Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС позволил компенсировать НДС за счет недобросовестного контрагента». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая активную практику снятия налоговиками вычета НДС, понятно желание компаний обезопасить себя от финансовых потерь, возложив на своих поставщиков обязанность по возмещению сумм, соразмерных не принятому к вычету НДС.
Взыскиваем НДС с контрагента как убыток
Казалось бы, желающий возместить НДС, получив отказ со стороны налоговиков из-за нарушений со стороны контрагента, имеет все условия для взыскания убытков. Среди них противоправность, вред, вина или причинно-следственная связь. Но не всё так просто.
Есть ряд причин, почему взыскать с контрагента убытки в размере НДС нельзя:
- Требование о возмещении НДС (которое не является ни доходом, ни результатом экономической деятельности, а предоставляется безвозмездно и безвозвратно в целях возмещения затрат) может быть заявлено только в адрес государства, а не контрагента. «Отказанная» сумма НДС не может быть взыскана как убытки (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2020 по делу № А71-5923/2019). Такая ситуация складывается из-за того, что требование о возмещении НДС это категория налогового права. Она действует в публичных правоотношениях, но не в частно-правовых между сторонами договора.
- Переложение риска неполучения возмещения НДС на контрагента является дополнительной публично-правовой санкцией за нарушение обязательства (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2019 по делу № А75-21156/2017).
- И главное: наличие убытков предполагает уменьшение имущественной сферы потерпевшего. Но закон определил особый механизм компенсации таких убытков путем предоставления возмещения (вычета), иные источники компенсации исключены. Иное привело бы к тому, что у налогоплательщика была бы возможность получить компенсацию дважды: как за счет государства, так и за счет контрагента. Именно поэтому невозможно включить сумму НДС, в возмещении которой отказано, в размер убытков. Ведь иначе потерпевшему нужно было бы доказывать, что сумма НДС не была и не могла быть принята к вычету и представляет собой его некомпенсируемые потери (убытки) (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 2852/13 по делу N А56-4550/2012).
Что такое вычет по НДС и как регулируется его сумма
Как известно, налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог. Собственник продает товары и оказывает услуги с определенной наценкой, часть которой в виде налога предназначена для государства. То есть, по сути, предприниматель является сборщиком налога, а покупатель — его плательщиком. Если предприниматель продает товар по 180 рублей, то из них 150 рублей он оставляет себе, а 30 рублей (НДС по ставке 20 %) передает государству.
Однако представим, что предприниматель купил этот товар по 120 рублей, из которых 100 рублей остались у поставщика, а 20 рублей поставщик уже оплатил в бюджет в качестве НДС. Вот эти 20 рублей и называются налоговыми вычетами — суммами, на которые предприниматель может уменьшить налоговые обязательства по перечислению НДС. Так что с учетом вычетов он должен будет перечислить в бюджет всего 10 рублей.
Именно поэтому в учетных программах бухгалтеры учитывают закупаемые товары по стоимости без НДС (100 рублей), отдельно накапливая так называемый входящий НДС (20 рублей). Продаваемые товары учитываются по цене без НДС (150 рублей), отдельно накапливается исходящий НДС (30 рублей).
Конечно, в теории и на простых примерах все ясно, четко и понятно, а вот в реальной жизни возникают определенные сложности. Правила расчета налоговых вычетов содержатся в Налоговом кодексе РФ, а точнее — в статье 166. А вот условия, при которых компания может рассчитывать на эти вычеты, перечислены в статье 171. Их всего три:
- приобретенные товары (работы или услуги) были куплены для дальнейшего производства, а также других операций, которые подлежат обложению НДС, либо для дальнейшей перепродажи (как в примере выше);
- товары должны быть обязательно оприходованы;
- правильно оформленные документы (прежде всего счета-фактуры).
Критерии оценки спорных сделок
Спорные сделки в ФНС рекомендуют оценивать по таким критериям:
- Как налогоплательщик выбирал контрагента для этой сделки? Так, как он это делает обычно, как принято в соответствии с обычаями делового оборота либо как-то «по-особенному»?
