Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Когда назначается страховая пенсия
Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды
В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.
Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.
До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.
С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.
Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.
Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.
Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.
Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.
Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.
При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).
Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.
Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.
Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.
Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.
Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.
Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.
Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.
Пенсионное страхование в Российской Федерации выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом Российской Федерации, второй формой является негосударственное страхование — добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию . Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию. Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:
— формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;
— формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией;
— отказаться от услуг Пенсионного фонда РФ и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде;
— отказаться от услуг негосударственного пенсионного фонда и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в Пенсионный фонд РФ
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное страховое обеспечение граждан — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Основания для возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[7], а пенсии по государственному пенсионному обеспечению — Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
Размеры выплат зависят от трудового стажа и оклада работника, степени утраты трудоспособности и др. Рассчитываются в каждом случае индивидуально.
Новый порядок начисления трудовых пенсий по старости вступил в действие с 2015 года и регламентируется Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».
Однако в новой вводимой системе присутствуют недостатки:
1. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд РФ, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование трансфертной, исходя из того что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
2. В новой пенсионной формуле установлен минимальный ограничитель — требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.
На улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации направлена новая пенсионная реформа.
Приоритетными задачами новой пенсионной реформы являются
— обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);
— достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
— обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
— поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей
— обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;
— развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия — корпоративная пенсия — частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);
— повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
При этом основными принципами формирования пенсионных прав выступают:
— адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина (объему страховых взносов, которые уплачиваются за него, в т.ч. при его непосредственном участии);
— учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
— обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Тем не менее улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации невозможно без активного развития негосударственных пенсионных фондов, основывающегося на внедрении следующих положений:
— разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
— усиление позиций негосударственных пенсионных фондов на фондовом рынке;
— создание надежных механизмов защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта, разграничения полномочий различных поставщиков услуг негосударственных пенсионных фондов и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
— государственное стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, стоит упомянуть о том, насколько важна прозрачность в деятельности негосударственных пенсионных фондов[8].
По нашему мнению, еще одним из перспективных нововведений в обязательном пенсионном страховании выступает создание и ввод в использование социальных карт[9].
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 году на всей территории начался процесс выдачи социальных карт гражданам.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством универсальной электронной карты, определяет условия и порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к универсальной электронной карте[10].
Многофункциональная электронная пластиковая карта выдается получателям мер социальной поддержки по их желанию и на безвозмездной основе. На счет карты производится зачисление социальных выплат и мер социальной поддержки с последующей возможностью их обналичивания или осуществления безналичного расчета за товары или услуги.
Электронная карта имеет несколько независимо функционирующих электронных приложений, предназначенных для автоматизированного доступа пользователя к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Выпуск, выдача и обслуживание универсальных карт осуществляются организацией, уполномоченной субъектом Российской Федерации.
Выдача электронных карт началась с 1 января 2012 года на основании заявлений граждан, а с 1 января 2014 года карты выдаются без заявления. При этом законом закреплено право на отказ от получения универсальной электронной карты. Реализацию проекта «социальная карта» стоит считать логическим продолжением процесса информатизации документооборота среди организаций по социальному обеспечению прав граждан.
Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.
В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.
Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.
Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.
Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.
Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.
Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.
Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.
Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).
Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.
В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.
Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.
Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.
Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.
Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Отличие страховой пенсии от социальной заключается прослеживается по нескольким критериям.
1. Для получения страховой пенсии необходим трудовой стаж 15 лет в 2024 году, а социальная пенсия назначается независимо от отработанных лет. Выход на социальную пенсию осуществляется позже на 5 лет — в 65 лет женщины и 70 мужчины. (в 2021 году 63/68 лет соответственно).
2. Страховую пенсию получают инвалиды, отработавшие официально хотя бы один день. В остальных случаях назначается социальная пенсия. Также получателем первой запрещено работать, в противном случае назначается вторая.
3. Главное различие — это размер пенсии. Социальная в 2021 году — 5751,93 руб. Страховая складывается из фиксированной части (6044,48 рублей) + количество пенсионных коэффициентов умноженное на их стоимость (98,86 рублей).
В. Что нужно знать о пенсионных накоплениях в 2015 году.
О. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.
Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлена возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения:
- формировать только страховую пенсию
- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставляется.
Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.
В 2014 и 2015 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.
Если гражданин принял решение продолжить формирование накопительной пенсии, он может доверить ее управление:
- Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
- управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
- один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанк;
- негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
В чем разница между УК и НПФ?
Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.
Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:
Единовременная выплата, выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой.
Получателями являются:
- граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
- граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).
Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет.
Разница в размере выплат
При установлении фиксированного размера социальной пенсии правительство ориентируется на размер прожиточного минимума. В свою очередь, размер прожиточного минимума устанавливается Законом о бюджете каждый год и в 2021 году составляет 8 178 рублей.
Размер социальной пенсии в 2021 году для различных категорий лиц, ее получающих, составляет:
Категория граждан | Размер выплат с 01.04.2017 года |
|
5034,25 руб. |
|
12082,06 руб. |
|
10068,53 руб. |
|
4279,14 руб. |
Что касается размера страховой пенсии, то он рассчитывается исходя из объема отчислений, сделанных в Пенсионных Фонд. По заявлению Ольги Голодец средний размер заработной платы по России в 2017 год равен 13 600 рублей.
Согласно информации, опубликованной государственным ПФР, существуют условия, позволяющие оформить преждевременно пенсию по старости.
Это своего рода уступка за выслугу лет или определенный стаж, полученный на работах со сложными, опасными, вредными условиями труда и для лиц, имеющими льготную социальную ситуацию.
На досрочную пенсию влияет и пенсионный коэффициент, представляющий собой числовой код 6,6 с ежегодным увеличением в период до 2025 года на 2,4 пункта до уровня числа 30.
Воспользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение можно не ранее:
- 12 месяцев в 2019 году;
- 24 месяцев в 2020 году;
- 36 в 2021 году;
- 48 в 2022 году;
- 60 календарных месяцев со дня наступления права у гражданина на пенсионные выплаты по старости в 2023 и последующих годах.
В льготную социальную группу входят лица, имеющие ограничения по здоровью, многодетные женщины или граждане, являющиеся опекунами человека с серьезными проблемами здоровья. Также досрочная пенсия положена людям как компенсация при работе в регионах, относящихся к «северным» согласно Перечню регионов Крайнего Севера или при осуществлении трудовой деятельности в аналогичных местностях.
Условия досрочного выхода на пенсию прописаны в списках и утверждены Правительством РФ.
Сроки осуществления выплат
Закон о страховых пенсиях в статье 22 определяет, что выплаты назначаются со дня обращения. При этом необходимо, чтобы гражданин имел право на начисление.
Под днём обращения понимается день, когда гражданин подал соответствующее заявление и все требуемые документы в ПФР. Если какие-то документы отсутствуют, то ПФР разъясняет этот момент заявителю и даёт трёхдневный срок для их донесения. В противном случае срок будет рассчитываться снова.
Пенсия может быть назначена ранее дня обращения в следующих случаях:
- со дня увольнения с последнего места работы, если лицо обратилось в ПФР в тридцатидневный срок;
- по инвалидности – с даты признания лица инвалидом, если он обратился за пенсией в срок, не превышающий календарный год;
- по потере кормильца – с момента признания лица нуждающимся, если заявление подаётся в течение года.
Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.
Лица, имеющие право на страховую пенсию
Правами на назначение страховой пенсии обладает определённый круг лиц, отвечающий условиям, установленным ФЗ №167. Основное условие – человек должен являться участником госпрограммы ОПС.
Соответственно, получателями могут выступать:
- Лица, выполняющие рабочие обязанности согласно официально заключённому трудовому договору.
- Самозанятые граждане – индивидуальные предприниматели, врачи и юристы частной практики.
- Фермеры и члены общин, занимающихся традиционными формами хозяйствования (для малых народов).
- Служители официально признанных в РФ религиозных организаций.
- Иные граждане, с дохода которых отчисляются взносы в систему пенсионного страхования.
Наличие российского гражданства здесь не является определяющим фактором. Правом на страховые пенсионные выплаты обладают иностранные подданные и апатриды, если они трудятся на территории РФ, и с их заработной платы производятся отчисления в государственный ПФ.
Оформление пенсии по инвалидности
Пенсионная выплата данной категории от удостоверенной медэкспертизой группы не зависит. Назначается эта выплата с 2022 года в автоматическом режиме, поэтому в оформлении и предоставлении документации не нуждается.
В ПФР касающиеся данной выплаты сведения передаются сотрудниками МСЭ, после чего данные о статусе имеющего инвалидность гражданина вносятся в касающийся лиц с инвалидностью Федеральный реестр. Пенсвыплата назначается в течение 7 дней (рабочих) после завершения МСЭ, и уведомление претенденту на нее отправляется по почте.
Для получения рассматриваемой выплаты следует лишь подать заявление и определиться с вариацией ее получения. Срок рассмотрения заявления данной категории – 3 дня (рабочих).
Если назначение пенсионной выплаты в автоматическом режиме не произошло, за разъяснениями следует обратиться в учреждение ПФР – лично либо с использованием телефонного звонка (единый контакт-центр).
Есть ли необходимость в наличии пенсионного удостоверения
Удостоверения получателям пенсии не выдавали с 2015 года. Роль его аналога играла фиксировавшая факт назначения пенсии справка, в которой конкретизировались сведения о виде пенсвыплаты и ее размере. С 2021 года, на основе желания пенсионера, можно получить касающееся пенсионного статуса свидетельство. Подать в ПФР заявление по этому поводу можно либо одновременно с оформлением пенсвыплат, либо позже – в любой момент времени. Нужда в его предъявлении возникает при пользовании скидками либо льготами, такими как проезд в транспортном средстве общественной категории, касающиеся пенсионеров скидочные акции в супермаркетах, аптеках, а также иных учреждениях.
Выдаваемое получателю пенсионный выплаты свидетельство внешне аналогично банковской карте, но дополнением его является фотография. На этом документе зафиксированы номер индивидуального ЛС, а также вид пенсвыплаты и ее срок. Информации о размере выплаты там нет, но она содержится в касающейся назначения выплаты справке ПФР.
Свидетельство выдается любому получателю пенсионной выплаты (в день обращения) по его желанию в любом учреждении ПФР – либо по доверенности, либо лично.
Для получения рассматриваемого документа необходимо предоставить оформленное заявление и дополнить его удостоверением личности, фотоснимком (ч/б, 21х30, отсутствие светлого угла). Для получения по доверенности потребуются наличие этой доверенности и удостоверение личности официального представителя.
Выдаваемые ранее удостоверения, а наравне с ними и справки, в настоящее время действительны и имеют ту же силу, что и свидетельство, получение которого обязательным не является.