Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и структура правовой информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
договоры (сделки);
жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
общие черты этих актов:
носят индивидуально — правовой характер,
направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия (А.В.Мелехин, 2009)15.
Правовая информация – источник и основание юридической деятельности
Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.
Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.
Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.
Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.
Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.
Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.
Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.
Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.
Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.
В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.
Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия. Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма. Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.
Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.
Понятие и структура правовой информации
Ранее было подмечено, что деятельность в рамках права, как вид реально существующих общественных отношений, требует четкого регулирования, и должен, в обязательном порядке, объективным образом отражаться в норме права.
Вышеуказанные отношения в обществе стают актуальным предметом для регулирования, когда имеют место предпосылки необходимости в правовом обеспечении.
Сами нормы права, как вид действительности права, а также, как модель регулирования, должны отражать абсолютно все жизненные ситуации. Также, подобные нормы должны проектировать ситуации, которые являются не абстрактно мыслимыми, а реально возможными. Поэтому, объективное отражение жизни, как свойство информации в виде категории, должно показывать себя в виде адекватного отражения правовой действительности в норме права. Адекватная информация отображается, в том числе, и в высоком качестве законодательных документов и подзаконных актов, которые не имеют дефектов.
Транспарентность информации, как вид, была определена как вольный обмен информацией и абсолютно свободное отображение действительности в сознании человека. В случае если обмен информацией, как отдельный процесс взаимодействия материальных и нематериальных объектов, является свободным от результатов отражения всех объектов, предметов и жизненных явлений в сознании человека, тогда транспарентность, как таковая, исходит из ее целевой значимости.
Распространение правовой информации
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- устанавливает устойчивые связи внутри права;
- способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;
- позволяет сохранить стабильность права при динамичности отдельных ее элементов;
- обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов и иных элементов правовой системы. Суть данной функции сводится к тому, что право влияет на поведение людей не только посредством отдельных норм, но и через институты и отрасли, которые устанавливают правовой режим социальной сферы общества. Благодаря системному действию элементов системы права формируется новое качество, которое невозможно достичь на уровне отдельных элементов;
- создает преемственность правового прогресса. С одной стороны система права сохраняет выработанную историей и практикой юридические структуры, такие как, норма, институт, отрасль. С другой стороны, система права обеспечивает преемственность в регулировании общественных отношений, сохраняется стабильность правопорядка на всех этапах развития общества.
- норма права;
- институт права;
- субинститут права;
- отрасль права;
- подотрасль права.
Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантированное государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. Данный элемент является первичным и наиболее подвижным элементом системы права.
Всю совокупность норм можно разделить на две больших группы:
- материальные нормы – нормы, которые регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
- процессуальные нормы – нормы, определяющие порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е.
Устойчивость, как подвид свойств информации
В нашей стране развитие справочных правовых систем началось с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации. При Министерстве юстиции в 1976 году был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который занимался разработкой справочных правовых систем и государственным учетом нормативных актов.
Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей СПС, тем более что иногда пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами.
По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и акты международных организаций.
Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация».
Если вопрос целиком понятен специалисту, то этот анализ он делает сам, в противном случае дополнительно привлекает других экспертов.
Если говорить образно, то попытку неспециалиста решать юридические вопросы с помощью СПС можно сравнить с попыткой человека, не имеющего специальных знаний, лечить больных по медицинским справочникам. Да, в простейших случаях, например при легкой простуде, это возможно.
Существуют различные подходы к пониманию информации.
С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.
Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;
2) биологическая – создается живыми существами;
3) социальная – область человеческих отношений;
4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.
С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.
Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.
Выделяются следующие юридические свойства информации.
1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.
2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.
3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.
4. Распространяемость – тиражирование.
5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.
1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.
В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.
В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
2. По источнику создания:
А) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
Б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:
– нормативная правовая информация;
– ненормативная правовая информация;
В) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.
3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).
4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).
Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых информационных технологий и технологий передачи информации в системах и сетях коммуникации, а также связанные с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая в себя юридическую ответственность субъектов в названных областях.
Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации.
Процесс информатизации – организационная форма создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав субъектов.
Основные направления предмета информационного права:
• изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;
• исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;
• исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;
• исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;
• изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц – участников информационных правоотношений, юридических фактов;
• изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;
• исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;
• изучение источника информационного права – информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;
• систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;
• разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;
• исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права. Правовая информатика – наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).
Объектами исследования в правовой информатике выступают:
1) информация в правовой системе как объект особого рода. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации, роль информации в принятии юридических решений;
2) информационные процессы – процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;
3) информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей; создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.
Классификация информации
1. По источнику создания:
- недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
- правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
- неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.
2. По степени доступа:
- свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
- ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).
3. По кругу лиц:
- массовая (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);
- индивидуальная (является объектом гражданских прав).
Из истории развития компьютерных правовых систем
Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций привело к тому, что появилась возможность использовать их в работе с законодательной информацией. В 70-х годах ХХ века на Западе были предприняты первые попытки использовать информационные технологии для сбора, систематизации и хранения больших объемов правовой информации. В это время появились первые компьютерные справочные правовые системы (СПС), которые решали поставленные задачи. Они представляли собой электронные картотеки, в которых пользователь мог найти все интересующие его реквизиты документа (дату документа, полное название, номер, название принявшего органа и т.п.)
Первая электронная картотека в Европе была создана в 1967 году в Бельгии. Она называлась CREDOC и была результатом совместного труда университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В эту систему была включена информация о документах внутреннего и международного права, парламентские материалы. Чтобы получить интересующие сведения о правовой информации, пользователю нужно было обратиться в специальное информационное бюро, заказать документы, а потом получить адресный ответ (ожидание ответа могло доходить до восьми дней).
Созданная в Австрии в 1986 году система юридической информации RDB, насчитывала на 1993 год более 1 000 000 документов (среди них более 150 000 судебных решений), содержала полные тексты входящих в нее документов.
В 1982 году министерством юстиции Финляндии была создана система FINLEX, содержащая информацию о судебных решениях и судебной практике. Она имела возможность работать с документами в диалоговом режиме с терминалов, установленных в библиотеках. Это сделало систему более доступной для всех желающих. Первые электронные картотеки не были полнотекстовыми (не содержали полного текста документа). Это было их недостатком, так как довольно часто пользователю нужно было ознакомиться не только с реквизитами документа, но и с полным его тестом.
В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.
На сегодняшний день практически все экономически развитые страны мира имеют справочные правовые системы (их количество — более 100 по некоторым оценкам). Назовем некоторые из них:
В нашей стране развитие справочных правовых систем началось с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации. При Министерстве юстиции в 1976 году был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который занимался разработкой справочных правовых систем и государственным учетом нормативных актов. Информационный банк НЦПИ не был доступен широкому кругу лиц, им пользовались ограниченное количество организаций (отдельные государственные министерства, ведомства, научные учреждения). Активное развитие и распространение СПС в нашей стране началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Первой появилась в нашей стране СПС ЮСИС (1989г.), затем – ГАРАНТ (1991г.), а в 1992 году – КонсультантПлюс.
ПОРЯДОК
консультирования сотрудников и работников
Консультирование сотрудников и работников подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве по правовым вопросам осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 81, 82 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 года N 6.
Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
Консультирование включает разъяснение требований нормативных правовых и правовых актов со ссылкой на конкретные правовые нормы.
При консультировании не допускается разрешение правовых вопросов, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.
Сотруднику (работнику) при этом разъясняется установленный порядок разрешения данного вопроса с указанием уполномоченного на то органа (подразделения).
Консультирование сотрудников и работников по телефону допускается только по вопросам, не требующим дополнительной проработки и изучения.
В системе ГУ МВД России по г. Москве устанавливается единое время приема сотрудников и работников для консультирования по правовым вопросам:
Порядок организации приема сотрудников и работников в установленное время, выделения специалистов для оказания консультационной помощи, осуществления консультирования по телефону, личного приема руководителем и его заместителями, контроля за проведением консультирования, учета его результатов устанавливается приказами руководителей подразделений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Настоящий Порядок распространяется также на консультирование федеральных государственных гражданских служащих подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве, на консультирование граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, по вопросам, связанным с правоотношениями, возникшими в период прохождения ими службы, и с предоставлением им социальных гарантий.
Порядок и сроки рассмотрения письменных обращений сотрудников и работников по правовым вопросам (писем, рапортов, заявлений) в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
Консультирование
осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности
в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве по правовым вопросам | в ОМОН ГУ МВД России по г. Москве |
1. ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве» — по вопросам медицинского и санаторно-курортного обслуживания. | 1. Медицинский отдел ОМОН ГУ МВД России по г. Москве — по вопросам медицинского и санаторно-курортного обслуживания. | 2. ЦФО ГУ МВД России по г. Москве (финансовыми подразделениями) — по вопросам установления и выплаты денежного довольствия (заработной платы), пособий и других денежных выплат, иным вопросам, входящим в его компетенцию. | 2. Отдел финансового обеспечения ОМОН ГУ МВД России по г. Москве — по вопросам установления и выплаты денежного довольствия (заработной платы), пособий и других денежных выплат, иным вопросам, входящим в его компетенцию. | 3. ЦПО ГУ МВД России по г. Москве — по вопросам пенсионного обеспечения. | 3. Отделение социальной работы ОМПО ОМОН ГУ МВД России по г. Москве — по вопросам предоставления жилых помещений, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вещевого довольствия, иным вопросам, входящим в его компетенцию. | 4. ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве» — по вопросам предоставления жилых помещений, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вещевого довольствия, иным вопросам, входящим в его компетенцию. | 4. Отдел Кадров ОМОН ГУ МВД России по г. Москве (подразделения по работе с личным составом ОМОН) — по вопросам прохождения службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации, и пенсионного обеспечения. | 5. УК УРЛС ГУ МВД России по г. Москве (подразделениями по работе с личным составом) — по вопросам прохождения службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации. | 5. Правовой отдел ОМОН ГУ МВД России по г. Москве — по общим вопросам правового характера, касающимся деятельности органов внутренних дел. | 6. ПУ ГУ МВД России по г. Москве (правовыми подразделениями) — по общим вопросам правового характера, касающимся деятельности органов внутренних дел. |
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ
В этих трудах информация представлена как некая фундаментальная субстанция, соизмеримая с такими понятиями, как материя и энергия.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и’постановлений Правительства РФ.
Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать.
До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось. Заметим, что термин «информация» до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений.
Правовая информация и ее свойства
Правовая норма рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым правовая норма рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.
Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (РФ) от 11.11.1996 № 781-II ГД).
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ
Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.
Из всех реквизитов самым главным при поиске является порядковый номер, затем идет дата, а затем все остальные реквизиты.
Специальные исследования информационной концепции права провел Ю. В. Кудрявцев, который подробно остановился на природе правовой информации и изложил в своей работе ее основные положения (107).
Основные понятия и определения информатики. Информатика, кибернетика, Общая теория систем и системный анализ.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.
Особенность данных индивидуально-правового характера, имеющих юридическое значение. Основная характеристика официальных и неофициальных законных сведений.
Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.
Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.
Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бумагу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов ее использующих. Является материальным лишь носитель информации.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государстйенная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер. С 15 мая 1992 г.
Понятие и структура правовой информации
Существует множество определений термина «правовая информация». Исходя их вышеизложенного, можно определить правовую информацию как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
В зависимости от того, кто является «автором» правовой информации, то есть от кого она исходит, и на что направлена, её можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация
Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Структура и виды правовой информации
Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.
По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.
По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.
Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.
Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.
По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.
В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.
Информация в правовой системе
28 октября 2011
Вершинин А.П.
д.ю.н., профессор,
генеральный директор Президентской
библиотеки имени Б.Н. Ельцина
(статья первоначально опубликована в
журнале «Правоведение»
№ 10 за 2010 год)
Электронный Свод законов и правовая информатизация в России
В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.
Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.
На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.
-
Очень хорошая работа. Спасибо)))
Марина 2012-06-23
-
Все выполнено в соответствии с моими требованиями. Спасибо!
Азат 2012-07-07
-
Очень толковый автор, должен признаться.
Анна 2012-07-15
1. По источнику создания:
- недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
- правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
- неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.
2. По степени доступа:
- свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
- ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).
3. По кругу лиц:
- массовая (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);
- индивидуальная (является объектом гражданских прав).
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.
Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. При этом вместе с моделью информационной сферы удобно использовать матрицу информационных правоотношений.
Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения — право, ограничение права, обязанность, ответственность.
Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, «разложенного» по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления.
Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления,
Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.
Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:
- информационно-правовые нормы международных актов;
- информационно-правовые нормы Конституции РФ;
- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).
«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.
Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.
Последний слайд презентации: Правовая информация и ее структура
3.Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Ее можно подразделить на следующие группы: материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); образцы деловых бумаг; комментарии законодательства; научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.