Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начинающему ИП: какие проверки могут проводиться налоговой инспекцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Сроки камеральной проверки: 3 месяца после подачи декларации. По декларациям НДС срок камералки составляет 2 месяца.
Приостановить камеральную проверку не могут. В распоряжении инспектора есть только отведенный ему срок.
Если налогоплательщик отправил уточненную декларацию, а срок камеральной проверки предыдущей версии расчета еще не закончен, то первоначальная камералка больше не проводится. Начинается камеральная проверка вновь поданного расчета. Все огрехи предыдущей декларации пропадают втуне.
При выявлении каких-либо нарушений налоговая не промолчит и обязательно сообщит об этом. После окончания камералки у инспекторов на это есть 10 дней.
Выездная проверка проводится не дольше 2 месяцев. Однако она может продлеваться до 4, а если очень понадобится, то и до 6 месяцев. В некоторых случаях инспекторы имеют возможность приостановить проведение проверки. Срок такого приостановления может достигать 6 месяцев.
В запросе о предоставлении документов по встречной проверке указывается, в течение какого срока налогоплательщик должен предоставить документы. Как правило, этот срок составляет 5 рабочих дней, в отдельных случаях может быть 10 дней. Поскольку встречная проверка является дополнительной мерой контроля либо частью другой проводимой проверки, регламентированного срока проведения у нее нет.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Проведение налоговой проверки: как себя вести
Проверка (за исключением коварной контрольной закупки) проводится так: инспектор или группа инспекторов приходят на место ведения деятельности, показывают служебные удостоверения и решение о проведении проверки, подписанное руководителем местной налоговой. На этом этапе не лишним будет проверить правильность заполнения документов. Главное, на что обращаем внимание — состав лиц, указанных в качестве проверяющих и то, что будут проверять.
Сразу лайфхак: обнаружили несоответствие — скромно промолчите и дайте контролерам закончить начатое. А потом технично и изящно оспорите в суде все результаты. Они будут признаны судом недействительными если, например, состав группы проверяющих отличается от указанного в решении. То есть, написали инспектора Иванова, а пришел инспектор Петров. Так нельзя, проверять вас имеет право только Иванов.
Налоговые инспекторы просто обожают проводить проверки совместно с другими службами: полицией, прокуратурой и так далее. По закону так можно, но эти лица тоже должны быть вписаны в документы проверки.
Идем дальше. Вообще лучше сотрудничать с инспекторами с самого начала. Попросили дать такие-то бумаги — дайте. Кстати, на момент мероприятия все документы, имеющие к нему отношение, должны быть на точке продаж. Отговорка формата “всё дома у директора (бухгалтера)” не устроит инспекторов и может стать основанием для наложения штрафа.
Инспекторы могут проверить:
- порядок применения онлайн-касс;
- ведение бухгалтерской и налоговой отчетности;
- хозяйственную деятельность;
- учет денежных средств (соответствие денег в кассе тому, что указано в отчетах);
- соблюдение предпринимателем налогового законодательства.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
В чем суть выездной налоговой проверки
Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.
Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.
Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.
Что нужно запомнить о налоговых проверках
Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.
- Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
- Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
- Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
- Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
- Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
- Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
- Сохраняйте спокойствие.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Методы проведения выездной налоговой проверки
Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.
Существует 2 метода выездной налоговой проверки:
- Сплошной
- Выборочный
Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.
В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.
В частности, должностными лицами налогового органа:
1. Проверяется:
- ведется ли налогоплательщиком учет;
- наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;
- факт представления отчетности в налоговые органы.
2. Устанавливаются:
- правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;
- факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;
- соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.
3. Истребуются:
- налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;
- документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;
4. Исследуются:
- правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;
- правильность и полнота учета документов;
- правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;
- полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;
- своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.
Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.
Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.
Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.
Какие типы проверок существуют
Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.
Выездная проверка.
Она осуществляется по месту нахождения вашей компании. То есть инспекторы выезжают к вам. В ИФНС принимается решение о том, что проверка будет проведена и создается группа проверяющих.
В ходе подобных проверок изучают, насколько правильно исчисляются и оплачиваются налоговые платежи. Проверяют чаще всего информацию за последние три года деятельности вашей компании.
Камеральная проверка.
Ее проводят непосредственно в отделе налоговой. Причем вы о ее проведении можете и не знать.
Анализу в данном случае будут подвергнуты декларации, финансовая и налоговая отчетность. Если в ходе проверки будут обнаружены недочеты и ошибки, вас об этом уведомят и попросят все исправить.
Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?
Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.
Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.
Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:
- налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
- фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
- в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
- зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
- фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
- показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
- ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
- фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
- организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
- владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
- фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
- по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).
Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.
Контроль за деятельностью и налоговая проверка ИП
Контроль и надзор за деятельностью предпринимателя в форме проверок (ревизий) осуществляется в режиме, регламентируемом Налоговым кодексом РФ. Правила их проведения для ИП и юрлиц одинаковы. Классифицируются налоговые проверки по разным признакам. За основу берутся способ и место проведения, объем документов, подлежащих проверке. Российским Налоговым кодексом (ст. 87 НК) установлены и осуществляются следующие виды налоговых проверок ИП как основной формы контроля:
- выездная – осуществляется на территории ИП;
- камеральная – проверяется бухгалтерская отчетность и баланс, декларации без выезда к ИП.
Во время осуществления контроля проверяются верность и своевременность налоговых платежей ИП, соблюдение им налогового законодательства. Права налогоплательщика определены ст. 21 кодекса. Представители налоговых органов предварительно обязаны сообщать о предстоящей ревизии и осуществлять ее в присутствии ИП. Проверка проводится только по вопросам и периодам, указанным в уведомлении. Проверяемый период должен составлять не более 3 лет, а повторно по одному налогу контроль может производиться не ранее, чем через год.