Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:
-
при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
-
при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
-
состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
-
состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Сроки утверждения отчетности в бухгалтерском балансе
В электронной форме балансе есть строка «Дата утверждения отчетности», которая заполняется согласно Федеральному закону №402. Отчетность обществ с ограниченной ответственностью должна быть утверждена с 1 марта по 30 апреля. Это требование регламентировано Федеральным законом №14. Бухгалтерская отчетность утверждается на общем собрании участников общества.
Для акционерных обществ отчетность утверждается общим собранием акционеров в период с 1 марта по 30 июня, согласно Федеральному закону №208. Как было указано выше, в финансовую инспекцию отчетность должна быть представлена не позднее трех месяцев по окончанию отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если же это дата приходится на выходной, крайний срок переносится на первый рабочий день, который следует за этой датой. Из этого следует, что если до подачи отчетности в соответствующие ведомства организация успеет утвердить ее, в соответствующей строке будет указана дата.
Что считается упрощённой бухгалтерской отчётностью
Право работать с отчётностью по упрощённой системе есть у отдельных категорий бизнеса, куда входят:
- субъекты малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
Основные документы в составе упрощённой бухотчётности:
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт о целевом использовании денежных средств (для некоммерческих компаний).
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:
- ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
- субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
- прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.
Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).
Понятие и сущность бухгалтерской отчетности
Понятие бухгалтерской отчетности регламентируется статьей 3 Закона о бухгалтерском учете,
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представлена информацией о финансовом положении экономического субъекта на определенную отчетную дату, финансовым результатом его деятельности и движением денежных средств за рассматриваемый отчетный период. Вся информация систематизируется в соответствии с установленными требованиями.
Определение методологической бухгалтерской отчетности представляет собой неотъемлемую часть всей системы бухгалтерского учета, выступая итоговым этапом формирования информации о результатах деятельности субъекта за рассматриваемый промежуток времени. Значение бухгалтерской отчетности состоит в том, что она является более полным и достоверным источником сведений и показателей для принятия эффективных и действенных управленческих решений. Отчеты необходимы руководству в качестве средства анализа и единой оценки результата финансовой и хозяйственной деятельности. Их используют при выявлении резервов роста показателей производства и финансов, а анализ и оценка на основе данных отчетов имущественного и финансового состояния дает возможность будущему инвестору определиться в процессе выбора направлений вложения денежных средств.
Общие правила составления бухгалтерской отчётности
В основе БО лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.
Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:
- документы составляются на русском языке в валюте РФ;
- указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
- все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
- недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
- в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
- при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
- показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.
Согласно законодательству, все предприятия, за исключением бюджетных, должны предоставлять годовые отчеты налоговым органам, Госстату, учредителям, собственникам и участникам организации. Документация в налоговую инспекцию и органы Госстатистики предъявляется в течение 90 дней после того, как закончился отчетный год. Кроме того, БО сдается ежеквартально (на протяжении 30 дней по завершению квартала), если иное не предусмотрено законом.
Годовым отчетным периодом является промежуток с 1.01 по 31.12. Если компания была создана в середине года, то отчетный период отсчитывается от дня ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Датой предъявления документов считается день их фактической сдачи или дата отправления, указанная на заказном письме – если они передаются по почте. В том случае, когда передача производится в выходной, сроком предъявления считают день, следующий за нерабочим. Нужно учитывать, что несоблюдение сроков предоставления отчетов в ИФСН может повлечь за собой штрафные санкции.
Если предприятие владеет зависимыми или дочерними фирмами, помимо обычного отчета, необходимо предоставить сводную БО, иллюстрирующую результаты деятельности этих подразделений. Для унитарных предприятий и акционерных обществ, акций которых частично находятся в федеральной собственности, предусмотрены следующие сроки сдачи годовой сводной документации:
- до 25.04 – для унитарных организаций;
- до 1.08 – для АО.
Отдельные виды компаний, такие как банковские учреждения, страховые организации, фондовые биржи, обязаны опубликовать БО в открытых источниках информации не позже 1 июня того года, который идет за отчетным периодом. Согласно порядку составления отчетности, предусмотренному Приказом Минфина №101, отчеты акционерных обществ публикуются только после проведения аудиторской проверки и утверждения документов на собрании акционеров.
Публичность бухгалтерских данных – критерий, который является актуальным для многих заинтересованных пользователей, например:
- спонсоров;
- банков, которые предоставляют кредит фирме;
- инвесторов;
- партнеров и других контрагентов, с которыми организация тесно сотрудничает;
- представителей городской или районной администрации.
На основании опубликованных сведений все вышеуказанные пользователи могут адекватно оценить финансовую деятельность компании, целесообразность покупки ее активов, а также принять во внимание возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций.
Особенности для ИП, ООО, АО
Подготовка и формирование документов может несколько различаться исходя из организационно-правовой формы компании. С основными различиями ИП, АО и ООО можно ознакомиться в представленной ниже таблице.
Характеристики для сравнения | ИП | ООО | АО |
Ответственность по обязательствам | собственным имуществом | имуществом общества | имуществом АО |
Система налогообложения | ТНС, УСН, ЕНВД, патент | все, помимо патентной | все |
Ведение бухучета | необязательно на УСН | обязательно (упрощенное на УСН) | обязательно, в том числе на УСН |
Формирование резервного фонда | нет | нет | обязательно |
Отражение в отчетах средств, снятых с расчетного счета | нет | да | да |
Взносы в пенсионный фонд | всегда | только при наличии деятельности | при наличии деятельности |
Кассовая дисциплина | нет | да (РКО, ПКО и журнал кассира) | да |
Формы БО для предприятий с УСН
Для предприятий с УСНО предусмотрены формы БО в виде несколько упрощенном:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о финансовых результатах.
В упрощенный баланс включены:
- данные за два предыдущих года плюс отчетный;
- активы и пассивы в обобщенном виде.
Пример. В полноценном балансе актив состоит из двух разделов. В упрощенном – из 5 строк. Все составные нематериальных активов обобщены в одном пункте. Пассив включает шесть строк вместо трех разделов в полном балансе.
Отчет о финрезультатах отражает:
- выручку и доходы прочие;
- издержки;
- налог и чистую прибыль, которая остается в распоряжении компании.
Информация предоставляется за два года.
Соблюдение норм и правил оформления бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс бывает различных видов, применяемых к разным ситуациям. Для составления регулярного баланса для внутренних потребностей предприятия существуют такие рекомендации и правила:
- учет данных производится с учетом состояния показателей на конкретную дату (сальдовый) или по оборотным периодам (оборотный);
- информация должна отображать учетные либо инвентарные данные;
- количественные показатели отображаются с учетом наценок, амортизации, резервных статей;
- баланс может быть составлен как в полной, так и в сокращенной форме;
- баланс может отражаться в форме соответствия между суммой активов и суммой обязательств и капитала или в форме соответствия между капиталом и разницей между активами и обязательствами;
- баланс может быть оформлен как по одному предприятию, так и по нескольким, примыкающим к нему – филиалах, подразделениях (консолидируемые, сводные балансы);
- также баланс может быть промежуточным, предварительным, окончательным или прогнозным;
- в зависимости от состава бухгалтерской отчетности и порядка составления, баланс может быть объединительным, ликвидационным, вступительным, разделительным.
Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
Контрольные вопросы и задания.
1. В чем заключается сущность и необходимость бухгалтерской отчетности?
2. Перечислите формы бухгалтерской отчетности.
3. Какие основные требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?
4. Кто подписывает бухгалтерскую отчетность?
5. За какие периоды составляют бухгалтерскую отчетность?
6. Что представляет собой отчетный год?
7. Кому представляют бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке?
8. Назовите сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
9. Какой срок считается датой представления бухгалтерской отчетности?
10. Назовите основные причины необходимости признания МСФО в России.
11. Сколько этапов перехода на МСФО групп российских организаций предусматривает Концепция развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная Минфином России?