Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категорирование автобусов и транспорта в ФДА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получить уведомление необходимо для того, чтобы подать паспорт обеспечения транспортной безопасности в Ространснадзор для получения специального разрешения на перевозку особо опасных грузов (без уведомления о принятии паспорта ТБ подача документов невозможна, а значит, невозможна перевозка особо опасных грузов), а так же если Ваша специализация – перевозка пассажиров по заказам или на основании лицензии по маршрутам, внесение в реестр ТС также необходимо.
Для чего нужно уведомление о внесении в реестр Росавтодора ТС
В случае игнорирования требований законодательства и не получения уведомления Росавтодора для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров по заказам или по маршруту, юридическому лицу грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.7.5.-1 КоАП РФ), а также штраф по ст. 11.15.1 КоАП РФ или в худшем случае по ст 263.1 УК РФ (N 63-ФЗ ).
Конечно, отсутствие разрешительной документации — это и простои, и неуверенность в спокойном функционировании бизнеса Ваших перевозок, ведь если остановит гаишник — проблем не миновать.
Категорирование автобусов
Эта статья подготовлена в ответ на один из часто задаваемых вопросов о категорировании транспортных средств, в том числе автобусов.
Как многие уже знают 21 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно новой редакции Статьи 20 Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, приравнены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов на коммерческой основе. То есть теперь для осуществления перевозок сотрудников для собственных автобусами необходимо получать лицензию так же как получают лицензию на перевозку пассажиров.
В связи с этими изменениями Правительством было подготовлено, и с 1 марта 2019 года вступило в силу, Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2019 года № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Этот документ ввел в действие новое «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» и отменил действие предыдущего Положения от 2012 года.
Одним из требований старого Положение при получении лицензии было «предоставление уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории». В новом Положении такое требование отсутствует.
Именно отсутствие требования о необходимости категорирования транспортных средств в Положении и поставило многих в тупик. Ведь если в Положении нет такого требования значит и нет необходимости проводить категорирование.
Для начала разберемся что такое категорирование.
Требование о необходимости категорировать транспортные средства прописано в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно Статьи 1 Федерального закона:
транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
- транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Согласно Статьи 6 закона:
- Транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
- Категорирование транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
- Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Еще раз кратко. Категорированию подлежат транспортные средства используемые: для регулярной перевозки; для перевозки по заказу; для перевозки опасных грузов. Категорирование осуществляется компетентными органами. Категорированные объекты включаются в специальный реестр.
Отдельно существует Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2014 года № 196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта», который определяет следующие транспортные средства не подлежащие категорированию:
- Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1 (легковые), выполняющие перевозки пассажиров по заказу.
- Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг.
- Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов.
- Транспортные средства категории М2 и МЗ (автобусы), используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе.
Перечень исключений, не подлежащих категорированию
Внимание! Приказ Минтранса №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 23.07.2014, который предусматривал перечень исключений, утратил силу 31 января 2021 года.
Новый Приказ Минтранса №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 28.08.2020 не содержит аналогичного перечня. То есть в 2023 году исключений нет.
До 31 января 2021 года можно было обратиться к Приказу Минтранса №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 23.07.2014.
II. Транспортные средства
Автомобильный транспорт
Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу
Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг
Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов
Транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе
До 2021 года в перечень исключений входили следующие транспортные средства:
- Легковые автомобили, выполняющие перевозки пассажиров по заказу (такси).
- Транспортные средства для ритуальных услуг.
- Прицепы и полуприцепы для перевозки опасных грузов.
- Школьные автобусы.
Какой транспорт не подлежит делению на категории?
В соответствии с действующим законодательством, существует категория транспортных средств, которые не подлежат категоризации.
В настоящее время Федеральный закон «О транспортной безопасности» содержит нормы, согласно которым процедура категорирования не предусмотрена:
- Автомобильные прицепы, включая полуприцепы, и прицепы, предназначенные для перевозки опасных грузов.
- Транспортные средства категории M1. Или, проще говоря, обычные легковые автомобили и даже те, которые перевозят пассажиров по заказу, т.е. выступают в роли такси.
- Любое транспортное средство, независимо от категории, которое используется исключительно для перевозки пассажиров по заказу.
- Транспортные средства, обеспечивающие перевозку учащихся в учебное заведение и к месту жительства, но в данном случае это относится к транспортным средствам категорий M2 и M3.
Стоит помнить, что в нормативные акты постоянно вносятся изменения, а это значит, что список может обновляться, а может и не обновляться. Поэтому стоит регулярно проверять этот список, чтобы убедиться, что у вас нет проблем с законом.
Как происходит категорирование транспортных средств
За это отвечает Росавтодор. Информация о транспортных средствах должна подаваться туда организацией, которая занимается транспортной деятельностью. Требуются заверенные копии документов:
- ПТС
- DVS
- Документы, подтверждающие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя. Например, ОГРН.
Вместе с документами отправляется сопроводительное письмо. Он готовится по специальной форме, в которую входят:
- Данные об организации-перевозчике (регистрационное свидетельство, адрес, контакты)
- Информация о транспортном средстве (тип, марка, год выпуска, VIN)
- Сведения о грузе (класс опасности)
Документы направляются в Росавтодор в электронном и бумажном виде. На их основе автомобили распределяются по категориям и оцениваются на предмет уязвимости. По истечении 15 дней Федеральное агентство обязано проинформировать владельца транспортного средства о результатах. А предприниматель должен направить копию уведомления в Ространснадзор. Это является необходимым условием для получения лицензии на эксплуатацию.
Какой транспорт не подлежит делению на категории?
Всё так же ссылаясь на действующее законодательство, можно выделить категорию транспорта , которая не подлежит делению на категории.
На сегодняшний день в Федеральном законе «О транспортной безопасности» можно найти нормативную документацию, согласно которой процедура категорирования не предусматривается для:
- Автомобильных прицепов, в том числе полуприцепов, и прицепов, назначением которых является транспортировка опасных грузов.
- Транспортные средства категории М1. Или проще говоря простые легковые автомобили и даже те, которые осуществляют заказную перевозку пассажиров, т.е. выступают в роли такси.
- Любые транспортные средства, не зависимо он категории, которые используются исключительно для осуществления заказных перевозок.
- Транспортные средства, которые обеспечивают транспортировку учащихся до учебного заведения и к месту проживания, однако в данном случае, это распространяется на транспорт с категорией М2 и М3.
Это интересно: Документы для налогового вычета при покупке квартиры в ипотеку: список бумаг, необходимых для возврата НДФЛ; куда и как их подавать для возмещения 13 процентов?
Административные санкции
Согласно КоАП РФ ст.11.15.1 ответственность предусматривается за нарушения требований безопасности ОТИ в виде штрафа или приостановления деятельности. Различают неумышленное, повторное нарушение и умышленное несоблюдение требований по безопасности на ОТИ.
▌Размеры штрафов за неумышленное действие:
- на граждан — 3-5 тыс. рублей;
- на должностных лиц — 20-30 тыс. рублей;
- на ИП — 30-50 тыс. рублей;
- на юридических лиц — 50-100 тыс. рублей.
▌Размер штрафа при повторном нарушении:
- на граждан — 5-10 тыс. рублей;
- на должностных лиц — 30-50 тыс. рублей;
- на ИП — 50-70 тыс. рублей;
- на юридических лиц — 100-200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
▌В ситуациях, когда установлено, что действие или бездействие, приведшее к нарушению требований по безопасности на ОТИ, имело умысел наказание серьезнее:
- на граждан — до 30 тыс. рублей либо административный арест на срок до 10 суток;
- на должностных лиц — от 50 до 100 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 10 суток;
- на ИП — до 150 тыс. рублей, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев/или 90 дней;
- на юр. лиц — от 200 до 500 тыс. рублей, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев/или 90 дней.
Для чего нужно категорирование?
Законодательно, ввод обязательного категорирования осуществлялся для того, что бы решить следующие проблемы:
- Снижение транспортной опасности на дорогах общего пользования. В частности для того, что бы исключить использования не соответствующего и не безопасного транспорта в пассажирских перевозках.
- Систематизировать автопарк, используемый для осуществления пассажирских перевозок.
- Осуществление государственного контроля над компаниями, которые оказывают население транспортные услуги в области пассажирских перевозок
- Снизить количество дорожно транспортных происшествий, которые так или иначе связанные с автобусами.
Для чего нужно категорирование?
Законодательно, ввод обязательного категорирования осуществлялся для того, что бы решить следующие проблемы:
- Снижение транспортной опасности на дорогах общего пользования. В частности для того, что бы исключить использования не соответствующего и не безопасного транспорта в пассажирских перевозках.
- Систематизировать автопарк, используемый для осуществления пассажирских перевозок.
- Осуществление государственного контроля над компаниями, которые оказывают население транспортные услуги в области пассажирских перевозок
- Снизить количество дорожно транспортных происшествий, которые так или иначе связанные с автобусами.
Какие ТС подлежат категорированию?
В первую очередь обратимся к статье 1 закона “О транспортной безопасности”, в которой расшифровываются основные понятия. В том числе и понятие транспортное средство:
11) транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
Таким образом, категорированию подлежат 3 группы транспортных средств:
- используемые для регулярных перевозок (общественный транспорт);
- используемые для перевозок по заказу;
- используемые для перевозки опасных грузов.
Причем в данном пункте транспортные средства не делятся на легковые автомобили, грузовики и автобусы. То есть из закона следует, что категорирование нужно в том числе и на легковые автомобили. На самом деле это не так и уточняющий нормативный документ будет рассмотрен ниже.
Обратите внимание, в приведенный выше список не попадают перевозки для собственных нужд организации. То есть если автобус возит пассажиров для собственных нужд, то на него нужно получить лицензию, но категорирование не требуется.
Категорирование пассажирских транспортных средств
Помогаем и консультируем по вопросам категорирования ТС и последующего включения в реестр организаций и их транспортных средств в короткие сроки.
Реализация пассажирских перевозок невозможна без процедуры категориривания транспортного средства. Передвижение пассажирского транспорта предусматривает соблюдение определенных норм и правил в соответствии с Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), принятого РФ в 1994 году.
Услуги по консультациям и оформлению документа категорирования пассажирских ТС предлагает компания ООО «РегисТранс». Благодаря наработанным партнерским связям специалисты нашей компании осуществляют оформление в течение 3-4 дней.
В Москве существует один государственный орган, который занимается выдачей документа, что осложняет его получение.
Также заявителя не информируют о допущенных ошибках при подаче заявления, что растягивает процедуру на неопределенное время. Официальные сроки внесения в реестр достигают 6 месяцев. Компания предлагает получение бессрочного документа категорирования через-2-3 месяца.
Если государственным орган выявляется факт отсутствия документа, подтверждающего категорирование, неисполнение приравнивается к нарушению требований Транспортного законодательства в соответствии со статьей 11.15.1 Кодекса административных правонарушений РФ.
Прохождение категорирования автобусов, маршруток для пассажирских перевозок требуется для того, чтобы уведомить Ространснадзор о проведении данного вида бизнеса и на основании этого получить лицензию для выполнения перевозки людей, превышающей 8 пассажирских мест.
Если требования не выполняются, нарушителя ждет взыскание штрафа в сумме от 10 000 до 20 000 рублей. Отсутствие документа сопровождается перерывами в работе и появлением сомнений в возможности реализации рабочих планов, поэтому лучшим вариантом станет обращение в нашу компанию, которая поможет решить вопросы без отрыва от основной деятельности.
Что такое Паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в целях организации и обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров или перевозку особо опасных грузов по спец.разрешениям, обязаны разработать и согласовать паспорт обеспечения безопасности транспортных средств.
Изменения в рамках «регуляторной гильотины» предусматривают, что паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, объединяет в себя ранее существовавшие процедуры:
- Категорирование;
- Оценку уязвимости;
- Планы безопасности.
Теперь это регулирует один документ.
Срок разработки Паспорта ТБ ТС равен месяцу после вступления 20.10 2020 года Постановления №1640 в силу. Перед началом разработки и утверждения ПОБТС заинтересованное лицо обязано:
- внести автомобиль, автобус или иное транспортное средство в созданный государством Реестр Росавтодора;
- провести обследование, изучив реализуемые меры, которые способны предотвратить угрозы незаконного вмешательства в безопасность эксплуатации ТС.
Результаты проведённого обследования должны быть приложены к основному документу ПОБТС. Информация, которая размещена в Паспорте, ограничена для доступа физических и юридических лиц.
Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование
Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:
- Авиация.
- Железнодорожные перевозки.
- Водный транспорт.
Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
- Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.
По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.
Категорирование транспортных средств в Росавтодоре для перевозки опасных грузов или пассажиров
Cогласно статье 6 Федерального закона от 09.02.2021 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортные средства и ОТИ подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Также категорирование регулирует постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 924, Приказ Минтранса РФ N 62 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования . в области обеспечения транспортной безопасности», Приказ Минтранса РФ N 22 от 29.01.2021 г.
Получить уведомление о категорировании необходимо для того, чтобы подать комплект документов в Ространснадзор для получения специального разрешения на перевозку особо опасных грузов (без уведомления о категорировании транспортных средств подача документов невозможна, а значит, невозможна перевозка особо опасных грузов), а так же если Ваша специализация – перевозка пассажиров по заказам или на основании лицензии по маршрутам, категорирование необходимо для уведомления органов Ространснадзора о ведении такой предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров транспортом более 8 человек.
Категорирование транспортных средств для перевозки пассажиров в 2021 году
В соответствии с п.5 ст.
6 Федерального закона № 16 «О транспортной безопасности» Министерство транспорта является Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта и определяет перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) не подлежащие категорированию по видам транспорта.
Фактически это означает, что ОТИ и ТС включенные в данный перечень не проходят процедуру категорирования. Проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также разрабатывать план обеспечения транспортной безопасности не нужно.
В соответствии с изменениями в Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ на транспортные средства, не подлежащие категорированию необходимо разработать Паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС, а объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, необходимо разработать Паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ.