Дорожная яма — возмещение ущерба за разбитый автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожная яма — возмещение ущерба за разбитый автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он «загрузит» именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Удачи на дорогах!

Допустимый размер выбоин на дорогах

Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.

Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.

Так, с 1 сентября 2018 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.

В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..

Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.

Попадание в яму — это ДТП или нет?


Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее в процессе перемещения по дороге транспорта и с его участием в результате которого пострадали люди или был причинён материальный ущерб автотранспортному средству, строениям или грузам.

Так как автомобиль до въезда в дорожную яму совершал движение и в результате дефекта полотна получил различные механические повреждения, то подобный случай подпадает под определение ДТП.

Последствиями такой аварии могут стать пробитые колёса, погнутые диски, оторванный бампер или глушитель, сломанная подвеска, повреждения в двигателе, о которых сигнализирует загоревшийся чек, вмятины и царапины на кузове.

Не каждый просадок, выбоина, насыпь, канава или открытый люк могут стать поводом для взыскания компенсации. Предельное значение характеристик эксплуатационного состояния дорожного полотна устанавливает в России ГОСТ. Его требования определяют, что ямы не должны быть больше 15 см. длиной, 60 см. шириной и 5 см. глубиной. Превышающий эти параметры дефект обязан быть устранён дорожной службой в течение 10 суток.

Читайте также:  Новости подведомственных учреждений

Оформить Дорожно транспортное происшествие, если попали в яму на дороге?

После того, как ваш автомобиль попал в дорожную яму, выбоину или открытый люк, и получил механическое повреждение, Вам необходимо оформить ДТП. Убедитесь, что на дороге не было предупреждающих знаков о том, что на дороге идет ремонт или предупреждение о неровностях на дороге. Кроме того, убедитесь, что сами вы не нарушали правила дорожного движения. Нужно понимать, что повреждение могут иметь скрытый характер, поэтому вызывать сотрудников полиции необходимо в обязательном порядке. Если сотрудники органов внутренних дел отказываются приехать и оформить ДТП из-за ямы на дороге, необходимо жаловаться в прокуратуру и фиксировать дорожно транспортное происшествие своими силами. Для этого можно использовать фотоаппарат и видеокамеру, также не лишним будет найти свидетелей происшествия на месте и взять их контактные данные.

Можно ли оформить попадание в яму как ДТП?

Мы знаем, что ДТП – это столкновение автомобилей, которое привело к определенным механическим повреждениях, травмам людей, принесло материальный ущерб. Но в законах РФ указана более обширная формулировка. Дорожно-транспортным происшествием считается любое происшествие, которое произошло в процессе передвижения автомобиля и привело к травмам или смерти людей, к механическим повреждения и нанесению материальных убытков владельцу транспортного средства, а также государству, дорожным службам, предприятиям, на балансе которых находится участок дороги.

Есть преимущества того, что попадание в яму – это ДТП:

  • вы можете вызвать полицию и задокументировать происшествие, это увеличивает ваши шансы на получение необходимой компенсации для последующего ремонта авто;
  • всегда есть определенная организация, которая ответственна за тот или иной участок дороги – это и будет сторона, которая обязана компенсировать ущерб водителю;
  • возможно разбирательство в суде, если досудебные процессы не привели к согласию сторон по компенсации за причиненный ущерб;
  • всегда есть возможность привлечь свидетелей, которые видели момент ДТП, а также оперировать съемкой с видеорегистратора или другого устройства фиксации.

Какой размер ямы считается нормальным?

У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.

Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).

Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.

Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.

Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.

Если в протоколе Вам ставят пункт 10.1 ПДД

Внимательно ознакомьтесь с протоколом, это очень важный документ. Если подпишите его не глядя, то в дальнейшем, могут быть проблемы. Инспекторы любят обвинять водителей в том, что они не соблюдали пункт 10.1 ПДД, который требует следующее:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как я говорил, вся Ваша ситуация должна быть построена на том, что Вы выполняли все требования пункта 10.1 ПДД, но возможности своевременно обнаружить повреждения дорожного полотна у Вас не было.

Если ставят пункт 10.1 ПДД, то в протоколе пишем, что Вы не согласны с вменяемым нарушением, так как соблюдали ПДД, а яму просто на просто невозможно было обнаружить своевременно.

Но если поставили, значит поставили. Обжалуйте данный протокол в судебном порядке, у Вас есть на это право в течение 10 дней, с момента его вынесения. Если не удалось обжаловать в судебном порядке, не все так плохо.

Читайте также:  Как в 2022 году предоставить работнику имущественный налоговый вычет по НДФЛ

Есть решение № 2-635/2017 2-9/2018 2-9/2018 (2-635/2017;) ~ М-599/2017 М-599/2017 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-635/2017. Ситуация заключалась в том, что потерпевшего обвинили в том, что он не соблюдал ПДД и нарушил пункт 10.1. Так собственно оно и было, что подтверждалось заключением автотехнической экспертизы. Но в суде было доказано, что яму, даже при соблюдении пресловутого пункта 10.1 ПДД, невозможно было вовремя увидеть и принять меры, позволившие не наехать на нее. В итоге все закончилось тем, что водителя обвинили в ДТП только на 40%, что позволило взыскать ему с дорожной службы 60% от суммы ущерба. Ознакомьтесь с решением, и Вы сами все увидите и поймете.

Я лишь резюмирую, что даже если Вам вменили пункт 10.1 ПДД, в судебном порядке, после проведения автотехнической экспертизы, данный пункт, может быть легко отменен.

Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?

Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.

Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:

  1. Вызовите ГИБДД для оформления обстоятельств ДТП.
  2. Постарайтесь найти свидетелей или хотя бы снимите дорогу, машину и яму на телефон или видеорегистратор. Если свидетели не смогут дождаться ГИБДД, запишите их контакты.
  3. Проследите, чтобы сотрудник ГИБДД замерил яму и записал данные в протокол. Потом их сравнят с лимитом: от этого зависит ответственность дорожных служб.
  4. В протоколе должны быть отметки о том, что вокруг выбоины нет знаков и ограждений.
  5. В протоколе не должно быть ссылки на то, что вы нарушили п. 10.1 ПДД. Это станет зацепкой для дорожных служб и может свидетельствовать о вашей вине. Из-за одной строчки в протоколе можете лишиться компенсации. Даже если сотрудник так напишет, укажите, что не согласны: ехали с разрешенной скоростью, смотрели на дорогу, но заметить яму не могли и объехать бы не успели.
  6. Оцените ущерб. Это должен сделать не знакомый автомеханик, а оценщик с лицензией.
  7. Узнайте, кто отвечает за участок дороги с ямой, и напишите этой организации претензию. Предложите компенсировать ущерб без суда, но будьте готовы к тому, что так просто деньги вы не получите. Никаких звонков и визитов — только официальная переписка.
  8. Найдите грамотного юриста и идите в суд. Требуйте компенсацию ремонта, судебных расходов и экспертизы.
  9. Даже если за дорогу отвечает коммунальная служба, сразу привлекайте местные власти к субсидиарной ответственности. Пусть отвечают за ущерб вместе: так для вас надежнее. Заодно заплатят штраф в пользу государства и в следующий раз будут тщательнее следить за дорогами.

Определяем виновника ДТП с ямой

Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.

Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?

На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.

Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.

Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.

Является ли попадание в яму ДТП?

Если вы пробили колесо в яме на дороге, то произошедшее можно на законных основаниях отнести к ДТП. По официальному определению к дорожно-транспортному происшествию относятся любые ситуации, которые возникли в процесс движения и привели к повреждению транспортных средств, сооружений, гибели или ранению людей. Исходя из этого, нужно следовать тому же алгоритму, что и при любой другой аварии.

  1. Необходимо выставить аварийный знак и включить сигнал аварийной остановки. Может потребоваться освободить проезжую часть, если вы мешаете движению других транспортных средств, и машина остается на ходу. Перед этим обязательно провести самостоятельную фото и видео фиксацию места происшествия.
  2. Следующим шагом будет звонок в ГИБДД. Сотрудники полиции должны выехать к вам для оформления всех необходимых документов.
  3. После приезда стражей порядка важно не только зафиксировать все детали ДТП, но и измерить размеры ямы, указать ее на схеме и отметить отсутствие предупреждающих дорожных знаков в протоколе.
  4. Когда происшествие окажется зафиксированным на месте или в отделении ГИБДД, если вы приехали туда сами, внимательно прочитайте справку. В ней должны быть отражены подробности полученных повреждений и информация о выбоине, ставшей причиной ДТП.
Читайте также:  Как оплатить административный штраф: порядок оплаты, способы и методы, советы

Водители на состояние проезжей части жалуются регулярно и все пытаются разглядеть уплаченный из собственного кошелька дорожный сбор, укатанный в асфальт. Но ямы есть, причем речь не только о дворовых проездах и дорогах местного значения, но также и о скоростных трассах вроде Минской кольцевой автодороги.

Специалисты говорят о неблагоприятной погоде. Перепады температуры и большое количество влаги приводят к разрушению дорожного полотна. В плохую погоду на трассе с интенсивным движением поврежденный участок начинает быстро разрушаться. Дорожники отмечают, что яма глубиной 15 см может образоваться всего за какой-нибудь час.

Не всегда возможно провести серьезные ремонтные работы на большом отрезке автодороги, поэтому дорожные службы действуют точечно: находят яму и заделывают ее латкой. Это временная мера, которая, впрочем, не решает всей проблемы. Даже если латка сама по себе способна выдерживать нагрузки, асфальт в этом месте уже поврежден, целостность его нарушена, и он продолжит разрушаться. И рядом с новой латкой в скором времени может появиться новая яма.

Причем временная латка — это еще не самый плохой вариант. Если речь не идет о скоростной дороге, то может быть выбран другой способ отремонтировать проезжую часть. Наш читатель, к примеру, рассказал, что после его жалобы о яме на улице Макаенка в Минске, ее засыпали песком. У водителей есть опасения, что с учетом погодных условий такое решение не будет эффективным.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

Какие углубления на дорожном полотне могут считаться допустимыми?

Начиная с сентября 2018 года, в России стал действовать новый ГОСТ, который регламентирует размеры повреждения дорог и временной период на их устранение. Яма на дороге может быть не более 15 см в длину и не более 5 см в глубину. При этом площадь дефекта не должна превышать 60 кв. см. В случае если параметры дорожных углублений выше описанных норм, то водители, попавшие на своем авто в эти ямы, вправе требовать компенсационные выплаты от дорожников. Помимо этого, согласно действующему закону, ответственные за дорожное полотно лица, обязаны в зависимости от категории дороги устранить выявленные нарушения в течение 1-12 дней.

Также в соответствии с ГОСТом, в случае возникновения на дорожном покрытии колеи, размер которой по глубине превышает 2 см, а по длине 7 м, должна быть ликвидирована в срок 5-14 суток.

Можно ли не оформлять попадание машины в яму как ДТП?

Применение европротокола при отсутствии еще одного участника аварии невозможно. Но при этом ждать инспекторов ГИБДД на месте возникновения аварии, если машина осталась на ходу, совершенно не обязательно. Водитель вправе самостоятельно зафиксировать все повреждения, оформить схему и сделать фото и видео места аварии. По возможности автовладелец может измерить длины и глубину ямы. Эти данные станут доказательством вины дорожников, в случае несоответствия ГОСТу размеров углублений.

После составления схемы и создания фото, автолюбителю необходимо сразу же отправиться к посту ДПС или в подразделение ГИБДД для оформления протокола.

При наличии страховки КАСКО возмещение ущерба зависит от условий договора. СК может компенсировать повреждения авто или дать направление на ремонт в СТО для его восстановления. В остальных случаях, если виновным лицом является дорожная служба, то она и должна возмещать ущерб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *