Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России

Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.

В частности, для чернобыльцев:

  • возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
  • возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).

Кому и как повысят пенсии в 2022 году

В 2021 году в России пенсия чернобыльцев положена тем, кто был подвержен лучевой болезни, стал инвалидом, ликвидируя последствия катастрофы, или же находился в опасной зоне в момент аварии. Кроме того, на поддержку со стороны государства могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • нетрудоспособные родственники уже покойных пострадавших;
  • рабочие предприятий, которые продолжали функционировать включительно по 1987 год;
  • физические лица, ставшие донорами для пострадавших, нуждающихся в пересадке костного мозга;
  • военнослужащие, которые помогали бороться с последствиями катастрофы;
  • люди, вынужденные покинуть место своего проживания вследствие аварии;
  • обладатели льготного статуса, который положен тем, кто продолжает проживать в зоне отселения.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Читайте также:  Как оформить выход учредителя из ООО - пошаговая инструкция

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:

  1. паспорт;
  2. ксерокопия сертификата, полученного мужем;
  3. копия свидетельства о смерти супруга;
  4. справка о расторжении договора с банком без расходования средств.

Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.

Социальные и финансовые компенсации законом установлены для вдов, при условии, что:

  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.

Льготы вдовам чернобыльцев

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Будет ли повышение пенсии чернобыльцам в 2022 году

  • дети, не достигшие 18-летнего возраста;
  • дети, обучающиеся на очном отделении ВУЗов (до 25 лет);
  • вдовы и вдовцы, опекающие общего с умершим человеком ребёнка младше 14 лет, либо находящиеся в возрасте 55 или 50 лет;
  • родители, не являющиеся трудоспособными;
  • бабушки и дедушки, имеющие группу инвалидности, либо находящиеся в пенсионном возрасте.
  • пострадавшие от лучевой болезни или иных видов заболеваний, вызванных происшествием на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС);
  • получившие группу инвалидности;
  • участвовавшие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии в 1986-1990 годы;
  • осуществляющие трудовую деятельность в зонах отчуждения;
  • переселенцы и эвакуированные граждане (включая детей, которые на момент переселения находились в материнской утробе);
  • жильцы или работники зон льготного социально-экономического типа, либо территорий с правом на отселение;
  • покинувшие зоны с правом на отселение в добровольном порядке;
  • потерявшие кормильца (погибшего в результате аварии) родственники, которые вместе с тем не являются трудоспособными;
  • иные категории лиц, имеющих право на льготы, указанные в ст.13 закона №1244-1.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2023 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1234,75 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 823,11 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 164,64 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 82,33 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 823,11 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 205,78 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 82,33 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 329,29 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 246,97 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 164,64 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1646,36 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 823,11 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 25817,24 руб.
    • инвалидам II группы — 12908,63 руб.
    • инвалидам III группы — 5163,42 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1290,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 303,37 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 775,29 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 235,95 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 775,29 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
      • 117,99 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
      • 312,32 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
    Читайте также:  Статистическая форма П-4

    Ежегодные компенсационные выплаты

    • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
      • 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
      • инвалидам I и II групп — 2057,91 руб.
      • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1646,36 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация на оздоровление:
      • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1234,75 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 823,11 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
      • 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежединовременные компенсационные выплаты

    • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
      • инвалидам I группы — 41157,92 руб.
      • инвалидам II группы — 28810,58 руб.
      • инвалидам III группы — 20579,03 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
      • семьям, потерявшим кормильца — 41157,92 руб.
      • родителям погибшего — 20579,03 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

    *) С 1 февраля 2023 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического роста инфляции за 2022 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. N 119 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году” в размере 1,119.

    **) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

    Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году

    • Ежемесячная выплата на каждого ребенка*
      • до достижения возраста полутора лет — в размере 3 959,24 руб.;
      • в возрасте от полутора до трех лет — в размере 7 918,48 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 7 статьи 18 Закона РФ N 1244-I (указанная норма действует с 01 июля 2016 года).
    • Пособие по временной нетрудоспособности
      • В размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение
      • 183,89 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременное пособие гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (включая детей), в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи
      • 1839,06 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 5 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Пособие на погребение
      • 13994,72 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть четвертая статьи 14 Закона РФ N 1244-I

    С 1 февраля 2022 года социальные пособия чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 73 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

    В случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 % заработка, из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

    *) Указанная норма будет действовать для граждан, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, до наступления оснований прекращения его выплаты.

    С 1 июля 2016 года вступили в силу Положения статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которой пункт 7 части первой статьи 18 изложен в следующей редакции:

    «7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:

    до достижения возраста полутора лет — в размере 3 000 рублей;

    в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6 000 рублей;».

    Причем, такая выплата будет производится при условии постоянного проживания или работы её получателя непосредственно перед датой рождения ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячное пособие: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.

    Назначение указанной ежемесячной выплаты на каждого ребенка гражданам будет осуществляться при обращении за ней после 1 июля 2016 года, при этом указанная ежемесячная выплата лицам, продолжающим получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, не осуществляется.

    • 27.02.2017 г. Пенсии в России в 2017 году: военным и работающим пенсионерам, последние новости о индексации с 1 апреля

      В 2017 году пенсионное обеспечение российских граждан должно быть проиндексировано несколько раз. По-крайней мере такие обещание были даны правительство перед началом года и реализованы 1 февраля, когда индексация затронула сразу несколько прослоек населения из числа пенсионеров.

    • 12.07.2016 г. В правительстве прокомментировали реформирование пенсионной системы

      В правительстве сейчас не обсуждается идея повышения пенсионного возраста, как и изменения, связанные с накопительной компонентой в пенсионной модели. Кроме того, не обсуждается и реформирование пенсионной системы в целом. Об этом сообщили «Российской газете» в аппарате вице-премьера России…

    • Ежемесячные денежные выплаты
    • Материнский семейный капитал
    • Государственные социальные пособия
    • Ежемесячные выплаты на детей
    • Государственные стипендии
    • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
    • Социальные пенсии
    • Ежемесячные доплаты к пенсии
    • Ежегодные дене��ные выплаты
    • Единовременные денежные выплаты
    • Социальные субсидии
    • Компенсационные выплаты
    • Государственная социальная помощь
    • Региональный материнский капитал
    • Организация отдыха и оздоровления детей
    • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

    Льготы и выплаты ликвидаторам ЧАЭС 2022 год

    Право на пенсию в соответствии с ФЗ-166 имеют:
    1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
    2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
    4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
    5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
    6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
    7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
    8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
    9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
    10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
    11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
    Пенсия по старости назначается:
    1) гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 п. 1, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
    2) гражданам, указанным в подпункте 2 п. 1, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
    Гражданам, указанным в п/п 3, 5 – 10 п. 1, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом “О страховых пенсиях” по состоянию на 31 декабря 2022 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

    Читайте также:  Удерживают ли алименты с больничного листа

    Какой стаж? Нет таких категорий в законодательстве о чернобыльцах. Вы определитесь для начала с точным названием зоны, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, на территории которой Вы проживали. А уже потом можно будет определить Ваш статус. В Законе № 1244-1 указаны точные даты для каждой категории льготников. К примеру, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 гг участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

    • лечение;
    • дорога;
    • лекарства;
    • отдых в санаториях.

    Кейс Подвязникова должен стать модельным для чернобыльцев и подразделений Пенсионного фонда во всех регионах. Теперь ясно, что МСЭ обязаны указывать правильную причину получения хронических заболеваний и инвалидности в своих заключениях по ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Иная позиция чревата скандалом и судебными пересмотрами.

    Податель жалобы, петербуржец Алексей Подвязников, был призван на военные сборы и направлен в 1986 году на атомную электростанцию в Чернобыль вместе с 526 тысячами таких же, как он. В 2022 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС.

    Необходимо отметить, что граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, права на одновременное получение двух пенсий (страховой и государственной) не имеют. В связи с этим им следует выбрать для себя наиболее оптимальный вариант выплат, при котором сумма будет наибольшей.

    Согласно действующему законодательству, пострадавшим от аварии на ЧАЭС пенсия по старости может быть назначена раньше общеустановленного срока, но не более, чем на 10 лет. Возраст выхода на пенсию определяется в зависимости от категории граждан и выглядит следующим образом:

    • бумаги, подтверждающие родственную связь с погибшим чернобыльцем;
    • свидетельство о смерти;
    • другие документы в зависимости от конкретных обстоятельств (удостоверение опекуна, решение суда, справки из школы и т. п.).

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

    Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

    • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
    • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
    • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
    • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

    Всего есть 4 категории чернобыльцев:

    1. Пе��вая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
    2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
      • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
      • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
      • в течение 1987 года — от 14 суток;
      • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
    3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
      • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
      • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
      • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
      • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
      • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
    4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

    То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

    Категории чернобыльцев

    Деление чернобыльцев на категории происходит по территориальному принципу. То есть вся область воздействия радиации поделена на зоны, и пострадавшие рассматриваются с точки зрения нахождения в какой-либо из этих зон:

    1. Отчуждения — округ, который расположен вблизи от 4 реакторов.
    2. Отселения — территория, откуда люди уезжали для того, чтобы несколько уменьшить радиационное воздействие.
    3. С правом на переселение — участок, где производятся регулярные замеры уровня радиации.
    4. На допустимом уровне радиации — лица, находящиеся здесь, имеют право остаться, но могут претендовать на субсидии.

    На основании присутствия гражданина на той или иной территории, с учетом нанесенного вреда здоровью, разделяют следующие категории чернобыльцев:

    • лица с лучевой болезнью, появившейся на почве катастрофы на ЧАЭС (независимо от того, кто получил проблемы со здоровьем, — житель или тот, кто устранял последствия);
    • граждане, заболевшие сразу после аварии на станции;
    • люди, ставшие инвалидами вследствие облучения (военные, полицейские, сотрудники МЧС, врачи);
    • индивиды, которых безоговорочно эвакуировали, в том числе рожденные до 01.04.1987 года;
    • доноры костного мозга для получивших повреждения во время ЧП;
    • люди, находившиеся в одной из зон в момент взрыва или в период устранения его последствий.

    Для предоставления льготы проживающим в чернобыльской зоне учитывается срок пребывания на территории. Если лицо проживало в зоне отселения, то на льготу имеют право те, кто находился там не менее года. В случае проживания на территории с правом отселения — срок увеличивается до 3 лет. Когда гражданин оставался в зоне с допустимым уровнем радиации, то льготируемый период нахождения составит от 4 лет.

    Размер ЕДВ в 2023 году

    Размеры ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации каждый год с 1 февраля. Коэффициент индексации определяет Правительство РФ указом, который обычно издается в конце января каждого года.

    Данные в таблице актуальны с 1 февраля 2023 года. Указаны максимальные суммы выплат, их можно получить при полном отказе от набора социальных услуг (НСУ — об этом ниже). Если вы отказались только от части набора или не отказывались вовсе, то максимальная сумма уменьшится либо на сумму полного набора, либо на сумму той части, которую вы решили получать в натуральной форме.

    Категория получателей Макс. сумма ЕДВ (при отказе от НСУ) (руб.)
    Инвалиды I группы 4 957,95
    Инвалиды II группы 3 540,76
    Инвалиды III группы 2 834,40
    Дети-инвалиды 3 540,76
    Инвалиды ВОВ 7 081,49
    Участники ВОВ 5 311,09
    Жители блокадного Ленинграда и осажденного Севастополя 3 896,19
    Ветераны боевых действий 3 896,19
    Члены семей погибших участников и инвалидов ВОВ, ВБД 2 125,80
    Чернобыльцы от 708,60 до 3 540,76

    Индексация ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

    Ежемесячные выплаты федеральным льготникам, к которым в частности относятся и ветераны боевых действий, обязаны ежегодно индексировать в соответствии с инфляцией предыдущего года. Такая норма в отношении ВБД зафиксирована в части 5 ст. 23.1 закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995.

    • В 2022 году наблюдается существенный рост потребительских цен, который по данным Минэкономразвития может составить около 17,5%.
    • Чтобы компенсировать такую инфляцию, Правительство запланировало индексацию ЕДВ в 2023 году на аналогичный процент — на 17,5%.

    Стоит заметить, что 17,5% — это предварительный процент индексации ЕДВ ветеранам боевых действий, определенный с учетом текущей экономической ситуации в стране.

    Ближе к дате планового повышения Правительство утвердит Постановление, в котором будет указан точный процент индексации. Он будет определен на основании данных Росстата по итоговой инфляции в России в 2022 году.

    До осуществления плановой индексации, то есть до 1 февраля 2023 года, размер выплаты ветеранам БД будет составлять 3481,85 руб. В результате повышения на 17,5% сумма ЕДВ увеличится на 609,32 руб. и составит 4091,17 руб.

    Указанные суммы выплачивается только в случае полного отказа от соцпакета, включающего следующие льготы:

    • обеспечение бесплатными лекарствами и необходимыми мед. изделиями;
    • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение;
    • право бесплатного проезда в пригородных поездах и в электричках.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *