3. Лицензирование медицинской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Лицензирование медицинской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4. и пп. «а» и «б» п. 5 Постановления № 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании. Таковыми являются несоблюдение требований к наличию площадей и медицинских изделий для выполнения медицинских работ (услуг); профессиональному образованию и стажу работы по специальности руководителей и их заместителей; наличию заключенных трудовых договоров со специалистами; наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и соблюдению порядка их осуществления; соблюдению порядков оказания медицинской помощи; и другие.

Комментарии к ст. 235 УК РФ

1. Непосредственный объект — здоровье населения.

2. Объективная сторона состоит в занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 под частной медицинской практикой понимается оказание платных медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Эти услуги включают диагностирование, предписание курса лечения, хирургическое вмешательство, введение больному лекарственных препаратов и т.д.

Частная фармацевтическая деятельность означает изыскание, изготовление, хранение и отпуск лекарственных средств и препаратов.

Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека. С этого момента преступление признается оконченным.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

4. Субъект — специальный: лицо, оказывающее платные медицинские услуги или занимающееся частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.

5. Квалифицированный вид рассматриваемого преступления характеризуется причинением по неосторожности последствия в виде смерти человека (ч. 2 ст. 235).

Уголовно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Уголовно-правовая ответственность за работу без медицинской лицензии наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Санкции за работу без лицензии, в таком случае предусматривают штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев.

Комментарий к ст. 14.1 КоАП

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Читайте также:  Водительское удостоверение Узбекистана в России

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.15 КоАП РФ.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015).
  3. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015).
  4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 13.07.2015).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  7. Спасенников Б.А. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (комментарий к ст. 235 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Медицинское право. 2012. N 4. С. 47 — 49.
  8. Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (в ред. от 15.04.2013).
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015).
  11. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015).
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 09.02.2012).
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».
  14. Цыганова О.А., Ившин И.В. Неоказание помощи больному: теоретические аспекты и правоприменительная практика // Медицинское право. 2014. N 6. С. 26 — 32.
Читайте также:  ТОП открытых стран для отдыха в 2023 году

Возможно ли было вынесение предупреждения вместо назначения штрафа?

Согласно решению суда, в случае с ООО «Арсенал» не было возможности назначить компании вместо административного штрафа предупреждение. Такая мера административного реагирования применяется только к организациям, которые не только впервые совершают административный проступок, но также правонарушение не грозит жизни и здоровью пациентов. В ситуации с клиникой отсутствие некоторых медицинских изделий могло привести к печальным последствиям. А рентгенлаборант, если бы не обладал достаточным опытом и знаниями, мог неправильно описать снимки или рассчитать дозу облучения, например. Таким образом, жизнь и здоровье клиентов стоматологической клиники все же находились под угрозой. Поэтому в данном случае нельзя было просто отделаться предупреждением.

Результат – удовлетворение исковых требований Прокуратуры Московской области и наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Охранная деятельность без лицензии

Выявление факта осуществления охранной деятельности без лицензии связано с рядом последствий для предпринимателя. Как правило, факт отсутствия является бесспорным. Однако существует ряд обстоятельств, очень распространенных в судебной практике, позволяющих минимизировать последствия:

Отсутствие причинения вреда и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, если организация не привлекалась к ответственности ранее и признает свою вину, подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Если директор, учредитель охранной организации не были извещены о составлении протокола, не присутствовали при его составлении, это исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения дела исключает возможность привлечения

В случае, если вступившим в законную силу решением арбитражного суда частная охранная организация уже привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление охранной деятельности без лицензии, она не может быть привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление вышеназванной деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня.

Мнение эксперта

Морозов Иван Северинович

Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Имеет опыт в защите в суде.

Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня. Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

Зачастую, такой проступок как отсутствие медицинской лицензии, влечет за собой ШТРАФ! А какой?

Гражданско-правовая ответственность за осуществление деятельности без лицензии

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии).

В случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности, сделка, совершенная юридическим лицом без соответствующей лицензии, может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

Ст. 166-181 ГК РФ предусматривают правовые последствия признания сделки недействительной.

Согласно ст. 31 Налогового Кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о ликвидации предприятия.

В случае выявления фактов осуществления предприятиями или физическими лицами предпринимательской деятeльности без соотвeтствующей лицензии налоговые oрганы должны обрaтиться в суд или aрбитрaжный суд с искaми:

  • о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности;
  • о взыскании в доход государства всего приобретенного по таким сделкам;
  • о ликвидации предприятия или возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью.
Читайте также:  Периодическая проверка охранника 2023

Определение частной мед.деятельности

С каждым годом в нашей стране становится все больше платных медицинских услуг. Даже в государственных медицинских учреждениях, чтобы получить определенный вид услуг приходится платить.

Это печально! Задача государственных органов — регулировать частную медицинскую деятельности и не допустить снижения предоставляемых гражданам качественных медуслуг, проводимых на бесплатной и платной основах.

Важно знать! Частные платные услуги, предоставляемые населению страны, должны быть разрешены. А значит у владельца частной клиники или самого предпринимателя на ведение данного вида деятельности должна иметься лицензия.

Не всегда, принимая частные медуслуги, мы спрашиваем о наличии разрешительного документа.

Владельцы негосударственных медицинских заведений должны нести ответственность за квалификацию своего персонала и наличии у них соответствующих подтверждений.

На какие виды деятельности в обязательном порядке выдается лицензия?

Перечислим некоторые из них:

  • фармацевтические — изготовление лекарств;
  • гинекологические — осмотры, ведение и учет беременности, лечение;
  • стоматологические — протезирование и лечение;
  • другие.

Лицензию должны иметь народные знахари и целители, которые проводят лечение больных травами. Имеет место частная скорая помощь, которая тоже должна получать разрешение на ведение своей деятельности.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня.

Мнение эксперта

Морозов Иван Северинович

Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Имеет опыт в защите в суде.

Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

Зачастую, такой проступок как отсутствие медицинской лицензии, влечет за собой ШТРАФ! А какой?

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня.

Мнение эксперта

Морозов Иван Северинович

Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Имеет опыт в защите в суде.

Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

Статья 235 ч.1 медицинская практика без лицензии: ответственность

Каждый гражданин России имеет право на получение квалифицированной, а значит качественной, медицинской помощи.

Независимо от того будут услуги на платной основе, либо это будет бесплатная медпомощь, она должна соответствовать установленным нормам и правилам и приносить здоровью человека только пользу, а не вредить ему.

Именно поэтому каждый медицинский специалист должен получать разрешение (лицензию) на право заниматься лечением людей, или проводить иную деятельность, связанную с медицинскими услугами.

Если данного разрешения не получено от контролирующих государственных органов, то специалист не имеет права приступать к работе.

В случаях нарушения установленных Законом РФ правил, виновник может понести серьезное наказание в соответствии со статьей УК под номером 235, части первой. Данная статья предусматривает разные меры ответственности за незаконное ведение медпрактики.

Ответственность за незаконное осуществление медпрактики

Нарушение установленных правил, оказание услуг населению без лицензии будет считаться незаконной деятельностью.

За это по закону предусмотрено наказание, даже если не будет фактов причинения здоровью пациента вреда. За подобное деяние можно получить значимое денежное наказание и лишиться прав на получение лицензии на какой-то период времени.

Если же имеет место нанесение вреда больному или смертельный случай, то подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

Здесь для незаконных деятелей предусмотрены иные меры наказаний. Они более суровые, по сравнению с предыдущими.

Помимо штрафных санкций и лишения прав на занятие медпрактикой, предусмотрены реальные сроки тюремного заключения.

По статье 235 части первой — по делам незаконного предпринимательства в медицине, ставшим причиной серьезного ухудшения здоровья гражданского лица, предусмотрено:

  • ограничение (условное наказание) свободы на три года;
  • денежный штраф, в зависимости от финансового положения виновника и серьезности нанесенного ущерба. Это может быть сумма в триста минимальных окладов, либо размер дохода за три месяца;
  • тюремное заключение на три года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *