Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф или лишение: что будет, если не пропустил скорую». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Скорая помощь, спешащая на срочный вызов, может, согласно закону, нарушать некоторые ПДД. Например, ехать на красный сигнал светофора, игнорировать наличие пешеходов. Все это сходит водителю спецавтомобиля с рук, если он движется с включенными одновременно звуковым и световым сигналом. В противном случае скорая – обычный участник дорожного движения и подчиняется всем действующим ограничениям.
Но я уже получил штраф за выезд за стоп-линию, пропуская скорую – что делать?
Попытаться его обжаловать. И перспективы для этого есть вполне реальные.
Сам порядок подачи жалобы на штраф ГИБДД достаточно несложный, и бегать никуда не нужно. Его мы описали в нашей специальной статье. Гораздо больше нас в данном случае интересуют основания для успешного оспаривания.
Да, здесь, как мы выяснили выше, полностью наша вина – потому что у нас отсутствовала обязанность уступать скорой, и за стоп-линию мы проехали, получается, по собственному незнанию. Тем не менее, есть 3 основания, которые следует упомянуть в жалобе.
Как правильно действовать при приближении скорой
Есть ряд правил, которые водитель обязан соблюдать, увидев приближающийся автомобиль, оснащённый спецсигналами. К их числу относятся и кареты скорой медицинской помощи.
Для начала водителю требуется убедиться в том, что он действительно обязуется в этой ситуации уступать дорогу. Здесь речь идёт о соблюдении двух условий, связанных с включённым проблёскивающим синим маячком и звуковой сиреной. Если скорая соблюдает эти условия, водитель должен:
- сбросить скорость движения или полностью остановить транспортное средство;
- не возобновлять движение до тех пор, пока спецмашина не проедет;
- при наличии возможности освободить проезжую часть, выполняется манёвр;
- если машина стояла, не начинать движение до проезда мимо вас спецтранспорта;
- если автомобиль ехал, остановиться для пропуска спецмашины;
- если для пропуска и предоставления преимущества необходимо перестроиться или прижаться, такой манёвр выполняется лишь при условии, что он совершается по правилам и не создаёт неудобства для других ТС.
Здесь ничего сложного нет. Хотя неоднозначность трактовки закона вызывает некоторые сомнения касательно того, стоит совершать манёвр или нет. По закону маневрировать нельзя. Но иначе уступить дорогу порой не получается. Потому лучше повернуть и прижаться к обочине, нежели блокировать скорую.
Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17
1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет.
Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.
Наказание за непропуск автомобиля скорой помощи
Еще одно нововведение заключается в том, что в Уголовный кодекс добавлена новая статья 1241:
Статья 1241. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи
1. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть пациента, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
На первый взгляд непонятно, какое отношение статья 1241 имеет к водителям транспортных средств. Однако если более внимательно изучить текст, то становится понятно, что по этой статье может быть в том числе наказан водитель, который не пропустил автомобиль скорой помощи.
При этом уголовное наказание ожидает водителя только в том случае, если по его вине больному не была вовремя оказана медицинская помощь, вследствие чего был причинен тяжкий вред здоровью или больной погиб.
Как уступать дорогу и чём подвох ПДД
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Грядущие нововведения
Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.
В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.
Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников. К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года. Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.
Как обжаловать штраф?
Подобные технические устройства нередко приводят к злоупотреблениям водителей машин со спецсигналами, что вызывает недовольство автомобилистов. Иногда шоферы включают мигалки, даже не следуя по вызову, регистраторы срабатывают, и замешкавшимся водителям могут приходить штрафы.
В этом случае пропускать машины скорой помощи все-таки необходимо, несмотря ни на что. Однако если шофер спецтранспорта включил спецсигнал, а затем выключил и никуда не едет, а водителю все равно пришел протокол об административном правонарушении, то его можно оспорить в суде. Главное — при подаче апелляции привести доказательства своей правоты. Лучше всего в этом помогает видеорегистратор, снимающий по обе стороны машины.
В случае злоупотреблений шоферов скорой помощи к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения «по статье».
Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине
При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.
Арифметика простая
Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.
Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему). Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.
Когда водитель обязан пропустить машину со спецсигналом
В ПДД прописан порядок и перечень транспорта, которому необходимо уступить дорогу.
Преимущественное право движения имеют:
- полиция и ГИБДД;
- скорая помощь;
- противопожарная служба, МЧС;
- транспорт государственных органов.
Для обозначения своего преимущества указанным машинам разрешается использовать специальные сигналы:
- красный и синий используется ГИБДД;
- синий сигнал применяется на машинах полиции, следственного комитета, ФСБ, скорой помощи, военной полиции, а также противопожарной службы;
- синий проблесковый сигнал обычно мигает на автомобилях, используемых для перевозки высших эшелонов власти.
Автохамы, не пропускающие скорую помощь, сядут в тюрьму
Четыре года тюрьмы, если в скорой, которой вы не уступили дорогу, скончался пациент. С сегодняшнего дня в России вступил закон, ужесточающий наказание для хамов на дороге. Для нарушителей в разы увеличили штраф и срок лишения прав.
Видео таких «дорожных игр» в Интернете десятки, если не сотни. Иногда пререкания водителей машин с бригадами скорой помощи разрешаются за пару минут, в других случаях – на сторону врачей встают даже сторонние автомобилисты.
Только вот более серьезного наказания раньше для лихачей добиться было практически невозможно. За непропуск кареты скорой помощи предусматривалось лишение прав на срок до трех месяцев или штраф в пятьсот рублей. Что не останавливало дорожных хамов. Теперь же штраф увеличивается до пяти тысяч рублей, а срок лишения нарушителей водительских прав —до года.
«Речь идет об осознанном, намеренном воспрепятствовании проезду скорой. Эти случаи, которые мы обсуждали на протяжении последних двух лет, никогда не касались того, что кто-то вовремя не перестроился в другой ряд. Даже одна весть об этом законе должна играть профилактическую роль. У врачей и фельдшеров появилась фраза, которой они будут пользоваться: «отойдите, не мешайте, иначе ответите по закону», — «, — заявил Дмитрий Морозов, глава думского комитета по охране здоровья.
О требованиях ПДД пропускать скорую, полицию, пожарную
В первую очередь хотел бы сказать о ПДД. Вернее, они сами многое расскажут если их все-таки прочитать. Обращаемся к главе 3.
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)…
Все предельно понятно, приоритет однозначно за ТС с проблесковым маячком, тем более, если на его борту есть цветографические полосы. Собственно самое время уже сказать и об ответственности, при нарушении этих правил.
Юридическая коллизия на примере видео
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.
Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:
…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.
Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.
На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.
Как действовать при встрече со спецтранспортом
Как прописано в ПДД, если водитель встретил машину с включенными маяками, то он обязан перестроиться на соседнюю полосу и освободить дорогу для беспрепятственного движения спецтранспорта. Но, перестраиваться в другой ряд можно только, если это не противоречит другим правилам дорожного движения.
Что делать, если соседняя полоса занята, возможность для перестроения отсутствует? В этом случае движение напролом не допускается, даже для того, чтобы уступить особой машине дорогу. Сейчас все больше нарушений фиксируются видеокамерами, установленными в специально отведенных местах для фиксации нарушений.
Расскажем, как следует действовать при встрече со спецтранспортом, чтобы не нарушить правила дорожного движения:
- если ваш автомобиль в данный момент стоит, нужно дождаться, чтобы автомобиль с включенными маяками и сигналами проехал, лишь потом самому продолжить движение;
- в тех случаях, когда ваш автомобиль передвигался, необходимо снизить скорость, приостановиться, и пропустить особый транспорт вперед;
- при наличии по соседству свободной полосы необходимо перестроиться рядом и уступить дорогу.
Какие нормативные акты запрещают применение спецсигналов?
В соответствии с пунктом 11 Правил дорожного движения запрещено эксплуатировать машины, оснащенные звуковыми сигналами и проблесковыми маячками, не имея на это разрешения.
ВАЖНО! Разрешение использовать спецсигналы имеют лишь соответствующие структуры, список которых утвержден Указом № 635 Президента РФ. К ним принято относить оперативные службы: полиция, скорая, МЧС и т. д., а также охрану важных личностей.
Данное правонарушение регулируется и КоАП РФ. Статья 12.4 в первой части предписывает штраф за установку неподходящих приборов или установку в неподходящем месте.
Третья и вторая часть аналогичной статьи включают информацию о штрафах за недопустимую установку спецсигналов: звуковых сигналов, шашек и фонаря такси и так далее. При этом в статье 12.4 не говорится об ответственности за управление авто с подобными сигналами. Это уже другое действие, являющееся отдельным нарушением. Оно квалифицируется с учетом статьи 12.5 КоАП РФ.
Под спецсигналами понимаются проблесковые маяки, имеющие синий, красный или оранжевый оттенок, а также сирены, которые ставятся на машинах с целью оповещения прочих автомобилистов на дороге и проезда без препятствий. Такие приборы должны обязательно регистрироваться в ГИБДД.