Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: ответы ФНС на часто задаваемые вопросы по ЕНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Один хорошо знакомый нам бухгалтер рассказал занимательную историю по поводу уплаты налогов третьими лицами. Ситуация такова, что у директора есть множество юридических лиц, которыми фактически управляет он сам. Более того, у него есть статус индивидуального предпринимателя. Раньше, если требовалось заплатить налоговые сборы, ему приходилось через нашего бухгалтера выводить средства с одной фирмы, а далее вносить их на расчетный счет другой организации. Затем они благополучно платили все начисленные им налоги. Теперь же ему не требуется проводить никаких сложных операций. Он просто поручает нашему бухгалтеру проводить платежи, скажет от ООО «Яблочко» в пользу ООО «ГрунтПластИнвест» и в назначении платежа прописать что-то похожее на «Налог на доходы физических лиц с зарплаты за май 2017 года за Общество с ограниченной ответственностью «ГрунтПластИнвест»». В общем-то все, проблемы решены. Или же бывает другой случай, когда директор сам переводит деньги в счет оплаты налоговых начислений со своих личных средств (не со счета ИП). Такой вариант тоже возможен. «Государству выгодно, когда налоги платятся вовремя и штрафы начисляются большие за ошибки» — шутит наше контактное лицо. Собственно, поэтому ФНС стала более лояльна к подобным действиям. Кстати, раньше в статье 45 НК РФ еще до всех изменений, уплата налогов третьими лицами была категорически запрещена.
Из истории одного бухгалтера
Мы смеем предположить, что текущими новшествами будут пользоваться руководители организаций для выполнения своих долговых обязательств в рамках пула «родственных» фирм, т.е. один «самый главный человек» будет платить налоги за свои фирмы и при этом помогать своим коллегам или контрагентам он вряд ли станет. Хотя… Но нам все же такие истории пока за более, чем полгода еще не встречались. Более того, нам не так уж часто попадаются истории коллег, в которых вообще встречается эта тема. Как спросишь: «Марья Ивановна, а ваша компания платит налоги за ваших контрагентов»? Слышим ответ: «За нас бы кто заплатил»! Ладно, хоть воспринимают вопросы с улыбкой. Значит, не все потеряно.
У каждой медали есть…
…ее обратная сторона. Да, и касаемо нашей темы это утверждение также применимо. Если поразмыслить над этим вопросом, то остается твердое ощущение того, что регулярные платы третьими лица налогов, начисляемых компании, могут вызвать некоторые подозрения со стороны ФНС. Основной причиной подозрений может стать явная «взаимозависимость» между предприятиями, что в теории может стать поводом для очередной налоговой проверки. Инспекторы ФНС, скорее всего, заходят уточнить, почему вроде бы самостоятельная фирма, у которой предполагаются хотя бы «средние» обороты по региону не в состоянии выполнить свои налоговые обязательства? Более того, на сегодняшний день мы имеем дело с «не обкатанной» методикой, к которой прибегают пока только в крайних случаях. Юридические лица и ФНС пока не успели «набить шишки» в этом деле, следовательно, пока остается высокая вероятность того, что платежи могут уйти «не туда». Все-таки все новшества у нас воспринимаются с опаской и прорабатываются с трудом, но это скорее наша национальная черта и от этого, к сожалению, пока никуда не деться.
Что дает возможность оплаты налога представителями
Поправки в НК РФ выгодны как государству, так и налогоплательщику. Рассмотрим основные выгоды:
- Предупреждение нарушения сроков пополнения бюджета. Иногда компания не может исполнить свои обязательства в срок. С учетом поправок у нее предоставляется право передать обязанность по уплате другим лицам. Следовательно, не образуется никакой задолженности. Бюджет страны пополняется своевременно.
- У налогоплательщика не образуется долга. Следовательно, не появляются также штрафы и пени.
- Третьему лицу теперь не нужно собирать пакет документов, которые подтверждают, что выплачиваемые средства принадлежат именно налогоплательщику.
Нововведение призвано усовершенствовать систему выплаты налогов. Оно же сокращает количество задолженностей. Однако у поправки есть некоторые минусы. В частности, банки, принимающие средства, сталкиваются с повышенной нагрузкой при обработке платежей.
ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.
Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.
Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.
Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.
Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.
Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.
Какие налоги входят в ЕНП
С помощью Единого платежа можно закрывать:
- налоги;
- авансовые платежи;
- страховые, кроме взносов на травматизм;
- штрафы;
- недоимки;
- пени и проценты;
- торговый сбор.
Как на ЕНП, так и на конкретный КБК можно заплатить:
- налог на профессиональный доход;
- сборы за пользование объектами животного мира;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- утилизационный сбор;
- страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
На конкретные КБК по-прежнему уплачиваются:
- взносы на травматизм;
- НДФЛ с выплат иностранцам с патентом;
- различные виды пошлин;
- административные штрафы.
Другой комментарий к Ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса. Как предусмотрено п. 1 ст. 24 Кодекса, в соответствии с Кодексом обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов может быть возложена на налоговых агентов. При этом согласно п. 4 ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (см. комментарии к ст. 23 и 24 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 22 января 2004 г. N 41-О , в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
———————————
Экономика и жизнь. 2004. N 20.
КС России также указал, что изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено право налогоплательщика исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Как установлено п. 1 комментируемой статьи, взыскание налога производится:
с организаций и индивидуальных предпринимателей — в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса;
с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса.
Данные положения п. 1 комментируемой статьи приведены в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и действующих с 1 января 2006 г. В п. 1 комментируемой статьи в ранее действовавшей ред. устанавливалось, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке (если иное не предусмотрено Кодексом), а взыскание налога с физических лиц — в судебном порядке. Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ направлен на совершенствование административных процедур урегулирования налоговых споров, для чего ст. 46 — 48 Кодекса изложены в новой редакции, Кодекс дополнен новой ст. 103.1, а также внесены изменения в ряд других статей Кодекса (см. комментарии к ст. 46 — 48, 103.1 Кодекса).
———————————
Российская газета. N 249. 2005. 8 ноября.
Как установлено п. 1 комментируемой статьи, взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, т.е. не может производиться на основании решения налогового органа, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
При применении данной нормы Пленум ВАС России в п. 9 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам учитывать, что при применении данной нормы судам необходимо учитывать, что указанное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам ст. 40 Кодекса, поскольку корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика.
2. В соответствии с п. 3 ст. 58 Кодекса уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).
Пункт 2 ст. 45 Кодекса устанавливает правила определения момента исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
при уплате налогов в безналичном порядке — с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
При этом налог не признается уплаченным в следующих случаях:
при отзыве налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
при возврате банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (об установленной гражданским законодательством очередности списания банком денежных средств со счета налогоплательщика см. комментарий к ст. 60 Кодекса).
Вопрос о том, может ли считаться уплаченным налог при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, рассматривался КС России в Определении от 25 июля 2001 г. N 138-О.
Причины, по которым возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо.
Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:
-
во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
-
во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
-
в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.
Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.
Оформление платежного поручения
Федеральная налоговая служба России в письме от 17.03.17 г. № ЗН-3-1/1850@ приводит информацию, как следует заполнять платежные документы, если фактически за организацию -налогоплательщика платеж производит другое лицо.
Для правильной идентификации плательщика и перечисленных денежных средств в бюджет необходимо руководствоваться следующим:
- в поля для «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо внести данные организации-налогоплательщика;
- в поле «Плательщик» должна быть указана информация о фактическом плательщике — наименование юридического лица или Ф.И.О. физлица;
- в поле «Назначение платежа» указываются ИНН и КПП организации — фактического плательщика или ИНН физлица — фактического плательщика, а также наименование организации-налогоплательщика. Информация о плательщике выделяется знаком «//«;
- в поле «Статус плательщика» нужно внести статус лица, чья обязанность по перечислению средств в бюджет исполняется. Например, для юрлиц при уплате налогов или страховых взносов указывается 01, для ИП — 09 и 13 — для физлиц.
Долгожданные изменения
Ранее налоговое законодательство обязывало налогоплательщиков уплачивать налоги и сборы самостоятельно (п.1 ст. 45 НК РФ). Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ ситуация изменилась. Этим законом в статью 45 НК РФ внесены поправки, благодаря которым уплачивать налоги, сборы и страховые взносы за организации, индивидуальных предпринимателей или физических лиц смогут третьи лица. Однако поправки будут вводиться в действие поэтапно, а именно:
- с 30 ноября 2016 года одни лица вправе платить за других налоги и сборы;
- с 1 января 2017 года третьи лица вправе перечислять за других страховые взносы.
