Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья «Зачем нужны бизнес-тренинги?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бизнес-тренинг – это форма обучения, направленная на развитие каких-либо навыков или передачу знаний. Задача мероприятия сделать процесс усвоения более эффективным и быстрым. В рамках тренинга участники активно задействованы, выдвигают свои идеи и предположения.
История возникновения
Появление тренингов было отмечено много тысяч лет назад, просто они имели несколько иной вид, нежели имеют в современном мире. Возникновение первых тренингов в знакомом нам виде, принято относить к тому периоду, когда работал социальный психолог Курт Левин.
В 1946 году им и его сподвижниками и были организованы первые группы для проведения тренингов. Их основной целью было увеличение компетентности в общении. В ходе работы, психологи отметили, что анализ переживаний внутри группы приносит им большую пользу.
После анализа успехов работе Курта Левина, в США была создана Национальная лаборатория тренингов. На базе этой лаборатории была создана группа по тренингу базовых умений. Здесь обучение проходил управленческий персонал, в том числе политические лидеры и менеджеры. Они обучались умению взаимодействовать, руководить, своевременно и правильно разрешать возникающие конфликты, укреплять степень сплоченности группы.
В 1954 году стали появляться первые группы, где тренинг проходил с целью выявления жизненных ценностей, усиления самоидентичности человека. Такие тренинги получили название групп сензитивности.
В 60-е годы 20 века развивается движение тренинга социальных и жизненных умений. Оно опиралось в своей работе на традиции, заложенные Карлом Роджерсом в своей гуманистической психологии. Этот вид тренинга применяли для профессиональной подготовки педагогов, менеджеров, консультантов. Работа была направлена на получение ими психологической поддержки, ускорение всестороннего развития. В группах работали над навыками разрешения проблем, эмоциональным самоконтролем, финансовой самозащитой, умение управлять и развиваться и другими важными моментами.
В 70-е годы 20 века М. Форверг в Лейпцигском и Йенском университетах разработал методы социально-психологических тренингов. Он предполагал работу с проведение ролевых игр, где были элементы драматизации, позволяющие сформировать правильные коммуникативные навыки. Концепция, разработанная профессором Форвергом начала активно применяться для подготовки руководящего звена предприятий промышленного производства.
Тренинги по психологии
Психологические тренинги используются для решения психологических проблем его участника. Каждый такой тренинг – это богатый опыт взаимодействия человека с собственным «я». В ходе работы, участники тренинга находят в себе те проблемы, о которых они раньше даже не догадывались.
Психологические профессиональные тренинги можно условно разделить на группы:
- Бизнес-тренинги.
- Поведенческие тренинги.
- Терапевтические тренинги.
Тренинг предполагает активное обучение человека. В ходе этого процесса используются специальные методы:
- Ролевые игры: используются для отработки того, что только изучено, оценки уровня участников.
- Мозговой штурм: помогает подобрать конкретные варианты решения задачи или проблемы.
- Решение кейсов: тренировка конкретного материал, который участники получили во время занятий.
- Групповые обсуждения: позволяют людям высказаться, понять позиции друг друга, дискутировать, используя только что изученные приемы.
- Общегрупповая игра: используется для отработки комплекса приемов, поведения группы к постановке выводов,
- Мини-лекция: передача информации от тренера к участникам группы.
- Просмотр видео материалов: дает участникам информацию в доступном виде.
- Съемки на видео, анализ поведения после просмотра: полезная методика, позволяющая наглядно проанализировать нужные моменты.
На рынке соответствующих услуг довольно много компаний, которые занимаются проведением бизнес тренингов. Но, как показывает практика, только небольшое их количество достойно заниматься подобным делом. Важно, чтобы тренеры обладали квалификацией высокого уровня. Профессионалы своего дела должны уметь выбирать и применять в своей работе максимально успешные методики обучения с добавлением новых элементов, способствующих получению более выраженного результата.
Как выбрать компанию? Не стоит сразу ориентироваться на цену услуг. Стоимость может быть заманчиво низкой. Только качество обучения и его результат вряд ли в итоге устроят заказчика. Поэтому при выборе стоит ориентироваться не на цены, а на возможности, опыт, время работы компании. Кроме того, стоит оценить, какие программы реализуются, есть ли широкий выбор тематик. Стоит просмотреть подборки новостей. Проводятся ли семинары и прочие мероприятия? На этот вопрос можно ответить, ознакомившись с информацией на сайте, который имеет каждая уважающая себя компания.
Тренинги личностного роста – как составляющая бизнес тренингов
Личностный рост – это основа развития любого человека. Мы каждый день должны совершенствоваться и быть лучше, нежели вчера. Если вы ставите перед собой серьезные задачи, хотите достигнуть высоких целей, то без саморазвития и самосовершенствования сделать это будет не реально.
Тренинги личностного роста можно назвать неким ответвлением от бизнес тренингов. Хотя многие отмечают, что это не отдельное направление, а составляющая часть, нужное дополнение к бизнес тренингам. Данные тренинги помогут Вам расширить свой потенциал, научиться пользоваться различными навыками и умениями, которые есть у каждого человека, но не многие о них знают. Также с помощью тренингов личностного роста вы решите множество жизненных задач, и откроете перед собой нескончаемые потенциалы. Те, кто ранее не встречался с тренингами, могут подумать, что это просто красивые и завлекательные слова. Но уверяем Вас, что бизнес тренинги, в сочетании с тренингами личностного роста, дают очень видимый результат уже в первые недели занятия. Конечно, никто Вас не заставляет ходить на них постоянно, но базовые знания получить стоит, а дальше можете уже развиваться самостоятельно, ставя перед собой все новые задачи и достигая высоких целей.
Что такое бизнес-тренинг
Задумывались ли вы о том, кто придумал бизнес-тренинги? Многие наверняка считают, что это современное явление. Но на самом деле впервые бизнес-тренинги начали проводить в Америке в сороковые годы XX века. Именно тогда на волне научно-технического развития появилась необходимость в системе, позволяющей оперативно обучать новым технологиям персонал предприятий. Работники в свою очередь должны были демонстрировать готовность к получению новых знаний и навыков, которые позволили бы им освоить инновационные технологии.
Причем для такого обучения не подходил формат вуза, поэтому возникла потребность в поиске альтернативных методов. Решением стали бизнес-тренинги – интенсивные занятия, в ходе которых специалисты различных областей в кратчайшие сроки получали теоретические знания и отрабатывали их на практике. Таким образом была успешно решена задача эффективного повышения квалификации сотрудников. Сегодня бизнес-тренинги проводят повсеместно. Можно сказать, что любой успешный предприниматель хоть однажды принимал участие в таком мероприятии.
Наиболее востребованные виды бизнес-тренингов
Бизнес-тренинги онлайн и очные проводятся по самым разным направлениям, наиболее востребованными из которых являются следующие:
Коммуникационный
Слушателей обучают навыкам грамотно формулировать и доносить информацию, а также правильно ее воспринимать. В ходе занятий отрабатываются приемы речевого взаимодействия, улучшается коммуникабельность участников. Такие навыки сотрудников обеспечивают повышение имиджа их организации.
Тимбилдинг
Занятия направлены на построение сплоченной, эффективно работающей команды, отношения между членами которой развиваются исключительно в позитивном ключе. При этом много внимания уделяется мотивации, верному распределению ролей. Выявляются и развиваются лидерские качества, каждый участник учится координировать взаимодействие членов группы на своем уровне, используя возможности своей личности.
Управленческий
Задачей этих тренингов является развитие руководящих способностей. Программа занятий предусматривает наработку практических навыков управленца на базе теоретических знаний о методах руководства, планировании деятельности, поиске мотивации для персонала. При этом деятельность менеджера должна обеспечивать позитивные взаимоотношения в коллективе и его эффективность.
Форматы проведения бизнес-тренинга онлайн
-
Продолжительный курс
Программа включает ряд занятий в формате вебинаров или видеоуроков. Такой курс выбирается в том случае, когда в программу входят практические домашние занятия, то есть слушателям надо дать время на самостоятельную работу.
-
Мини-курс
Продолжительность такого тренинга максимум 7 дней. Встречаются и более длительные мини-курсы, но в этом случае сокращается каждый отдельный урок.
-
Интенсив
Такой тренинг проводится в течении одного-двух дней с ежедневными занятиями от 4 до 6 часов. Обычно интенсивы не предусматривают домашних заданий. Слушателям могут предлагаться небольшие задания, которые можно выполнить прямо в ходе вебинара либо после его окончания. Интенсив может быть частью продолжительного курса.
-
Вебинар, мастер-класс
Мероприятие занимает 1–2 часа. Часто эти понятия смешивают, хотя, по сути, вебинаром называется лекция спикера, а на мастер-классе участникам предлагается увидеть на практике тот или иной процесс, который выполняет ведущий в прямом эфире.
-
Квест, игровой формат
Игровая форма подачи материала очень популярна, и недаром. Студенты с удовольствием участвуют в подобном увлекательном мероприятии, попутно обучаясь полезным навыкам в общении и бизнесе. Помимо этого, можно заработать личные баллы и рейтинг.
-
Практикум
Такой тренинг предполагает приобретение практических навыков, когда участники с помощью ведущего проводят действия в режиме онлайн. Так обучают, например, языкам, бизнесу. Разбирая реальные кейсы из деловой сферы, слушатели учатся, как поступить в конкретных обстоятельствах, по каким критериям выбрать поставщика, как отличить хорошего сотрудника от нерадивого и т. д. и т. п.
-
Мастер-группа или клуб
Группа студентов вместе с мастером выполняет конкретную работу, при этом имеют значение именно сами действия и окончательный результат, а не материалы. Достоинством подобной формы обучения является возможность действовать в группе, получать и оказывать взаимопомощь.
Бизнес-тренинг онлайн не обязательно проводить для группы слушателей, тренер может работать и с одним студентом в порядке индивидуальной консультации.
Зачем проводят корпоративные тренинги
Вернемся к вопросу почему нужно обучать сотрудников в компании. И снова нетривиальный ответ – чтобы они научились позиционировать, себя как эксперта. Всё просто. Люди доверяют экспертам всегда, они хотят общаться и работать только с ними. Менеджеры должны научиться правильно продавать себя, продукт и компанию клиенту.Может суперквалифицированные обученные продавцы и не нужны? Развернем процесс продажи: пусть клиенты идут к продавцам. Но для этого менеджеры должны стать экспертами либо приучить клиентов считать их таковыми.
Поиск тренера и места где лучше обучать сотрудников необходим. Обычно для заказа тренинга обращаются в тренинговую компанию или тренинг-центр. Благо, что в Москве и других городах их сейчас достаточное количество.
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Качественный тренинг это группа участников из 30-50 человек. В редких случаях количество обучаемых может доходить до 200, но тогда группу делят на малые группы, для более качественной отработки навыков.
Yourselfbranding
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга – полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Как правильно пройти корпоративный тренинг и не облажаться?
Напоминать об этом излишне, но все же. Корпоративный тренинг – дело не добровольное. И даже не добровольно-принудительное. Явка на него обязательна уже в силу чисто юридических причин: компания издает соответствующий приказ, время вашего участия вам оплачивается по среднему заработку (выгоднее всего учиться в конце года и после выплаты бонуса), в вашей личной карточке делается запись о прохождении курса и т. д. Я не говорю о том, что за ваше обучение заплачена энная сумма. Поэтому можете представить, как трепетно будет относиться HR к тому, чтобы вы эти усилия оправдали.
«Уклонистов» может ждать не только разбор полетов у шефа, но и вполне неиллюзорные дисциплинарные санкции. В большинстве случаев вас не смогут заставить возместить стоимость прогулянного тренинга, но ведь те самые дисциплинарные санкции могут стать поводом урезать вам бонус, так ведь?
Второе и самое главное. Вне зависимости от того, кто ведет тренинг в вашей компании, цели этого экшена всегда выходят за рамки собственно обучения как такового. Но особенно это справедливо, если тренер не свой, корпоративный, а внешний. Внешнему тренеру часто доверяют то, что он сделает лучше, чем внутренний – в том числе наблюдение за участниками тренинга и составление кратких резюме о каждом из них. Да, тренер может не просто тренировать. Он еще – попутно, так сказать – оценивает ваш карьерный потенциал, делает выводы о вашем месте в неформальной корпоративной иерархии, о тех рисках, которые вы несете для работодателя и для самого себя. Действительно: для таких наблюдений тренинг – идеальное место. Значит, у вас есть шанс заработать сотню-другую плюсиков в карму! Как этого добиться?
- общие правила те же, что и при прохождении оценки: иметь благопристойный вид, накануне не злоупотреблять, не опаздывать;
- как ни банально, замечают самых активных. Не надейтесь отсидеться в уголке на стульчике. Лучше сразу бросайтесь в бой, даже если не понимаете, к чему клонит тренер. Поверьте, ничего ужасного и травматичного не произойдет (если это, конечно, не вышеупомянутый лайфспринг).
Будете отсиживаться – попадете в худшую категорию участников, о которых сказать ничего нельзя – ни плохого, ни хорошего – потому что никакой активности они не проявили.
- одна из худших вещей, которую вы можете сделать на тренинге – это всем видом и словами показывать свое сожаление: работать надо, а вы тут фигней занимаетесь (коллективно). Не делайте так;
Основной вывод: не переусердствуй, монетизируй, доверяй, но проверяй
Несколько выводов по итогам всего вышесказанного.
- если есть возможность выбора тренера или тренинговой компании – выбирайте тщательнее. Запись о тренинге сомнительного провайдера ваше резюме не украсит, а совсем наоборот. Уже не говоря о том, что деньги будут выброшены на ветер;
- выбрали программу и тренера – отключите скептицизм. Кредит доверия тренеру и готовность следовать программе заметно повысят эффективность обучения;
- если бюджет вашего работодателя на обучение безграничен – не злоупотребляйте! Встречается на рынке такой феномен, как перетренированные сотрудники. Поскольку они битком набиты концепциями и навыками, нужными и ненужными, то могут впасть в очевидный соблазн: применять все, чему научились, при решении любой, самой элементарной задачи. Для работодателя такой сотрудник становится малоуправляемым, «дорогим в использовании» и в итоге нерентабельным. «Ученого учить – только портить», скептически говорят HR и откладывают такого кандидата в папку «Подумать».
Тренинг командообразования (тимбилдинг)
Командообразование (англ. — teambuilding). получило популярность в связи с переходом организаций сферы бизнеса на командную систему работы.
Тренинги командообразования проводятся как с подразделениями — командами, так и с менеджерами персонала, которые должны осуществлять реорганизацию. На них даются понятия о типах и структуре команд, их внешние и внутренние пределы, типы коммуникации в команде и др.
Во время тимбилдинга важно не только донести информацию, но и показать, как это сделать на практике, моделируя ситуации, в которых проявляются различные особенности командообразования.
Во время этого тренинга часто используется игра «Необитаемый остров», во время которой обрабатываются процессы спонтанного образования команды, формирования лидеров, этапы развития команды и др.
Важным в тренинге выступает обработка различных уровней общения в команде (внешнего формального и внутреннего психологического). Для полноценного функционирования команды нужно развитие обоих уровней и четкое разграничение функций между ними.
Значительный эффект в тренинге командообразования дают деятельностные методы — от игрового разыгрывания ситуаций до полноформатной социодрамы.
Как использовать представления о четырех стилях обучения.
Поскольку в аудитории, скорее всего, окажутся участники с разными ведущими стилями обучения, важно построить тренинг так, чтобы он в целом удовлетворил все запросы.
Поэтому, во-первых, проработка всех важных тем на тренинге должна включать:
• возможность в игровой форме или в виде упражнения получить непосредственный опыт действий в рамках данной темы;
• обсуждение полученного опыта;
• резюме тренера, включая обобщение, структурирование материала, связь с теорией и практикой, примеры;
• обсуждение и проработку конкретных форм и способов применения полученного в ходе тренинга опыта на практике.
Во-вторых, зная особенности четырех стилей обучения, тренер будет понимать, что участники разные и не всем комфортно обучаться так, как ему (у тренера ведь тоже есть свой ведущий стиль обучения!). Это поможет быть более гибким и учитывать описанные в этой главе особенности обучения.
Например, тренер может заранее готовить обобщающие схемы для «теоретиков», примеры для «прагматиков», продумывать создание динамичных ситуаций для «деятелей» и логику обсуждения причинно-следственных связей для «рефлексирующих».
В-третьих, в своих презентациях, мини-лекциях, ответах на вопросы, управляемых дискуссиях для разных типов участников тренер может использовать разные типы и формы аргументации.
Наконец, он может определить свой ведущий стиль обучения и усвоения информации и, соответственно, те стили, которые для него некомфортны. Это позволит выявить зону своего собственного развития. Так, в начале своей тренерской деятельности мне было особенно сложно с участниками, которых можно отнести к «прагматикам». Я начал заранее готовить примеры по всем темам и использовать их, больше времени уделять разбору конкретных ситуаций из опыта участников, и для «прагматиков» тренинги стали более эффективными.
Есть три ключевых вопроса, касающихся мотивации участников бизнес-тренинга:
1. На что необходимо мотивировать участников тренинга?
2. Почему важно мотивировать участников тренинга?
3. Что делать тренеру для мотивации участников?
Давайте последовательно рассмотрим эти три вопроса.
Итак, на что необходимо мотивировать участников тренинга? Самый простой ответ – на активное участие в тренинге.
Однако этого недостаточно. Участники могут вовлечься, играть в ролевые игры, обсуждать и записывать обобщения тренера, высказать положительную обратную связь и даже высоко оценить тренинг в итоговой анкете. Но это вовсе не означает, что они изменят свое поведение и начнут по-другому осуществлять свою профессиональную деятельность.
Поэтому необходимо мотивировать не только к активному участию в тренинге, но и к изменениям, развитию своей деятельности.
Важность мотивации к развитию, изменению деятельности сложно переоценить. По сути, это одно из ключевых условий результативности тренинга: трудно себе представить, что человек поменяет свое организационное поведение, если сам не увидит в этом необходимости.
Мотивация к активному участию и развитию своей деятельности пронизывает весь процесс тренинга, начиная с установочной части и до самого конца, а зачастую, при наличии посттренингового сопровождения, продолжается и после окончания тренинга.
Создать единую технологию мотивации участников тренинга непросто. Далее рассмотрены две схемы, которые дают базовые представления о техниках управления процессом мотивации: «пирамида потребностей» А. Маслоу и разработанная мной процессная схема мотивации.
Эффективность тренингов
Подобные мероприятия проводятся для тех, кто только встает на путь профессиональной деятельности, и для специалистов с большим стажем.
Если говорить о профессионалах, то во время тренинга они могут структурировать методы своей работы и узнать о новых, а также произвести анализ сильных и слабых сторон своей деятельности. Таким образом человек, который работает интуитивно и даже использует шаблоны, вновь захочет добавить творчества в рабочий процесс.
Для новичков тренинг – это отличная возможность разглядеть направления для будущего развития своих знаний, навыков и вообще реализации личного потенциала.
Наиболее эффективными считаются игры, участие в которых принимают обе стороны, взаимно обогащая друг друга. Профессионалы делятся опытом, а молодые специалисты предлагают нестандартное решение поставленных задач.