оценки качества, то сады смогут вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации, и у них будет гораздо меньше предписаний, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества.
Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО.
Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО.
И в заключение хотелось бы затронуть вопрос, как эпидемия коронавирусной инфекции повлияла на работу дошкольных организаций.
Воспитатели дежурных групп детских садов заслуживают особой благодарности общества. Во время эпидемии они, как и учителя, оказались на передовой. Но большая часть детей все же находилась дома, поэтому дошкольные организации впервые столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме. Детский сад буквально вошел в каждую семью. Родители многому научились. Появившиеся в это время новые методики, формы работы, записи занятий обязательно пригодятся в будущем. Известно, что дошкольники часто болеют, это связано с физиологическими особенностями развития, поэтому то, что было наработано детскими садами, в дальнейшем поможет детям, вынужденным находиться дома, не отстать от программы. Это будет большим подспорьем для родителей. И, конечно, большим плюсом был бы перевод в дистанционный формат адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад.
«Ни одного забытого ребёнка»
Одноимённый закон, принятый в 2001 году, предполагает увеличение финансирования программ, настроенных на литературную тематику Направлены они в первую очередь на то, чтобы развить навыки чтения с раннего детства. Данное законодательство оказывает финансовую помощь в разработке инструкций по обучению дошкольников чтению.
Программа развития для детей в возрасте до 6–7 лет располагает индивидуальной принадлежностью ребёнка к определённой обучающей тематике. При их составлении учитывается реалия современного американского образа жизни, которое имеет собственные прерогативы:
- Мобильность американского общества. Проявляется это тем, что большинство родителей получают жизненный опыт во время путешествия по миру.
- Многие дети (в большей степени из афро-американских семей) живут в неполных или нетрадиционных семьях.
- Несколько поколений американцев выросло на телевизионных программах и компьютерных играх.
Репортаж о работе детского садика в США.
Что думают родители и учителя о цифровом портфолио?
Пока не совсем понятно, как это будет реализовано на практике. Если портфолио поможет детям из регионов поступить в вуз, то идея – хорошая.
Елизавета, мама восьмиклассника
Я однозначно против. Во-первых, не понимаю цели всеобщего сбора и хранения данных об образовании. Во-вторых, не хочу чтобы в портфолио вошли какие-то неблагоприятные сведения из биографии школьника.
Людмила, мама первоклассника
В целом, мне нравится предложение. Сегодня мне приходится самостоятельно сканировать и копировать дипломы сына. Но в таком виде они не принимаются как подтверждающие документы. С электронным портфолио станет проще.
Из плюсов электронного документооборота отмечают:
— оперативный доступ к документам, быстрота в исправлении бумаг,
— эффективное управление движением документов,
— все структуры компании могут работать в едином информационном пространстве — это позволяет ускорить согласование документов и принятия решений,
— повышение исполнительской дисциплины (так как ЭДО позволяет определять ответственного за исполнение документа в каждый момент времени), повышение производительности сотрудников,
— безопасность и сохранность документов — шифрование данных позволяет пресечь попытки несанкционированного использования информации,
— исключение дубляжа документации,
— формирование архива происходит автоматически,
— снижение финансовых затрат на документооборот и делопроизводство.
К минусам ЭДО относят большие расходы на приобретение и внедрение ПО. Сотрудникам, к тому же, необходимо будет время, чтобы научиться и привыкнуть к системе. Впрочем, эти недостатки будут временным явлением.
Если молодые компании с самого начала перейдут на ЭДО, то они потратят меньше времени на оцифровывание существующих документов. Кроме того, существующие сейчас системы электронного документооборота присматриваются к стартапам и дают им скидки.