Документальное оформление отношений с иным лицом
Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.
Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).
Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).
Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@, указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.
Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:
– если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;
– если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;
– если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.
Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.
Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?
Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.
Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).
Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.
Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.
Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);
в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.
По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.
За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.
Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.
За период с 01 по 22 января — 28 января.
Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.
Оплата налогов оффлайн
Чтобы заплатить налог, не имея доступа к интернету, необходимо получить квитанцию-извещение с пятнадцатизначным идентификационным номером. Пока не истекло время для уплаты, ее можно взять в отделении налоговой по месту регистрации объекта налогообложения. После этого у вас есть несколько вариантов действий.
- Оплата в отделениях банков: это может быть Сбербанк, Тинькофф, ВТБ, Промсвязьбанк и другие. В кассу вместо квитанции можно подать заполненную декларацию, заплатить — с помощью карты или наличными.
- Оплата через Федеральную платежную систему «Город». Она функционирует не во всех городах. Пункты системы можно найти, например, в отделениях Форбанка в Алтайском крае, Челябинской области и других регионах.
- Внесение средств в терминалы банков. Используется штрих-код, нанесенный на квитанцию, поэтому осуществить процедуру можно только в банкоматах, имеющих специальные считывающие устройства.
- Оплата через устройства самообслуживания в отделениях налоговой. Это такие же терминалы, как те, которые принимают денежные средства для пополнения счета мобильного телефона.
Эти способы наиболее верные — квитанцию об оплате вы получаете тотчас в кассе, не нужно ждать, пока статус платежа подтвердится (а в случае с онлайн-способами срок ожидания доходит до 10 дней). Вы будете точно знать, что платеж прошел.
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
2. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
- 1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;
- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;
- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.
2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:
Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.
Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).
Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.
При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.
Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
2.1. Взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при условии, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
3. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:
- 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
- 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
- 2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
- 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
- 4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
- 5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;
- 6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами;
- 7) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
- 1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
- 2) отзыва организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) организации неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
- 3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
- 4) неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
- 5) если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.
В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.
Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
- НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.
Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.
2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).
3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.
4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.
5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.
6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.
7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.
Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
- уплата пеней;
- уплата процентов;
- уплата штрафов.
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
За третьих лиц разрешено платить налоги
Закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес поправки в статью 45 НК РФ. Если раньше платить налоги за себя мог только сам налогоплательщик за таким редким исключением, как например, уплата налогов правопреемником за реорганизованное лицо, то с 30 ноября 2021 г. задолженность перед бюджетом по налогам и сборам за него могут погашать любые другие организации, ИП и даже физлица, например, директор компании.
Теперь возможна не только оплата налогов за другое лицо, но и уплата за него госпошлины. Ведь госпошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ относится к сборам, взимаемым при обращении в госорганы, и для нее действуют те же правила оплаты.
Перечень лиц, которые могут перечислить оплату в бюджет за кого-либо, Налоговым кодексом не ограничен: за юрлицо могут уплатить налоги как другое юрлицо, так и ИП, или физическое лицо, а равно — оплату налогов за ИП и физлиц могут производить другие ИП и физлица, а также организации.
Такой подход, конечно же, очень удобен для всех налогоплательщиков. Например, организация должна уплатить по сроку какой-либо налог, и уже наступил последний день для уплаты, но средств на расчетном счете недостаточно. Раньше в такой ситуации организация неминуемо нарушила бы сроки, в результате чего, кроме самого налога, пришлось бы платить штрафы и пени. Произвести оплату налога за другое юридическое лицо в 2021 году, чтобы не нарушать срок, может, например, директор из своих личных средств, или сторонняя организация, при этом обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной, а платеж не останется невыясненным.
Точно также, любое физлицо или ИП может произвести оплату налогов за другого человека: например, муж уплатит в банке налог по уведомлению, пришедшему на имя его жены, или дети перечислят налоги за своих родителей. Не имеет значение, каким образом погашается налоговая задолженность: наличными через банк, банковской картой или через платежные онлайн-сервисы.