Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действенные методы борьбы с истериками детей 4-х лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция. В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение.
Причины криков на детей
Прежде чем искать решение, как воспитать ребенка без криков, необходимо уяснить несколько нюансов. Один из них заключается в том, что крик не исключен на 100 %. Он уместен, когда необходимо быстро предупредить об опасности или в случае риска для жизни и здоровья. А еще родители тоже люди и нередко с бурным темпераментом. Яркое выражение эмоций свойственно не только детям, но и взрослым.
Но часто случается так, что крик становится обычным и даже привычным методом воспитания. В особо запущенных случаях ребенок уже перестает реагировать на что-либо кроме высказываний на повышенных тонах. И это уже можно рассматривать как ошибку. Крик как основа воспитания свидетельствует о родительском бессилии, неумении повлиять на ситуацию по-другому, страхе и отчаянии.
Что делать, если ребенок перестал доверять
Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.
Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом “кнута” должно быть намного меньше, чем “пряника”, так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.
- Стресс, устали, эмоционально выгорели – это самая частая причина крика. Когда у нас много проблем, а ребёнок влез в лужу в самый неподходящий момент, то мы просто «взрываемся». Умом мы понимаем, что ребёнок не виноват ни в чём, но нам нужно выплеснуть эмоции.
- Нам кажется, что ребёнок кроме крика ничего не понимает. Скорее всего, мы сами довели до того, что ребёнок понимает только крик. Все дети способны понимать спокойную речь.
- Нежелание и неумение ребёнку объяснять. Иногда ребёнку приходится объяснять всё по несколько раз, и когда на это мы не можем найти время и силы, то крикнуть гораздо проще.
- Ребёнку грозит опасность. Мы испугались за ребёнка и выражаем испуг в виде крика.
- Самоутверждение. Считаем, что с помощью крика мы сможем повысить свой авторитет, добиться уважения и послушания. Но страх и авторитет понятия разные.
- Устанавливаем зрительный контакт с ребёнком. Нужно убедиться, что сейчас он готов нас выслушать.
- Находим время на отдых и распределяем домашние обязанности. Это поможет не сорваться на ребёнке.
- Учимся объяснять и говорить с ребёнком на его языке. Так намного больше шансов, что он нас поймёт и нам не придётся переходить на крик.
- Представляем последствия крика и то, как это отразится на ребёнке. Поняв последствия, повышать голос больше не захочется.
- Проводим больше времени с ребёнком. Так нам удастся наладить контакт с детьми, и они будут к нам больше прислушиваться.
- Говорим о своих чувствах и эмоциях ребёнку. После лет 3-х малыш уже может понимать эмоции. Нельзя сказать «ты меня сейчас раздражаешь», но можно «малыш, мама сейчас устала и мне нужно отдохнуть. Давай, ты пока посмотришь мультик (порисуешь, поешь мороженое, поиграешь), а я попью чай». Все свои чувства можно объяснить ребёнку в понятных для него словах.
- Если все же мы не справились и повысили голос, то нужно сразу извиниться перед ребёнком. Он тоже человек, и если он младше, это не значит, что перед ним не нужно извиняться.
- Если мы понимаем, что часто не можем себя контролировать, то нужно либо обратиться за помощью, либо пытаться разобраться в этом самим с помощью специальной литературы.
Быть образцом для подражания
Мама для ребенка — не только источник любви и заботы, но и образец для подражания: он усваивает те способы эмоционального реагирования, которые мама демонстрирует в неприятных ситуациях. Типичный пример: трехлетний малыш не может открыть коробку и с силой швыряет ее об пол, отказываясь попытаться еще раз. Точно так же вела себя мама: когда у нее не получалось починить сломанную игрушку сына, она с раздражением бросала ее, а потом покупала новую. А если мама привыкла решать проблемы слезами — она заплакала, и муж тут же исполнил ее желания, — ребенок быстро усвоит, что плачем можно многого добиться.
В стрессовой ситуации мамы ведут себя по-разному: одна слишком раздраженно реагирует на незначительные события, паникует, суетится, кричит, другая, напротив, не замечает чего-то важного, на что стоило бы обратить внимание, а третья старается спокойно найти выход из трудного положения. В любом случае стоит помнить, что малыши очень чувствительны не только к словам, но и к нашим скрытым сигналам. Они внимательно следят за нами и исподволь перенимают наш стиль поведения.
«Контейнировать» эмоции
В психологии есть термин «контейнирование»: мама, реагируя на крик ребенка, «перерабатывает» его отрицательные эмоции, но сама ими не заражается — не отвечает агрессией на агрессию, страхом на страх. Например, малыш плачет, мама подходит к нему и говорит: «Солнышко, ты плачешь, у тебя болит животик. Сейчас я его поглажу, возьму тебя на ручки, покачаю, тебе сразу станет легче». То есть она использует успокаивающие, ободряющие интонации, комментирует свои действия, объясняет, что будет дальше.
Очень важно, чтобы мама сумела почувствовать, что испытывает ребенок, зеркально отразить его эмоции с помощью мимики, тона своего голоса, посочувствовать ему. Но его страдание не должно переходить в ее страдание.
Если мама отслеживает изменения в состоянии ребенка и быстро отвечает на них, восстанавливая его эмоциональное благополучие, малыш со временем научится замечать, осознавать свои эмоции, будет относиться к ним как к вызывающим уважение ориентирам и не будет их бояться. Так мама выступает своего рода эмоциональным тренером: она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в переходе на следующий уровень эмоционального взросления.
Если мама не научилась справляться с собственными отрицательными эмоциями, ей будет непросто выносить негативные эмоции ребенка. Они вызывают у нее сильный стресс и желание поскорее избавиться от этих переживаний, даже не пытаясь в них разобраться. И малыш научится тому, что весь «негатив» надо держать при себе, избегать его проявлений, отрицать сам факт наличия у него «неправильных» чувств и эмоций, так как это может расстроить и разозлить маму.
Как научить ребенка ждать: маршмеллоу-тест
Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом и тут же выполнять любые его желания.
Американский ученый Уолтер Мишел считает, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают такую возможность. В ходе экспериментов Мишела, которые позже получили название «зефирных» или маршмеллоу-тестов, четырехлетнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть одну штуку сразу или подождать, пока вернется экспериментатор, и получить две.
Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960–1970-е годы, только треть продержалась 15 минут до прихода ученого. Большинство вытерпели лишь 30 секунд, а некоторые хватали зефир еще до того, как экспериментатор успевал договорить.
В середине 1980-х Мишел сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными, рассудительными, волевыми, уверенными в себе. Еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению своих целей. Они же были более успешны в учебе, лучше формулировали свои мысли, логически рассуждали.
Получается, пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.
Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, и он каждый раз поднимается. Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми.
Исключите наказания по схеме «ты сам напросился». Они бесполезны
Они только мешают развитию мозга ребёнка. Дети, как правило, ведут себя плохо, когда пытаются привлечь внимание родителей. Лучше идите по пути эмоционального контакта и перенаправления. Такой путь предполагает, что мы уделяем ребёнку внимание, уважаем его настолько, что готовы выслушать его мнение, и ценим его вклад в решение проблемы, а также неустанно демонстрируем, что мы на его стороне — независимо от того, хорошо он поступил или плохо.
Вместо того чтобы импульсивно кричать и наказывать малыша за проступок, вдохните, посчитайте до десяти и обсудите с ребёнком случившееся спокойным тоном. Спросите, зачем он это сделал и объясните, почему так делать — плохо.
Когда следует обратиться к специалисту
Не всегда родители успешно справляются с детскими истериками, даже если делают всё правильно. Это происходит в тех случаях, когда приступы продиктованы стойкими нарушениями в работе нервной системы или психотравмами. Они требуют обязательного вмешательства профильных специалистов — психотерапевта или невролога. Какие сигналы свидетельствуют о необходимости такого шага? Если истерики:
- продолжаются, несмотря на все предпринимаемые меры взрослых, которые оказываются неэффективными;
- устраиваются ежедневно;
- характеризуются чрезмерной, ничем не контролируемой агрессией, направленной на всех без разбора, кто оказывается рядом;
- сопровождаются потерей сознания, остановкой дыхания, одышкой, рвотой;
- устраиваются после 4 лет;
- длятся более 20 минут;
- происходят ночью, сопровождаются кошмарами и паническими атаками;
- заканчиваются серьёзными увечьями и повреждениями себе и окружающим.
Причины истерик у детей
Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?
-
Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
-
Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
-
Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
-
Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
-
Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
-
Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
-
Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.
Почему нельзя кричать на детей?
Прежде всего давайте уясним:
Гнев, крик и даже агрессия – нормальные эмоции, характерные для всех людей. Подавлять любые эмоциональные проявления вредно для человеческой психики и здоровья в целом.
Когда у человека появляется причина для злости, ее нужно выплеснуть. В противном случае неизбежны последствия, например, появление депрессии. Однако выплескивать эмоции следует правильно, не нанося вреда ни взрослым, ни детям. Крик и агрессия по отношению к сыновьям и дочерям не допустимы.
Почему?
Как перестать срываться на ребенке?
При желании исправить ситуацию и перестроиться вполне возможно. Это не будет сложно. Безнадежных детей, с каждым можно справиться с помощью разъяснений и мягких наказаний. Ниже даны несколько советов о том, как перестать кричать. Тогда не придется задаваться вопросом, как не злиться на ребенка.
У всех ли детей бывают возрастные кризисы?
Да, у всех. Ведь развитие без кризисов невозможно. Другое дело, что все дети разные, так что прохождение кризиса у каждого ребенка будет иметь свои индивидуальные особенности.
- Кризис 3 лет один ребенок может прожить в 2,5 года, а другой – только к 4 (именно поэтому мы говорим о расплывчатости временных границ). Да и длиться кризис будет у всех по-разному – у кого-то пару месяцев, а у кого-то почти год.
- Из-за разности темпераментов и характеров одни дети, если так можно выразиться, живут в постоянном кризисе, а другие проживают свои кризисы сглажено.
- Поскольку любой возрастной кризис тесно связан с социальной ситуацией развития (еще одно понятие, введенное в психологию Выготским), то огромное значение имеют те условия, в которых растет ребенок (семья, детский коллектив) и их влияние на процессы его развития.
Часто то, что мы принимаем за возрастной кризис, бывает просто реакцией отторжения на внешнюю среду:
- детский сад;
- непосильную нагрузку из кружков и секций;
- стиль воспитания – чересчур авторитарный или, наоборот, попустительский.