Как оформить социальную выплату при рождении ребенка в Украине в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить социальную выплату при рождении ребенка в Украине в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Органы социальной защиты населения обязаны проинформировать льготников и получателей помощи о прекращении выплат/льгот путем отправки сообщения по почте/электронной почте/средствами мобильной связи и разъяснить необходимость обращения с 1 января 2023 для продолжения выплат/льгот.

Ждать уведомления или идти самому?

В случае самостоятельного обращения получателя помощи в органы социальной защиты населения с заявлением и необходимыми документами для проведения перерасчета, такой орган определяет право на получение помощи и производит перерасчет. Перерасчет льгот производится органами Пенсионного фонда после 1 января 2023 года по обращению с необходимыми документами.

При этом выплаченные во время военного положения средства к моменту подачи новых заявлений и документов, не подлежат возврату.

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования.При этом работодателем считается не только предприятие, использующее труд наемных работников, но и предприниматель, который обеспечивает себя работой самостоятельно.

Детальный перечень плательщиков ЕСВ указан в 2 разделе 4 статьи закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования.

Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы — работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.С 2017 года законодатель обязал уплачивать ЕСВ предпринимателей, которые не имеют доходов, т.н. «спящие» СПД. Отныне такие СПД обязаны платить ЕСВ в размере минимального страхового платежа, что в 2020 году составляет 1039,06 гривны (размер минзарплаты умноженный на 22%).

Сведения о плательщиках единого взноса заносят в реестр застрахованных лиц и\или в реестр страхователей. Снятие с учета и исключение из реестра может состояться только после того, как проверяющие подтвердят, что человек выплатил всю сумму, которую должен был.

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в определенном формате
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464 содержит информацию о правах плательщиков ЕСВ, и гласит, что плательщики могут

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Какой срок выплаты денежного пособия малообеспеченным семьям?

В текущем году законами Украины установлено, что срок выплат финпомощи украинцам с недостаточным доходом составляет 180 дней (полгода). Когда этот срок истекает, право на получение дотации этого типа необходимо снова «доказать», подав требуемый УТСЗН набор документов.

Пожизненно государственная денежная поддержка назначается лицам, которые достигли 65 лет, являются полностью одинокими, не имеют других видов доходов.

Одинокие нетрудоспособные украинцы, живущие без источника дохода, могут получить дотацию на весь период признания их нетрудоспособными. Для этого в соцорганы нужно предоставить справку от МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия).

Таким же образом решается ситуация, когда один из супругов неработоспособен, не имеет родственника, способного его содержать.

В каких случаях семье может быть отказано в материальной помощи?

Обратившееся лицо может получить отказ от соцоргана в назначении пособия по следующим причинам:

  1. После проведения оценки материальных, бытовых особенностей проживания семьи, инспектор выявил источники прибыли, которые кандидат на госпомощь не указал в декларации.
  2. Семья имеет трудоспособных членов, которые нигде не трудоустроены, не проходят обучение, службу, не стоят в ЦЗ. В учет берется период последние 90 дней до даты обращения в УТСЗН.
  3. Собственность семьи включает больше одного дома, квартиры, автомобиля. Справедливо это для тех случаев, когда площадь жилища на 1 члена семьи больше 21 кв. метра, 10,5 кв. метров на семью дополнительно.
  4. Один из членов семьи в течение последнего года приобрел товары, движимое/недвижимое имущество на сумму больше 10-ти прожитковых минимумов, установленных законом на момент обращения в соцорган.

Заметим, что ситуация, описанная в пункте №2, предполагает исключения. Собес не может отказать в выплате пособий малообеспеченным семьям, если один из членов не трудоустроен по таким причинам:

  • находится в декрете с ребенком до 3 лет;
  • зарегистрирован на бирже труда;
  • вынужден находиться рядом с ребенком постоянно до 6 лет по состоянию его здоровья;
  • имеет на иждивении инвалида I группы, детей-инвалидов, не достигших совершеннолетия, родственника с психическим расстройством (инвалид 2 группы), пожилого нетрудоспособного родственника старше 80 лет;
  • выполняет разного рода социальную работу.

Разумеется, в каждом случае отказа удастся избежать при наличии соответствующей подтверждающей справки о вышеуказанных обстоятельствах.

Минимальная заработная плата (в месячном размера)

Устанавливается Законом Украины «О Государственном бюджете» на соответствующий год:

С какого числа устанавливается Сумма, грн.
01.01.2020 4723
01.01.2019 4173
01.01.2018 3723
01.01.2017 3200
01.12.2016 1600
01.05.2016 1450
01.09.2015 1378
01.12.2013 1218
01.01.2013 1147

Налоги и сборы: общегосударственные

Налоги общегосударственные на Украине обязательны для выплаты всеми гражданами страны, исключение могут составлять определенные территории, указанные в кодексе. Они включают в себя множество сборов, список следующий:

  • Пошлины.
  • Земельный налог.
  • Налог на прибыль организаций и предприятий в Украине.
  • За использование недр земли.
  • Военный налог.
  • Использование ресурсов радиочастотного типа.
  • Экологический налог.
  • Использование воды в специальных целях.
  • Транспортный налог.
  • На развитие таких отраслей, как хмелеводство, разведение виноградников и садов.
  • Налоги на доходы физических лиц.
  • Сельскохозяйственный сбор фиксированного типа.
  • За транспортировку и добычу аммиака, газа и нефти на всей территории страны.
  • За землю на Украине.

Необлагаемая материальная помощь 2021 в Украине

Несмотря на мелкую сумму НМДГ в некоторых ситуациях показатель может негативно сказаться на материальном положении незаконопослушных граждан. Например, при свершения противоправных действий, указанных в уголовном кодексе сумма штрафных санкций может составить 50 и более необлагаемых минимумов. При несвоевременном погашении штрафа или его игнорирование дело передается на контроль специалистов юстиции, а размер штрафных санкций увеличивается в два раза.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Специалисты контролирующих органов считают, что 17 грн. слишком маленькая сумма для наказания. Предпринимателей устраивает размер необлагаемого минимума доходов граждан на сегодняшний день, поэтому нарушители готовы платить 17 грн. в качестве штрафа хоть каждый день. Несколько лет некоторые законодатели поднимают вопрос пересмотра НМДГ. Наступающий 2021 год не стал исключением.

Откуда появилась столь “большая цифра”, вопрос, интересующий каждого современного законодателя и специалиста контролирующих органов. Ответить на него поможет нормативный акт, связанный с подоходным налогом граждан. С тех пор он не менялся.

Причины видимого отставания НМДГ от законодательно установленной на этот год минималки по сегодняшний день остаются непонятными. В Налоговом кодексе указано, что, если нормы законодательных актов предусматривают использование необлагаемого минимума, необходимо использовать показатель 17 грн. (кроме административных и уголовных дел правонарушений в 2021 году в Украине, в которых под НМДГ понимается сумма на уровне налоговой социальной льготы).

Систематическая матпомощь: экономим на ЕСВ и налоге на прибыль

В консультации на с. 27 мы выяснили, что выплата систематической матпомощи своим работникам ничем не отличается от выплаты зарплаты в плане налогообложения доходов физлица (получателя).

Выгода здесь может быть на сумме ЕСВ, если матпомощь значительного размера (более 75 000 грн) выплачивается всем или большинству работников. А также на сумме налога на прибыль – ведь сумма матпомощи уменьшила базу обложения налогом на прибыль. Этот способ применим для предприятий, где уровень зарплат достигает максимальной базы ЕСВ (с 01.09.20 г. – 75 000 грн в месяц), и выплата регулярной матпомощи не приводит к дополнительному (пропорциональному) начислению ЕСВ.

Пример 1

У предприятия есть свободный остаток прибыли до налогообложения в сумме 1 000 000 грн. Возможные варианты его использования:

  • 1 – уплатить налог на прибыль, а чистую прибыль направить на выплату дивидендов;
  • 2 – весь свободный остаток направить на выплату матпомощи (при условии, что зарплата у работника более 75 000 грн).

В табл. 1 приведен сравнительный анализ выбранных вариантов.

(грн)


п/п

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

1

Чистая прибыль до налогообложения

1 000 000

1 000 000

2

Направлено на матпомощь (расходы)

1 000 000

3

Налог на прибыль (18 %)

180 000

4

Сумма начисленных дивидендов (стр. 1 – стр. 3)

820 000

5

Налоги с дивидендов: НДФЛ (5 %) и военный сбор (далее – ВС) (1,5 %)

53 300

х

6

Налоги с матпомощи: НДФЛ (18 %), ВС (1,5 %)

х

195 000

7

Сумма к выплате

766 700

805 000

Розміри державних соціальних допомог у 2021 році

Размер государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным доходом. Для граждан, которые проживают в населенных пунктах со статусом «горный» размер помощи увеличивают на 20%.

Прожиточный минимум определяется как сумма, которая необходима, чтобы обеспечить человека или семью достаточным для поддержания здоровья количеством продуктов, минимальным набором непродовольственных товаров и услуг. Размер пособия малоимущим не может превышать 75% прожиточного минимума для семьи.

Итак, малообеспеченная семья 2021 в Украине сможет получить такую помощь:

Во избежание проблем с ИФНС и ФСС в некоторых случаях при выплате материальной помощи необходимо запастись подтверждающими документами. Особенно это касается ситуаций, когда вся сумма помощи не облагается НДФЛ и страховыми взносами. Например, при выплате помощи в связи со смертью члена семьи необходимо попросить у работника копию свидетельства о смерти его близкого, а также документ, подтверждающий то, что умерший являлся работнику членом семьи (например, свидетельство о браке или о рождении).

Как получить статус малообеспеченной семьи в Украине

В некоторых случаях у организации возникает необходимость выплатить материальную помощь бывшим работникам, например, в связи со сложными жизненными обстоятельствами. В этом случае страховые взносы начислять не нужно, ведь в базу для начисления страховых взносов включаются вознаграждения, выплачиваемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному страхованию в рамках трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера (п. 1 ст. 420 НК РФ). Поскольку между бывшими сотрудниками и организацией никаких из вышеприведенных договоров нет, то и оснований для исчисления взносов также не имеется.

В некоторых случаях у организации возникает необходимость выплатить материальную помощь бывшим работникам. Если такая помощь выделена не работающему на предприятии сотруднику, то страховые взносы на травматизм начислять не надо. Причина проста: такие лица уже не состоят в трудовых отношениях с бывшим работодателем, и материальная помощь согласно п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ в число объектов обложения такими взносами не входит.

Пример

Руководство ООО «Сигма» решило выдать материальную помощь своему бывшему работнику Лиховцеву Г. И. в связи со смертью его супруги. Выплата в размере 32 000 руб. была произведена спустя два месяца после увольнения Лиховцева. Такая материальная помощь не облагается страховыми взносами, поэтому начислять их не надо.

Нормы, содержащиеся в ст. 20.1 закона № 125-ФЗ, вступили в силу 01.01.2011, но и до этой даты начислять взносы на такой вид материальной помощи не требовалось.

Отдельно нужно сказать о материальной помощи в связи со смертью близкого родственника в 2020–2021 годах.

Дело в том, что работодатель может перечислить в положении об оплате труда ближайших родственников работников, в случае смерти которых сотруднику выплачивается материальная помощь. Например, это могут быть супруг (-а), дети, родители, дедушки, бабушки, родители супруга (-и), братья/сестры. Однако порядок обложения материальной помощи страховыми взносами зависит от того, являлся умерший родственник членом семьи или нет.

Материальная помощь в связи со смертью близкого родственника в 2020–2021 годах не подлежит обложению страховыми взносами только в том случае, если эти близкие родственники являются членами семьи в трактовке ст. 2 Семейного кодекса РФ (см. письмо Минтруда России от 09.11.2015 № 17-3/В-538). В этой статье Семейного кодекса к членам семью отнесены только супруг (-а), родители (в т. ч. усыновители) и дети (в т. ч. усыновленные). Так что если работодатель выплачивает материальную помощь в связи со смертью, например, бабушки или родителей супруга или брата/сестры, то эта материальная помощь будет облагаться страховыми взносами в общем порядке.

И НК РФ, и закон № 125-ФЗ в перечни выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, включают ряд видов матпомощи. Среди необлагаемой взносами матпомощи работникам выделяются 2 группы:

  • не облагаемые в полной величине – к ним отнесены выплаты, осуществляемые в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций (таких как стихийное бедствие, теракт, смерть члена семьи);
  • не облагаемые до достижения определенной суммы – это матпомощь при рождении ребенка (до 50 000 руб.) и выданная по иным основаниям (до 4 000 руб.).

Не будет облагаться взносами также матпомощь, выплачиваемая людям, не состоящим в трудовых отношениях с лицом, осуществляющим выплату.

Необлагаемые материальная помощь и подарки в 2022 году

Один из родителей, удерживающий двух и более детей до 18 лет, имеет право на повышенную НСЛ, если его предельный доход не превышает сумму, исчисляемую следующим образом:

3 470 грн (предельный доход в 2022 году для применения НСЛ) х Количество детей

При наличии двух и более детей до 18 лет предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы в 2022 году составляет:

  • если двое детей: 3 470 х 2 = 6 940 грн.
  • если трое детей: 3 470 х 3 = 10 410 грн.
  • если четверо детей: 3 470 х 4 = 13 880 грн.
Читайте также:  Чем опасна временная регистрация ребенка для собственника квартиры

В 2022 году составляет 1 240,5 грн и предоставляется налогоплательщику, который содержит двух или более детей младше 18 лет, в расчете на каждого ребенка (пп.169.1.2 НКУ):

  • 1 240,5 х 2 детей = 2 481 грн.
  • 1 240,5 х 3 детей = 3 721,5 грн.
  • 1 240,5 х 4 детей = 4 962 грн.

Пример: зарплата работницы, которая имеет двоих несовершеннолетних детей, составляет 6 500 грн. Эта сумма меньше предельного размера дохода для применения НСЛ (6 940 грн), а значит, льгота применяется. Таким образом сумма зарплаты, с которой будет удерживаться подоходный налог, составляет:

6 500 грн (зарплата) – (1 240,5 х 2) (ПСП) = 4 019 грн.

  • Последние
  • Популярные

Налоговая социальная льгота в 2022 году

  • Учет и отчетность
  • Налогообложение
  • Упрощенная система
  • Труд и социальная защита
  • Госрегулирование
  • Право и ответственность
  • Финансы и банки
  • Общество и жизнь
  • «Дебет-Кредит»

Показатель важен для каждого украинца. Неизвестно, что ждет обычных людей в жизни. Они могут столкнуться с судебными спорами и другими проблематичными процессами. НМДГ поможет определиться с тяжестью причиненного вреда, профессионально определить размер штрафа, который зависит от степени правонарушения и наказать нарушителя надлежащим образом. Последнее является важным нюансом для контролирующих органов т населения страны.

Кроме вышеуказанного необлагаемых минимумов доходов граждан для уголовных (НМДГ) дел позволяет определить степень противоправности действий граждан:

  • в части нарушения законодательства о труде;
  • нарушения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
  • уголовные нарушения, связанные с кражей материальных ценностей, нанесение ущерба чужой недвижимости;
  • уклонение от налогообложения.

Сейчас показатель составляет 17 грн. Не следует считать сумму слишком маленькой. При рассмотрении масштабных правонарушений в 2022 году в Украине она моментально становится большой, что нравится не каждому украинцу.

Например, согласно некоторым статьям Кодекса админнарушений сумма штрафных санкций может достигать 50 необлагаемых минимумов, что составляет 850 грн. При несвоевременной оплате штрафа указанная сумма увеличивается вдвое, втрое и так до тех пор, пока нарушитель не выполнит свои гражданские обязанности-оплатит штраф за админнарушение.

В 2021 году необлагаемый минимум остался неизменным вследствие сложной экономической ситуации и вспышки коронавірусної инфекции, которая легла тяжким бременем на украинский народ. Низкий прожиточный минимум, большие цены на продукты питания задержали действия со стороны властей.

Причины такой минимальной суммы никому не понятны. Она стала фиксированной на протяжении многих десятилетий. Из каких расчетов она возникла – никто конкретно не скажет.

Ситуация остается неизменной в течение длительного времени. На сегодняшний день показатель активно используется при рассмотрении административных и уголовных дел, регистрации физических и юридических лиц, восстановления порядка в сфере законодательства.

