Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Решения при ликвидации ООО: пояснения
-
По указанным выше ссылкам вы можете бесплатно скачать образцы. Документация разработана для использования при проведении процедуры закрытия ООО.
-
Все предложенные документы подготовлены с учетом требований действующего законодательства РФ. Материал актуален по состоянию на 2020 год. Образцы заполнены юристами, которые ежедневно занимаются регистрацией.
-
Номера и даты на документах указаны ориентировочно. В случае проведения ликвидации самостоятельно высока вероятность увеличения сроков.
-
В некоторых регионах могут предъявляться дополнительные требования к оформлению. Необходимо это уточнять перед подачей документов в регорган.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Шаг 4. Уведомите кредиторов ООО
Нужно письменно сообщить кредиторам, что ООО ликвидируется. В данном сообщение нужно прописать, каким образом и в какие сроки они могут выставить претензии и требования. В целом срок должен составлять не менее двух месяцев.
К оформлению уведомления кредиторов каких-либо особых требований нет. Однако у ООО должны остаться доказательства, что кредиторы действительно уведомлены. Например, это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении. Если документы отправляли с курьером, то это может быть подпись лица, который получил корреспонденцию.
Сколько раз нужно составлять промежуточный баланс
В подавляющем большинстве случаев, промежуточный баланс составляется единожды и является одновременно окончательным ликвидационным, но иногда приходится делать его несколько раз. Например, в таких ситуациях, когда:
- выездная налоговая проверка обнаруживает в документации фирмы несоответствие некоторых сведений фактическому положению дел;
- ликвидация по каким-либо причинам затягивается и проходит дольше полагающегося по закону срока;
- кредиторы предъявляют должнику свои финансовые претензии после утверждения промежуточного баланса. Но это возможно только тогда, когда эти претензии признаны либо арбитражным судом, либо ликвидационной комиссией.
Уведомление о начале процедуры добровольной ликвидации ООО
Ликвидация — это процесс, который в обязательном порядке должен быть официально зарегистрирован уполномоченным на то органом, в связи с чем, после принятия решения о ликвидации участниками организации, о данном процессе нужно уведомить тот самый уполномоченный орган (ИФНС). Для этого необходимо подготовить и направить в уполномоченный орган заявление по установленной законодателем форме. В нашем случае заявление необходимо подготовить по форме Р15001, данная форма должна быть подготовлена в соответствии с требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Данное заявление должно быть заверено в нотариальном порядке, заявителем будет выступать Ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии, в зависимости от того, кто был вами выбран на предыдущем этапе. После того, как заявление будет подготовлено и нотариально заверено, в уполномоченный орган необходимо предоставить:
- Решение/Протокол о Ликвидации и назначении Ликвидатора/Ликвидационной комиссии;
- Заверенное нотариусом заявление по форме Р15001.
Документы необходимо направить в уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней после принятия решения о ликвидации одним из следующих способов:
- лично ликвидатором/руководителем ликвидационной комиссии;
- представителем, в данном случае понадобиться нотариальная доверенность (в таком случае заверенная копия нотариальной доверенности также должна быть подана в уполномоченный орган с остальными документами);
- заказным письмом с описью вложения;
- в электронном виде с ЭЦП нотариуса.
Составление протокола об утверждении ликвидационного баланса
Работа ликвидатора или комиссии состоит не только в том, чтобы принять претензии и составить обязательную отчетность. Членам ликвидационной команды и ответственным за бухучет лицам необходимо пройти процедуру утверждения финотчета на собрании учредителей. На каждый вариант итогового документа должен быть отдельный протокол, в котором отражается согласие собственников компании с отраженными в нем данными:
- о размере и составе задолженностей;
- о путях и источниках удовлетворения претензий кредиторов;
- о данных инвентаризации и переоценки имущества;
- о составе объектов, которые могут быть реализованы по балансовой стоимости и основных средств, в отношении которых придется проводить торги;
- о суммах прибыли и убытков.
Для получения согласия большинства соучредителей могут потребоваться дополнительные разъяснения, которые не будут отражены в итоговом протоколе.
Последствия формирования нулевого и ненулевого балансов
Законодательство не обязывает ликвидатора проводить распределение остатков между собственниками до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица. Сделать это можно и после, особенно если в активе компании есть непогашенная дебиторская задолженность, которую можно вернуть или продать (пусть и с дисконтом).
Суть отражаемой информации | Последствия |
---|---|
В активе или пассиве отчета отсутствуют какие-либо цифры, отличные от нуля | Это значит, что компания полностью расплатилась с долгами и без споров распределила остаток имущества между соучредителями. Кроме того, ликвидатору удалось вернуть все деньги, которые значились как дебиторская задолженность |
Нулевые показатели внесены только в разделы пассива, отражающие обязательства юрлица | Такое положение может сложиться в ситуации, когда учредители не договорились о разделе основных средств и запасов. Если же в составе нераспределенного имущества есть объекты, в отношении которых начисляются транспортный или имущественный налоги, то заявление о ликвидации и вовсе могут не принять, пока не будут определены новые лица, ответственные за перечисление взносов в бюджет |
Ненулевые данные есть во всех разделах пассива | По заявлению Р16001, к которому прикладывается такая отчетность, будет получен отказ. Ликвидатор должен будет либо договориться кредиторами, либо предложить соучредителям расплатиться за счет собственных средств, либо инициировать процедуру банкротства в соответствии с законом №127-ФЗ |
Законодательная база Российской Федерации
Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России
промежуточного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России
3.1. Согласование промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России осуществляется при условии соответствия указанного баланса действующему законодательству, Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06. 97 N 61 с последующими изменениями и дополнениями, требованиям настоящего Указания и других нормативных правовых актов.
Территориальное учреждение Банка Росси должно возвращать без согласования промежуточный ликвидационный баланс кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности (банкротства), установленные федеральными законами, если решение об ее добровольной ликвидации принято учредителями (участниками) без согласия кредиторов кредитной организации и без объявления об ее банкротстве.
3.2. При согласовании промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России необходимо обращать внимание на следующее: — имеющиеся отклонения данных промежуточного ликвидационного баланса по сравнению с балансом на дату отзыва лицензии должны быть подтверждены документально;
61 Гражданского кодекса Российской Федерации, общей суммы имущества кредитной организации, учтенного по рыночной цене его реализации в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием Банка России от 13.11. 97 N 18-У
«Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации», должно быть достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.
3.3. Возможность поступления денежных средств на счет ликвидационной комиссии в счет погашения дебиторской задолженности ликвидируемой кредитной организации после даты, на которую составлен промежуточный ликвидационный баланс, не может служить основанием для отказа в его согласовании территориальным учреждением Банка России.
3.4. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) должна по запросу территориального учреждения Банка России в срок не более десяти дней представлять ему документы, на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию имущества кредитной организации, а также иные документы, необходимые для согласования промежуточного ликвидационного баланса.
Дебиторскую задолженность можно признать безнадежной ко взысканию, если кредитной организацией приняты исчерпывающие меры для взыскания данной задолженности, и у нее имеется акт судебного пристава — исполнителя о невозможности взыскания задолженности.
3.5. Максимально допустимый срок согласования промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России составляет не более одного месяца.
Территориальное учреждение Банка России имеет право не согласовывать и отдать на доработку промежуточный ликвидационный баланс в случае непредставления ликвидационной комиссией необходимых документов, на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию имущества кредитной организации, а также документов, подтверждающих данные промежуточного ликвидационного баланса, либо его несоответствия требованиям пункта 3. 1 настоящего Указания.
Пример проводок по закрытию ликвидационного баланса
Общество приняло решение о ликвидации предприятия. Уставный капитал на момент принятия баланса составляет 10 000 рублей, нераспределенная прибыль – 35 000 рублей. В активе предприятия заявлены денежные средства в размере 45 000 рублей. Учредителем является единственное физическое лицо. В учете предприятия осуществляются проводки:
- Отражено списание уставного капитала: Дт 80 Кт 75 на сумму 10 000 рублей;
- Учтено распределение прибыли: Дт 84 Кт 75 на сумму 35 000 рублей;
- Рассчитан налог, удерживаемый из дохода учредителя: 45 000 х 13% = 5 850 рублей;
- Отражено удержание налога: Дт 75 Кт 68 на сумму 5 850 рублей;
- Отражено перечисление НДФЛ: Дт 68 Кт 51 на сумму 5 850 рублей;
- Учтена выплата суммы учредителю: Дт 75 Кт 51 на сумму 39 150 рублей.
После проведения расчетов с учредителями составляется окончательный ликвидационный баланс.
Ликвидатор или ликвидационная комиссия?
Участники общества сами решают, кто будет заниматься процессом его ликвидации: ликвидатор или ликвидационная комиссия. Если у общества имеется большой объем имущества, большой штат сотрудников, дебиторская и (или) кредиторская задолженность, лучше назначать ликвидационную комиссию.
Ликвидатором может быть любое физическое лицо: участник ООО, штатный сотрудник или лицо, совсем не связанное с компанией.
Обращаем внимание, если в составе участников общества присутствует Российская Федерация, субъект или муниципальное образование, то участники общества могут назначить только ликвидационную комиссию. В состав комиссии обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Может возникнуть вопрос, а чем вообще занимается ликвидационная комиссия (ликвидатор)?
Фактически они (он) ведут всю процедуру ликвидации общества:
- выступает в суде от имени ликвидируемого юрлица;
- подает заявление о банкротстве общества;
- публикует сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
- выявляет кредиторов;
- проводит инвентаризацию;
- составляет ликвидационный баланс (в том числе промежуточный);
- продает имущество юридического лица;
- рассчитывается с кредиторами;
- передает оставшееся имущество участникам общества.
Смена ликвидатора происходит так же, как и его назначение.
На общем собрании участников общества принимается решение о прекращении полномочий ликвидатора и избрании нового. Решение принимается большинством голосов и оформляется в виде протокола.
Образец протокола об утверждении промежуточного ликвидационного баланса
Действующей нормативной базой так до сих пор не зарегламентизирован порядок составления промежуточного баланса и набор его обязательных реквизитов, что само по себе довольно странно, учитывая слабость наших органов налогового контроля писать инструкции и письма по любому поводу и без. Я бы даже сказал, что не только странно, но и до некоторой степени противоестественно для наших чиновников.
В тему: если вы знаете как ликвидировать вашу компанию, или вам просто некогда заниматься этим, или если возникли какие то проблемы в ходе ликвидации, наши специалисты по ликвидации организациймогут помочь вам успешно ликвидировать вашу компанию.
Пожалуй, единственной нормой права более или менее отражающей суть и предназначение промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемой организации является п. 2 статьи 63 Гражданского кодекса где говорится, что: «…После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица…»
Правда для ликвидируемых банков, порядок составления промежуточного ликвидационного баланса и набор его обязательных составляющих давно разработан и описан инструкциями Центробанка, но, однако ж, для обыкновенных юридических лиц он вряд ли подойдет, учитывая отличия в формирования отчетности банков от прочих организаций. У них даже разделы баланса наоборот.
Из смысла вышеприведенной статьи Гражданского кодекса видно, что промежуточный ликвидационный баланс представляет собой по сути перечень имущества, кредиторов и дебиторов ликвидируемого общества.
В принципе, при его составлении вполне можно использовать и формуляр обыкновенного баланса, только его графы «начало отчетного периода» и «конец отчетного периода» заменить на «начало ликвидации» и «дата составления промежуточного баланса» или «дата окончания срока для предъявления претензий». Ну и, соответственно, актив с пассивом заменить на «кредиторы и имущество к реализации» и «дебиторская задолженность и выявленное имущество».
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается высшим органом управления юридическим лицом и вместе с заявлением по форме 15003 и протоколом (решением) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса подается в налоговую инспекцию для внесения соответствующих сведений о нем в ЕГРЮЛ. Не лишним будет и приложение собственно списка кредиторов и дебиторов с указанием их реквизитов, сумм задолженности и предполагаемого графика расчетов.
Сроков для составления промежуточного ликвидационного баланса не установлено. Он может быть составлен хоть на другой день после окончания срока для предъявления претензий кредиторов, хоть через месяц, хоть через год.
При этом подача промежуточного ликвидационного баланса не заменяет собой сдачу обычной налоговой отчетности ликвидируемой организации. Обе эти процедуры, при их совпадении во времени, должны идти параллельно.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса лучше не пытаться как то схитрить и не учесть некоторых из дебиторов. Особенно, если этот дебитор само государство в лице налоговой инспекции. Так как несоответствие данных промежуточного баланса фактическим данным может послужить в дальнейшем основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с предоставлением недостоверных сведений при ликвидации организации.
Процесс ликвидации ООО
Ликвидация ООО подразумевает использование целого ряда документов:
- свидетельство, подтверждающее регистрацию организации;
- выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ;
- устав;
- договор учредительного характера;
- свидетельство о постановке на учет;
- справка об используемых кодах статистики;
- извещения, полученные из фондов;
- штамп (печать);
- протокол собрания участников;
- отксерокопированные версии паспортов и свидетельств участников.
В 2022 году процедура ликвидации ООО состоит из следующих этапов.
- Принятие общего решения. Назначение ликвидационной комиссии с определением порядков и сроков прекращения деятельности. Сообщение о принятом решении в налоговую инспекцию. Составление уведомления по форме Р15001.
- Публикация соответствующих сведений в СМИ. Оформление баланса. Выявление факта наличия задолженности и письменное сообщение о принятом решении кредиторам. Проведение расчетов по долговым обязательствам. Предоставление в регистрирующий орган набора документов.
- Оформление ликвидационного баланса. Передача имущественной собственности учредителям. Подготовка соответствующего уведомления.
- Передача налоговой службой документов на хранение в архив.
С этого момента ООО считается ликвидированным и не может больше вести деятельность.
Подробности по составлению промежуточной ликвидационной отчетности представлены ниже на видео.
Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве
Все требования кредиторов ликвидируемого путем банкротства должника разделяются на две категории: текущие и очередные, –
при этом текущие платежи имеют приоритет. Как отмечалось ранее, с 01.09.2014 для добровольной ликвидации также введено понятие текущих платежей.
Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).
Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь – требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
- в третью очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь – требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
В целом действующая с 01.09.2014 редакция ГК РФ точнее и логичнее определяет порядок добровольной ликвидации юридических лиц. Пожалуй, единственный минус – это появившаяся в связи с отменой п. 5 ст. 64 ГК РФ неясность в отношении требований, по которым пропущены установленные для обращения кредиторов сроки. Не хочется верить, что права таких кредиторов законодатель хотел как-то ущемить. Ведь остается п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому требования с пропущенным сроком обращения удовлетворяются за счет оставшегося имущества. Действуя по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, можно распространить нормы ст. 142 Закона о банкротстве и на добровольную ликвидацию. Но в любом случае прояснит ситуацию только дальнейшая правоприменительная практика.
[1] Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
[2] О достоверности ликвидационного баланса читайте в статье «Отчетность организации в процессе добровольной ликвидации», № 16, 2014.
[3] Возможно, исключению подлежал п. 4, а не п. 5 ст. 64 ГК РФ, так как в настоящей редакции ГК РФ соседствуют практически одинаковые нормы (п. 4 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).
[4] Справедливо для юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. В отношении рассматриваемых нами коммерческих организаций погашение требований кредиторов по причине нехватки имущества возможно только через банкротство ликвидируемой организации.