- Что предпринял налогоплательщик, чтобы оценить:
- коммерческую привлекательность сделки;
- репутацию, надежность и платежеспособность потенциального контрагента;
- наличие у него достаточных ресурсов для исполнения своих обязательств;
- уровень риска их неисполнения.
- Не является ли обычной для налогоплательщика практика заключать сделки с контрагентами, которые имеют налоговые нарушения?
Глубокая проверка контрагента на добросовестность во многих случаях не нужна
Судьи ВС РФ разъяснили налоговикам, что, делая выводы об осмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента, инспекторы подменяют понятия. Вместо оценки фактов, что налогоплательщик предпринял какие-то действия по проверке партнера перед заключением контракта, налоговики ищут изъяны в рациональности хозяйственных решений, принятых налогоплательщиком.
Так, судьи указали на то, что налогоплательщик далеко не всегда должен выяснять данные о складах, оборудовании, численности персонала контрагента. Проведение такой глубокой проверки должно быть рационально обосновано – например, заключают длительный контракт на большую сумму по работам, требующим от исполнителя соответствия определенным условиям (например, на строительство или поставки сложной техники).
При разовых или мелких сделках подобная дотошность в проверке продавца ни к чему. И предъявлять подобные претензии со стороны налоговой недопустимо.
ВЫВОД ВС РФ № 1: если заключается разовая, не крупная сделка, налогоплательщику для принятия расходов и вычета НДС достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в установленном порядке, с ним можно связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу и от его имени действует уполномоченное на это лицо.
Исключением может быть случай, когда условия планируемого договора значительно отличаются от рыночного уровня или свои услуги предлагает контрагент, который не имеет опыта исполнения аналогичных сделок. В этих случаях, по мнению ВС РФ, желательно провести более тщательную проверку контрагента.
Окружной же суд отметил, что вообще не факт, что товар, оформленный от однодневок, затем прошел по документам как поставленный в адрес ООО «У» – ООО «К» вполне могло «отгружать» спорные объемы другим покупателям. Кроме того, ИФНС могла бы потрудиться доказать, что ЗАО «У» фактически не получало тот объем, по которому отказано в вычетах (а это поставки на 234 млн рублей, тогда как общий объем операций между ЗАО «У» и ООО «К» за проверяемый период составил 5,4 млрд). Налоговая не свела товарный баланс – не выяснила, соответствуют ли полученные объемы (с учетом остатков) использованным, проданным и утилизированным.
В схеме движения денег через ООО «А» – «В» обратно в ЗАО «У» окружной суд увидел недобросовестность налогоплательщика, однако это обстоятельство само по себе – при недоказанности нереальности поставок от ООО «К» – не может говорить о фиктивности сделок и не может лишать ЗАО «У» вычетов НДС.
Аналогичная ситуация сложилась с подрядчиком, у которого фирма заказала некоторые строительные работы (ООО «Э»). От него деньги шли другим однодневкам (назовем их ООО «Г» – «Ж»), а от них – организациям, подконтрольным проверяемой. Невыполнение работ доказано не было, а прегрешения контрагентов второго звена не могут служит доказательством формального документооборота, указал окружной суд.
Подводя заключение, хотелось бы отметить, что, приведенные цитаты ВС РФ и рассуждения в целом (за исключением градации стандартов осмотрительности) не представляют инновационных правовых подходов. Напротив, выводы Суда в большинстве своем известны практике и с необходимостью вытекают при условии «относительно-погруженного» логического осмысления действующего нормативного материала, в том числе ст. 54.1 НК РФ.
Оптимизм, с которым было воспринято рассматриваемое определение, обусловлен в первую очередь тем, что Верховный суд РФ, пожалуй, впервые за много лет продемонстрировал, что логика и право все еще могут быть реальным механизмом разрешения налоговых споров, от чего все мы, честно сказать, отвыкли.
В «идеальной правоприменительной вселенной» именно таким уровнем аргументации должны отличаться все судебные акты высшей судебной инстанции.
Однако, текущие реалии от этого еще слишком далеки. Юридическое сообщество и бизнес настолько привыкли к «доказательному беспределу» в налоговых спорах, что любой адекватно аргументированный судебный акт, ставящий под сомнение аксиому безусловной правоты налоговых органов, воспринимается как нечто экстраординарное.
Действительно – рассматриваемый пример говорит нам, что не так уж все и плохо и несмотря на формировавшуюся в течении нескольких последних лет тенденцию ужесточения механизмов налогового контроля и бесперспективность попыток оспорить доначисления отдельные попытки «найти правду» могут увенчиваться успехом.
От лица всех налогоплательщиков, хотелось бы выразить надежду, что рассматриваемое определение демонстрирует первый шаг на пути долгожданной если не либерализации, то хотя бы «адекватизации» судебных механизмов налогового преследования.
Арбитры признали доводы ИФНС о фиктивности сделки между продавцом и его контрагентом убедительными. Продавец не смог доказать, что операции носили реальный характер, а также то, что ответственность за непредоставление налогового вычета покупателю несет он сам. Учитывая эти обстоятельства, суды пришли к выводу, что продавец дал покупателю заверение в своей добросовестности неправомерно. При этом не играет никакой роли тот факт, обжаловал ли покупатель решение налогового органа или нет.
В итоге суды всех инстанций признали, что поскольку продавец добровольно дал заверение об обстоятельствах и знал, что покупатель будет на них полагаться, то последний правомерно требует возмещения убытков в виде НДС, в вычете которого было отказано.
Право на вычет по НДС реализовано не в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком были соблюдены условия для его применения
Основанием для отказа в возмещении НДС может послужить то обстоятельство, что право на налоговый вычет реализовано налогоплательщиком не в том налоговом периоде, в котором возникли предусмотренные законом условия для его применения. По мнению налоговой службы, применение налоговых вычетов в том налоговом периоде, когда возникло право на его применение, является обязанностью налогоплательщика. Соответственно применение налогового вычета в более позднем периоде незаконно. Однако, по мнению ВАС РФ, такой подход не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10 указано, что ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода… То обстоятельство, что общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 2004 — 2005 гг., в налоговой декларации за I квартал 2006 г., само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Возмещение НДС из бюджета остаётся одной из самых сложных для налогоплательщика операций. Инспекция однозначно откажет в возмещении, если в бюджете не сформирован экономический источник для возмещения.
Экономический источник возмещения НДС — это НДС, уплаченный поставщиками компании по сделке. Если контрагенты компании не уплатили НДС, то и источника возмещения нет.
Однако возместить НДС из бюджета можно частично, если доказана уплата НДС хотя бы с одной сделки в цепочке. Так происходит например, когда товар ввозится из-за границу через таможню: на таможне НДС уплачивается в бюджет, и конечный покупатель может рассчитывать на вычет по НДС с этой суммы, даже если последующие перепродавцы оказались техничками и НДС в бюджет не заплатили.
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2020 г. № АБ-4-19/16709@ Об информировании налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов
ФНС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.
Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации.
При передаче сведений, необходимых для формирования информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, в отношении которых налоговыми органами через телекоммуникационные каналы связи передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по налогу на добавленную стоимость. Описание данного алгоритма содержится в сети Интернет по адресу: https:// информресурс.хартия-апк.рф.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.
Государственный советник РФ 3-го класса | А.В. Бударин |
Особенности заявительного порядка
У некоторых налогоплательщиков существует возможность получить возмещение до завершения камеральной проверки. Такой способ ускоренного возмещения налога предусмотрен ст. 176.1 Кодекса. Порядок и сроки возмещения НДС в этом случае несколько другие: решение о возмещении принимается в 5-дневный срок согласно п. 8 ст. 176.1 Кодекса.
Ознакомьтесь с перечнем плательщиков, которые могут воспользоваться заявительным порядком:
- Хозяйствующие субъекты, уплатившие налогов на 2 млрд руб., за исключением налогообложения при экспорте/импорте и в качестве налогового агента.
- Принципалы, предоставившие банковскую гарантию на сумму возмещения.
- Резиденты, работающие на территориях с опережающим экономическим и соцразвитием. Они должны подать вместе с декларацией договор с управляющей компаний о поручительстве, в соответствии с которым поручитель обязуется вернуть возмещение при отказе после проверки.
- Резиденты, работающие на территории порта Владивосток. Должны быть выполнены условия по поручительству по аналогии, как в п. 3.
- Налогоплательщики, за которых поручились другие лица. Должен быть заключен договор поручения между налоговой и поручителем. К поручителю предъявляются особые требования, содержащиеся в п. 2.1 ст. 176 Кодекса.
Узнайте подробности о банковской гарантии под возмещение НДС из нашего нового материала «Получение банковской гарантии на возврат НДС».
Что делать компании при сложном НДС-разрыве: статья от бывшего налоговика
Представляя в ИФНС налоговую декларацию по НДС, компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, столкнулись с риском доначисления налога и санкций «конечному выгодоприобретателю» при наличии «сложного налогового разрыва». При обнаружении ИФНС «сложного разрыва» (неуплаты НДС поставщиком 2, 3 и последующих уровней) актуальным для налогоплательщиков стал вопрос отстаивания своих прав при сомнении налоговой инспекции в реальности финансово-хозяйственной операции.
Ситуация с оспариванием сделок при неуплате поставщиком НДС приобрело частый характер после внедрения программного комплекса АСК НДС-2. Программа АСК НДС-2 представляет собой комплекс, сверяющий данные книг покупок и продаж (журналов выставленных и полученных счетов-фактур) по показателям: ИНН покупателя и продавца (КПП не сверяется), № и дата счета-фактуры, итоговая сумма и сумма НДС.
Таким образом, у ФНС есть уверенность, что НДС, предъявленный вами к вычету, был заявлен к уплате поставщиком.
И наоборот, ФНС сразу видит налоговый разрыв — когда покупатель предъявил НДС к вычету по счету-фактуре, который поставщик не указал в книге продаж или указал с меньшей суммой НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 Федеральной налоговой службой был внедрен 1 января 2020 года.
В первые налоговые периоды 2020 года требования о представлении пояснений при расхождениях в счетах-фактурах в учете покупателя и поставщика налогоплательщикам приходили не так часто (в зависимости от того попал ли ваш регион в выборку).
Далее такие требования стали поступать на постоянной основе в случаях, когда были допущены ошибки при заполнении книги покупок и продаж.
Иногда ошибка могла быть вызвана всего лишь неправильным указанием кода вида операции, который для программы имеет большое значение. В дальнейшем для поиска сложных налоговых разрывов и схем по уклонению от уплаты налога в структуру ФНС были добавлены контрольно-аналитические отделы. Информационные методы проверки совершенствуются, ФНС приступила к разработке программы АИС Налог-3, в которой должны быть добавлены данные: о движении денежных средств, сведения из онлайн-касс, данные ФТС, систем ИР «Маркировка», «Меркурий» и ряд других возможностей (IP-адреса, родственные связи должностных лиц).
Почему налоговая инспекция не принимает декларацию по НДС?
Чтобы разобраться, почему налоговая не принимает декларацию по НДС, лучше напрямую обратиться в инспекцию с подобным вопросом. При этом важно самим ориентироваться в налоговом законодательстве и выполнять его требования, чтобы оснований для отказа в приеме декларации не возникало.
Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 28 Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Так, декларацию контролеры на законных основаниях могут не принять, если:
- не получат документов, удостоверяющих личность физлица, сдающего декларацию;
- декларация представлена не по установленной форме (формату);
- бумажная декларация не подписана уполномоченным лицом, а электронная не заверена УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью), или данные владельца квалифицированного сертификата не соответствуют данным руководителя или уполномоченного представителя.
Учитывая, что декларацию по НДС компании и ИП (за редким исключением) обязаны сдавать в электронной форме по ТКС, основной причиной отказа в ее принятии налоговым органом может стать отсутствие УКЭП или иные нестыковки, связанные с ее применением.
Но не всегда инспекторы ссылаются на этот регламент. Нередко налогоплательщики получают отказ в приеме декларации по неожиданным причинам. Например, приглашенный руководитель неоднократно не являлся в инспекцию, или у компании инспекторы обнаружили несколько признаков фиктивной деятельности.
Почему контролеры так поступают? Оказывается, они выполняют специальную инструкцию.
Как налоговая обнуляет декларации по НДС? Процесс максимально автоматизирован — программный комплекс по приему электронных деклараций позволяет контролерам:
- перевести декларацию в Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке, используя специальный код;
- сформировать и отправить налогоплательщику уведомление о признании декларации недействительной.
Процедура аннулирования декларации начинается после получения официального разрешения от вышестоящего налогового органа в виде докладной (служебной) записки.
К уведомлению предъявляются следующие требования:
- оно формируется в формате .xml (или на бумажном носителе);
- срок для формирования уведомления и направления его налогоплательщику — не более 5 рабочих дней.
После завершения процедуры аннулирования:
- декларация считается непредставленной;
- сведения об аннулировании передаются в АСК НДС.
Как налоговики используют АСК НДС, узнайте из этой публикации.
Выделим некоторые особенности учета невозмещенного НДС. Если в документе на покупку выделен НДС, но при этом бухгалтеру ясно, что счетом-фактурой она подтверждена не будет (например, в акте, накладной), налоговая, с высокой долей вероятности, к вычету эту сумму не примет. Целесообразно сразу в момент обнаружения безнадежной суммы ее списать на 91 счет.
НДС по командировкам принимается к вычету (ст. 264-1(12) НК РФ). Из подтверждающих документов должно быть ясно видно, что эти затраты связаны с производственной деятельностью. Если такая информация отсутствует, можно сразу списывать налог на 91 счет, поскольку ИФНС не возместит его.
Еще один нюанс, связанный с командировками. Налоговая настаивает, что операция, по которой возмещается налог, должна быть подтверждена счетом-фактурой, предъявленным фирме, или бланком строгой отчетности, оформленным аналогично чекам ККТ, где НДС обязательно должен быть выделен. Судебные органы вступают в полемику с контролирующими и рядом своих решений отменяют это требование, указывая, что может быть принят к вычету и не выделенный отдельной строчкой в документе НДС (например, в квитанции). Такое решение озвучил, например ФАС МО (№КА-А40/6657-11 от 26/07/11 года), это не единственный судебный случай.
Еще 9 причин, по которым будет дан отказ в возмещении НДС
Субъекты предпринимательской деятельности могут получить отказ в возмещении НДС по следующим причинам:
- не получено подтверждение сделки от контрагента налогоплательщика;
- субъект предпринимательской деятельности изменил юридический адрес и перевелся в другую налоговую инспекцию;
- налогоплательщиком несвоевременно были получены документы, подтверждающие факт хозяйственной операции;
- наблюдаются признак фиктивности сделки;
- момент возмещения налога на добавленную стоимость определяется субъектом предпринимательской деятельности по счетам-фактурам, в
- которые внесены исправления (перечеркнуты цифры, стерты цены, дописаны данные и т. д.);
- проведенная сделка была переквалифицирована на основании действующего законодательства в заемное обязательство;
- на счете-фактуре поставлены факсимильные подписи (закон требует «живые» подписи уполномоченных лиц);
- в документах часть текста составлена на языке иностранных государств и т. д.
Как оспорить решение налоговой в отказе возмещения НДС?
Если субъект предпринимательской деятельности не согласен с решением налоговой в отказе возмещения ндс и считает, что бюджет ему должен возместить налог на добавленную стоимость, он может обжаловать решение в суде. Для этого придется составить заявление в полном соответствии с регламентом Налогового Кодекса России. Налогоплательщикам необходимо помнить о сроке исковой давности, который составляет 90 дней с момента вынесения решения. При подаче заявления субъекту предпринимательской деятельности придется заплатить государственную пошлину, величина которой колеблется в диапазоне от 300 (для ИП) до 3 000 рублей (для юридических лиц).
При составлении заявления субъект предпринимательской деятельности должен указать на основания отказа, которые противоречат действующему на территории России законодательству. В обязательном порядке налогоплательщик должен приложить документы, которые буду выступать в качестве доказательной базы. Также юристы рекомендуют прикладывать к заявлению всю переписку, которая велась с представителями контролирующих органов по этому вопросу. При наличии оснований суд признает решение Налоговой службы неправомерным и установит сроки для возмещения НДС.