С точки зрения контролирующих органов цифра считается абсурдной и маленькой, требует обязательного пересмотра. Согласитесь сами, при вынесении штрафа с нарушения Правил торговли на рынках минимальный составляет 17 грн., максимальный – 51 грн.

От вида, способа предоставления помощи зависит то, как её будут фиксировать в разных документах.

Например, такая помощь может быть частью системы оплаты труда, если сведения о ней представлены в такой документации:

  1. Трудовой договор.
  2. Коллективное соглашение.
  3. Локальный нормативный акт.

Обычно такие выплаты идут в то же время, что и ежегодный отпуск. Считается, что такие перечисления напрямую связаны с исполнением основных обязанностей. Тогда и фиксация происходит согласно общему порядку для проводок по заработным платам.

Пример того, как могут выглядеть проводки по начислению материальной помощи в Украине на 2022 год:

  1. Дебет счетов 20 и 26, 44 и так далее.
  2. Кредит счёта 70.

Для такого вида помощи характерны свои особенности и нюансы:

  1. Предоставляется не только работникам, но и тем, кто с предприятием не связан.
  2. Отсутствуют строго установленные направления для выплаты такой помощи и условия по использованию. Здесь все решения принимают только сами физические лица, являющиеся получателями.

Основание для выплаты – заявление от физического лица, которому требуется такой вид поддержки. Главное – чтобы присутствовала чёткая просьба относительно того, что гражданину нужна помощь из-за семейных обстоятельств.

После изучения заявления руководители оформляют приказы или распоряжения о помощи. В документе указывают конкретные суммы. Решение принимается в зависимости от имеющихся возможностей.

Уряд ухвалив розроблене Міністерством соціальної політики рішення, яке забезпечує можливість поширити додаткові виплати від міжнародних організацій на мешканців територій, які тимчасово окуповані, деокуповані або знаходяться в зоні активних бойових дій.

Проєкт реалізовано Міністерством соціальної політики України за підтримки Міністерства цифрової трансформації України та Програми розвитку ООН в Україні, відповідно до завдань меморандумів Міністерства соціальної політики України з Місією Міжнародного Комітету Червоного Хреста в Україні та Товариством Червоного Хреста України, ЮНІСЕФ, Всесвітньої продовольчої програми ООН та Управління Верховного комісара ООН у справах біженців.

Відповідно до постанови КМУ №457 від 16 квітня 2022 р. «Про підтримку окремих категорій населення, яке постраждало у зв’язку з військовою агресією російської федерації проти України», передбачається можливість надання підтримки у вигляді грошових виплат, шляхом надання допомоги міжнародними організаціями.

Необлагаемая материальная помощь 2021 в Украине

  • Учет и отчетность
  • Налогообложение
  • Упрощенная система
  • Труд и социальная защита
  • Госрегулирование
  • Право и ответственность
  • Финансы и банки
  • Общество и жизнь
  • «Дебет-Кредит»

Под терминологическим сочетанием необлагаемая материальная помощь 2021 в Украине подразумевается выплата денежных средств в лимитированном объеме. Согласно соответствующей статье НКУ она не облагается налогом в том случае, если:

  • предоставлена работнику по его просьбе;
  • не содержит указаний, на что именно ассигнуется;
  • не закреплена, как обязательная выплата в трудовом договоре, заключенном между работодателем и его работником.

При этом совокупный размер проведенных платежей или единовременное начисление не должны превышать сумму, установленную в другой статье Налогового кодекса Украины. Она периодически изменяется, согласно статье 169 НКУ, потому что зависит от размера налоговой социальной льготы, а последняя, в свою очередь, частично определяется прожиточным минимумом.

Денежные выплаты на детей (детские деньги) регулируются Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми», согласно которому, новоиспеченным родителям устанавливается материальная помощь в виде денежных выплат при рождении ребенка.

При рассмотрении бюджета Украины на 2021 год, размер пособия при рождении ребенка остался на уровне 2014 года, и составляет фиксированную сумму 41280 грн., в независимости от того, на первого ребенка выплачивается пособие или на второго и всех последующих детей.

Увеличились только пособия на детей, размер которых привязан к прожиточному минимуму – это пособие на детей матерям-одиночкам, пособие от государства при уклонении родителей от уплаты алиментов, выплаты детям, которые находятся под опекой или на попечительстве.

Вопрос об изменении выплат на ребенка (детей), поднимался и поднимается в Правительстве Украины неоднократно. С учетом того, что размер выплаты при рождении остался на уровне 2014 года, позитивные изменения все же есть.

Кабинет Министров Украины одобрил законопроект, предусматривающий увеличение размера государственной социальной выплаты, положенной при рождении ребенка с 2022 года. Сумма пособия, опять же, фиксированная, и выплачивается в независимости от количества рожденных детей и прожиточного минимума.

Согласно новому закону про выплаты при рождении ребенка в Украине, с 1 января 2022 года размер пособия увеличивается до 50 тыс. грн., из которых 25% будут выплачиваться сразу, а остальные будут распределены в равных долях на последующие три года (36 месяцев). Планируется также и последующее ежегодное увеличение размера социальной выплаты.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

На рассмотрение Верховной Рады внесен второй вариант госпомощи молодым семьям, повторяющий практику 2013 года.

Этот вариант господдержки заключается в увеличении:

  • Выплаты при рождении первого ребенка молодым родителям до 100 тыс. гривен;
  • Помощи при рождении второго ребенка до 200 тыс. гривен;
  • Пособия при рождении третьего ребенка – до 300 тыс. гривен (сюда же включены и выплаты при рождении 4 и 5 ребенка, а также всех следующих детей).

На данный момент, деталей относительно того, какой размер выплат будет предложен, нет. При этом в 2020 году подобное предложение не получило поддержки, несмотря на то, что лица, занимающиеся демографической политикой, утверждали, что увеличение выплат положительно скажется на рождаемости.

Условия получения и перечень документов для назначения государственной выплаты при рождении ребенка не изменились с 2020 года.

Для того чтобы оформить помощь при рождении ребенка необходимо собрать пакет документов и лично обратиться в органы соцзащиты по месту прописки (регистрации) либо по месту фактического проживания родителей.

Важно: Обратиться в органы соцзащиты для назначения пособия следует не позднее 12 мес. со дня рождения ребенка. В случае если этот период пропущен, право на получение социальной помощи от государства теряется безвозвратно.

Для назначения денежной выплаты при рождении ребенка необходимо предоставить в органы соцзащиты стандартный пакет документов, куда включены:

  • Заявление о назначении выплаты;
  • Оригинал свидетельства о рождении ребенка + копия;
  • ИНН (идентификационный налоговый код) + копия;
  • Оригинал паспорта заявителя (получателя социальной выплаты) + копия;
  • Опекунам необходимо предоставить копию решения об установлении опекунства;
  • Банковские реквизиты лицевого счета, специально созданного для социальных выплат.

Ситуации бывают разные, поэтому, в отдельных случаях от заявителя потребуется предоставить дополнительные документы, например, свидетельство о заключении (расторжении) брака, справку из ЖЭКа (или другой организации) о месте прописки родителя/ребенка, документ, подтверждающий рождение ребенка, если он родился за пределами Украины.

Размеры НСЛ/предела для НСЛ в 2021 году

Если у них количество работников с инвалидностью составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Если размер матпомощи не превышает 4000 рублей в год по любым основаниям, НДФЛ с материальной помощи в 2020 году не удерживается. Но есть несколько особых случаев, рассмотрим которые подробно.

Во избежание проблем с ИФНС и ФСС в некоторых случаях при выплате материальной помощи необходимо запастись подтверждающими документами. Особенно это касается ситуаций, когда вся сумма помощи не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Вопрос об изменении выплат на ребенка (детей), поднимался и поднимается в Правительстве Украины неоднократно. С учетом того, что размер выплаты при рождении остался на уровне 2014 года, позитивные изменения все же есть.

Если плательщик ЕН группы 1 или 2 осуществляет деятельность на территориях нескольких сельских, поселковых, городских советов или советов объединенных территориальных громад, действует максимальная ставка, установленная для соответствующей группы.

Общество с ограниченной ответственностью «Файненс.юа», свидетельство на знак для товаров и услуг № 37423 от 16.02.2004, ЕГРПОУ 22929966. Адрес: Пр-т С.Бандеры 13-В, Киев, Украина. График работы: Пн-Пт 9:00–18:00.

Конечно, обычно матпомощь выплачивают людям, которые реально в ней нуждаются, а не раздают всем желающим. Но теоретически возможна ситуация, когда основная налоговая база превысит 5 млн руб., и в ее составе будет фигурировать матпомощь более 4000 руб. В этом случае с матпомощи, превышающей 4000 руб., нужно будет исчислить НДФЛ по ставке 15%.

Под терминологическим сочетанием необлагаемая материальная помощь 2021 в Украине подразумевается выплата денежных средств в лимитированном объеме. Согласно соответствующей статье НКУ она не облагается налогом в том случае, если:

  • предоставлена работнику по его просьбе;
  • не содержит указаний, на что именно ассигнуется;
  • не закреплена, как обязательная выплата в трудовом договоре, заключенном между работодателем и его работником.

Денежные выплаты на детей (детские деньги) регулируются Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми», согласно которому, новоиспеченным родителям устанавливается материальная помощь в виде денежных выплат при рождении ребенка.

Эту господдержку все знают как» декретные”, и выплачиваются они только женщинам, выходящим в этот самый декретный отпуск.

Так же не облагается НДФЛ матпомощь в пределах 50000 руб., выплаченная работнику-опекуну в течение года с даты оформления опекунства. Причем данная норма применяется независимо от возраста ребенка, над которым оформлено опекунство. Поправки, действующие с 2021 года, ликвидировали разночтения по данному вопросу.

Важные цифры 2021 года: налогообложение доходов физлиц и соцстрахование

И НК РФ, и закон № 125-ФЗ в перечни выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, включают ряд видов матпомощи. Среди необлагаемой взносами матпомощи работникам выделяются 2 группы:

  • не облагаемые в полной величине – к ним отнесены выплаты, осуществляемые в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций (таких как стихийное бедствие, теракт, смерть члена семьи);
  • не облагаемые до достижения определенной суммы – это матпомощь при рождении ребенка (до 50 000 руб.) и выданная по иным основаниям (до 4 000 руб.).

Не будет облагаться взносами также матпомощь, выплачиваемая людям, не состоящим в трудовых отношениях с лицом, осуществляющим выплату.

По какому принципу выплаты сотрудникам можно отнести к материальной помощи? Трудовой Кодекс, как и Налоговый, не дает такого определения. Это устоявшееся выражение, используемое в практике предпринимательской деятельности. Проанализировав косвенные данные из НК и ТК РФ, можно определить выплату материальной помощи как вид финансового социального обеспечения, не зависящего от трудовой деятельности. Это значит, что при начислении той выплаты не берутся во внимание:

  • стаж работы у этого работодателя;
  • успехи, достижения и показатели сотрудника;
  • степень его занятости;
  • квалификация;
  • график работы и др.

Материальная помощь отличается от премий и компенсаций, «привязанных» к фактору успешности трудовой деятельности.

Документально закрепить материальную помощь как вид соцвыплат работодатель должен во внутренних локальных актах, например, колдоговоре, документах, регулирующих оплату труда либо в специально созданном Положении. Это добровольное начинание работодателя, поэтому законодательных ограничений и непременных требований на этот счет не предусмотрено, но, поскольку речь идет о финансовых расходах, все важные вопросы желательно отразить в документации:

  • перечисление поводов, которые влекут за собой материальную поддержку со стороны руководства;
  • размер устанавливаемых выплат;
  • порядок обращения за помощью, ее начисления;
  • пакет документов для сотрудника, желающего обратиться за финансовой поддержкой.

ВАЖНО! Кроме Положения, регулирующего саму процедуру начисления матпомощи, для непосредственного акта ее выплаты необходим прямой приказ руководства. Он издается в ответ на заявление работника с приложенными к нему подтверждающими документами.

Выплаченная матпомощь не станет базой для начисления НДФЛ и вычета из нее страховых взносов в оговоренных законом случаях. В зависимости от годового размера и некоторых особых поводов к начислению можно выделить несколько ситуаций, когда налоговому агенту не нужно взимать с этих сумм обычный НДФЛ и удерживать взносы в ПФР и ФФОМС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *