Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оптимизация налогообложения — 2020 с учетом новых экономических условий.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тема1. Налоговая нагрузка и выбор вида налоговой политики фирмы. Выбор масштаба измерения налоговой нагрузки. Выбор универсального и специальных масштабов измерения налоговой нагрузки. Добавленная стоимость – универсальный масштаб измерения налоговой нагрузки. Выбор специального масштаба измерения налоговой нагрузки в зависимости от стратегии организации. Теория единого налога Лаффера и выбор оптимального уровня налогового бремени. Современные тенденции изменения величины налоговой нагрузки разных стран. Взаимосвязь уровня экономического развития страны и размера налоговых платежей. Различные методики измерения налоговой нагрузки. Методика Федеральной налоговой службы (ФНС) и вероятность проведения выездной налоговой проверки. Виды налоговой политики и налоговое планирование. Принцип презумпции невиновности и определение поля налогового планирования. Виды штрафных санкций: недоимка, пени, штраф. Обратная сила налоговых законов. Срок давности по налоговым правонарушениям. Процедура исправления налоговых ошибок. Обжалование решения налоговых органов.
Тема 2. Оптимизация НДС НДС как типичный территориальный налог. Схема взимания НДС. Сравнительный анализ налога с продаж и НДС. Режимы взимания НДС. Нулевая ставка НДС по экспорту. Расчет налоговой нагрузки НДС, учет коэффициентов эластичности спроса и предложения при учете эффекта переложения НДС. Анализ выгодности применения «частичного» освобождения от уплаты НДС. Уплата НДС за иностранного поставщика. Расчет налоговой нагрузки НДС.
Тема 3. Планирование и оптимизация налога на прибыль организации. Взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Формула планирования реализации для минимизации налога на прибыль. Выбор оптимального метода начисления амортизации, амортизационная премия. Налогообложение курсовых разниц. Затраты, осуществляемые из чистой прибыли. Учётная и договорная политика организации.
Тема 4. Планирование и оптимизация налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Общая нагрузка на заработную плату. Использование льгот по уплате налога на доходы физическому лицу. Сравнение налоговой нагрузки при выплате зарплаты и дивидендов. Алгоритм определения ставки налога на доходы физических лиц. Оптимизация выплаты вознаграждения физическому лицу.
Тема5. Выбор оптимального режима налогообложения организации. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения – как инструмент налогового планирования. Отличие выбора режима налогообложения от использования налоговых льгот. Критерии перехода на УСН. Формулы расчета налоговой нагрузки УСН. Выбор оптимального режима применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Сравнение оптимального режима УСН и общего режима налогообложения. Схемы оптимизации налогообложения в рамках группы предприятий с использованием УСН. Единый налог на вмененный доход.
Курс находится в разработке
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА
- сможете самостоятельно определять налоговую нагрузку своего предприятия;
- выбирать оптимальную систему налогообложения;
- рассчитывать налоги применительно к разным ситуациям хозяйственной деятельности;
- планировать сроки уплаты налоговых платежей;
- оценивать налоговые риски и избегать незаконных схем уклонения от уплаты налогов;
- все возможные способы законного снижения налогов и взносов, а также выбирать и внедрять подходящие для вас варианты;
- как не попасть под блокировки счетов и что делать, если счет заблокировали;
- четко понимать, как сейчас работают налоговики и как можно противостоять их методам;
- получите шпаргалки с пошаговым алгоритмом защиты при проведении проверок, как камеральных, так и выездных;
- и многое другое.
- Самостоятельно исчислять основные налоги и вести налоговый учет, опираясь на действующее законодательство
- Учитывать особенности различных налогов и сборов, осуществлять налоговое планирование и избегать незаконных схем уклонения от уплаты налогов
- Заполнять налоговые декларации
- Работать с нормативно-правовыми актами налогового законодательства
- Оценивать налоговые риски и уметь отстаивать свою позицию при камеральных и выездных налоговых проверках
- Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль. Документальное оформление расходов и доходов. Налоговые регистры.
В программе курса повышения квалификации
День 1.
Управление налоговой нагрузкой в 2022 году: законное уменьшение налоговых платежей.
Понятие налоговой оптимизации.
Граница между «законной» оптимизацией и уклонением от уплаты налогов. Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ. Устранение налоговой неэффективности.
Управление налоговыми рисками в условиях кризиса.
Идентификация налоговых рисков и их оценка. Недопустимость мнимых сделок; формулирование деловой цели у каждой операции и сделки; обоснование договорных цен, критерии выбора контрагентов по сделке; избежание двусмысленных ситуаций, не отрегулированных с точки зрения налоговых последствий. Формальный документооборот и «технические» компании. Критический обзор самых распространённых налоговых схем. Какие схемы не рекомендуется применять. Рекомендации ФНС по выявлению компаний, осуществивших дробление своей структуры.
Налоговый контроль цен. Трансфертное ценообразование. Позиция Верховного суда РФ.
Основы налогового планирования.
Налоговая диагностика и мониторинг. Налоговые вопросы построения территориально-распределенного бизнеса Налоговая нагрузка и ее анализ. Управление фискальной нагрузкой осуществляется на основе бюджета налогов. Формирование бюджета доходов и расходов компании (БДР) как основы для определения налоговой базы; расчет налоговой нагрузки — суммы начисленных налогов, платежей по ним и имеющейся задолженности; анализ налоговой нагрузки — структуры налогов, мероприятий по оптимизации; мониторинг фактического состояния, план-факт анализ и выявление причин, повлиявших на отклонение от первоначального варианта. Корректировка налогового бюджета.
Инструменты налоговой оптимизации. Обзор основных возможностей налоговой оптимизации.
- Налог на прибыль: льготы по налогу на прибыль, оптимальная учетная политика; работа с убытками и перенос убытков на будущие периоды; требования к расходам по налогу на прибыль, создание резервов, перераспределение расходов от субъектов патентной системы и УСН 6% в пользу субъектов ОСН, применение инвестиционных вычетов и пониженных ставок налога, включая ставку «0 %». Получение прибыли от инвестиций с минимальными налоговыми потерями. Вариантность оформления хозяйственных операций — как инструмент оптимизации налоговых последствий: нематериальный актив или текущие расходы; объект основных средств или текущие расходы; договор подряда или договор поставки; улучшения арендованного имущества: отделимые или неотделимые; ремонт или реконструкция.
- НДС: оптимизация путем освобождения от обязанностей плательщика и использования необлагаемых операций, использования договорных отношений. Экспортные операции, работы (услуги), местом реализации которых не является Россия, налоговые вычеты и льготы. Управление НДС через реорганизацию. Риски оптимизации НДС.
- Иные виды налогов и сборов: особенности объекта налога на имущество организаций, управление налоговой базой.
- НДФЛ и страховые взносы. Оптимизация путем использования необлагаемых доходов. Использование льготных тарифов. Оценка эффективности «дивидендной» схемы. Установление скидок и надбавок для исчисления страховых взносов в по обязательному страхованию по несчастным случаям.
- Специальные налоговые режимы и их использование для налоговой оптимизации. УСН как инструмент снижения налоговых платежей и привязки к денежным потокам. Налог на профессиональный доход, патентная система налогообложения как способ фиксации фискальных платежей. Применение налога на профессиональный доход как альтернативы УСН, ПСН для ИП и НДФЛ для физических лиц.
День 2.
Изменения в налоговом законодательстве в 2022 году.
Изменения в налоговом администрировании.
- Новая стратегия ФНС, переход на двухуровневую структуру управления с ликвидацией налоговых инспекций на местах, автоматизация фискального контроля. О перспективах уплаты налогов с использованием единого «электронного кошелька». Применение ключевых поправок в первую часть НК РФ (федеральные законы №№ 100-ФЗ, 6-ФЗ, 305-ФЗ и др.). Обязанность предоставлять сведения об участниках иностранных организаций. Особенности камеральной проверки заявления на получение вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке. Новый срок хранения у налогоплательщика данных бухгалтерского и налогового учета. Уточнение порядка определения доходов для целей признания сделок контролируемыми. Изменения в порядке обжалования ненормативных актов, действий должностных лиц налоговых органов. Об уплате процентов налоговыми органами. Основания считать, что декларации не представлены.
- О новых тенденциях в налоговом контроле, об особенности проведения камерального контроля и т.л. ФНС о применении ст. 54.1 НК РФ (о многостадийности контроля, о дроблении, технических компаниях и т.п.), об общедоступности информации о налогоплательщике и налоговых оговорках в договорах для плательщиков НДС. Обновление порядка взыскания задолженности по налогам.
Система прослеживаемости товаров.
- Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, постановления Правительства от 01.07.2021 № 1108, 1109, 1110, приказ ФНС От 08.07.2021 № ЕД-7-15/645. Выставление счетов-фактур по прослеживаемым товарам, отчетность в системе прослеживаемости, налоговый контроль в системе прослеживаемости.
Изменения в налогообложении прибыли. Отчетность организации по налогу на прибыль.
- Последние поправки к главе 25 НК РФ (федеральные законы №№ 305-ФЗ, 104-ФЗ, 8-ФЗ, 374-ФЗ и др.). Новые правила определения первоначальной стоимости и начисления амортизации в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения объектов основных средств. О доходах в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации. Расширение перечня расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Новое в учете расходов по долговым обязательствам в иностранной валюте, возникшим в результате контролируемых сделок. Пониженные ставки для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Отнесение к расходам пожертвований социально ориентированным НКО. О доходах от реализации имущественных прав (долей, паев). Уточнение норм об инвестиционном вычете. Новый алгоритм применения нулевой ставки по дивидендам. Уточнение в порядке обложения налогом субсидий.
- О применении льгот для IT-компаний. О доходах при получении имущественных прав, отступном, списываемой кредиторской задолженности, субсидий из бюджета, предоставляемых коммерческим организациям. О документальном подтверждении и экономической обоснованности расходов, о фиктивных сделках и формальном документообороте: новая позиция ВС РФ и Минфина России. Минфин об отражении в налоговой декларации последствий налоговых ошибок и искажений.
- Налоговая декларация: новая форма (электронный формат), особенности заполнения и представления. Минфин об отражении в налоговой декларации последствий налоговых ошибок и искажений.
НДС: новые подходы к исчислению и уплате. Особенности формирования и представления декларации по НДС с учетом изменений главы 21 НК РФ.
- Новое в законодательстве об НДС (федеральные законы №№ 305-ФЗ, 103-ФЗ, 371-ФЗ и др.). Исключение из объектов налогообложения услуг и работ, а также передачи имущественных прав, если оказываются на безвозмездной основе органами государственной власти, местного самоуправления в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и экспорта. Освобождение общепита с 1 января 2022 года от налога: условия и порядок. Поправки в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники. Случаи, когда налоговая декларация считается непредставленной. О национальной системе прослеживаемости и оформлении документов, связанных с НДС.
- Изменения в льготе по передаче прав на использование программного обеспечения. Особенности определения объекта, места реализации, момента формирования налоговой базы при различных ситуациях: арбитражная практика и разъяснения «фискалов». НДС при осуществлении переустройства (выноса) имущества собственника. Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче пробных партий материалов потенциальным заказчикам. НДС в отношении услуг застройщика.
- О восстановлении НДС, принятого к вычету при списании в установленном порядке дебиторской задолженности, образовавшейся в результате предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг), которые не были поставлены.
- Корректировка форм и правил заполнения документов, применяемых при расчетах по НДС. Новые электронные форматы счетов-фактур, в т.ч. корректировочного счета-фактуры.
- Изменения в декларации НДС.
Новое в исчислении и уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций, транспортного и земельного налога.
- Поправки к главам 28, 30 и 31 НК РФ (федеральные законы № 305-ФЗ и др.). Отмена деклараций за налоговый период — 2022 год. Самостоятельная уплата налогов с последующим контролем через налоговые сообщения.
- Квалификация объектов основных средств как недвижимого имущества: позиция ФНС России и новый подход Верховного суда к данному вопросу.
- Порядок уведомления о льготах, хищениях, гибели, изъятии транспортных средств. Сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов. Изменения в сроках уплаты налогов.
- Особенности расчета земельного налога: изменения кадастровой стоимости и налоговые последствия. Применение ставок налога с учетом позиции ВС РФ и разъяснений Минфина, ФНС России.
Налог на доходы физических лиц в 2022 году.
- Поправки к главе 23 НК РФ (федеральные законы №№ 100-ФЗ, 88-ФЗ, 8-ФЗ и др.): упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных вычетов; предоставление социального налогового вычета по физкультурно-оздоровительных услугам; новый порядок определения базы по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия; изменения в обложении налогом путевок; расширение перечня необлагаемых доходов физического лица; уточнения в порядке определения доходов физического лица; ФНС о перспективных изменениях в налогообложении доходов физических лиц.
- Особенности обложения налогом процентных доходов; применение прогрессивной ставки налога. Новые риски налоговых агентов при удержании НДФЛ и переквалификации ГП договоров. Взыскание НДФЛ за счет налоговых агентов. Новое в предоставлении социальных и имущественных вычетах. О налогообложении выплат физлицу, получившему право требования по договору цессии.
- Обновленная форма 6-НДФЛ, новые коды доходов. Рекомендации ФНС по формированию Расчета 6-НДФЛ.
Новое в исчислении обязательных социальных страховых взносов и представлении отчетности.
- О возврате сумм излишне уплаченных пенсионных взносов. Об условиях применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций общепита (федеральный закон № 305-ФЗ) — комментарии ФНС России.
- Применение тарифов для ИТ-бизнеса (федеральный закон № 265-ФЗ). Новые предельные страховые базы для пенсионных взносов и взносов в ФСС.
- ВС РФ о взносах с оплаты обязательных медосмотров работников, с подотчетных сумм. Минфин России о страховых взносах с выплат социального характера, подарков и единовременной материальной помощи работникам, а также выходных пособий при увольнении в связи с выходом на пенсию, при выплате компенсации дистанционным работникам. Новая форма РСВ: ФНС о нюансах ее применения.
- Минтруд и ФСС о страховых взносах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Компенсационный принцип использования средств Фонда на проведение мероприятий по охране труда и профилактике профессиональных заболеваний.
Новое в специальных налоговых режимах.
- Поправки к главе 26.2 НК РФ (федеральные законы № 373-ФЗ, 266-ФЗ и др.): возможность применения УСН при превышении доходов и средней численности персонала; продление налоговых каникул для ИП, применяющих УСН и ПСН; расширение перечня расходов, уменьшающих налоговую базу; новые ставки единого налога.
- Налог на профессиональный доход. Особенности исчисления и уплаты. Преференции для плательщиков НПД.
- Патентная система налогообложения (ПСН) как альтернатива ЕНВД для индивидуальных предпринимателей. Изменения в ПСН: новые требования к ИП, уточнение видов деятельности, возможность оплаты патента по дням, повышения максимальной доходности для расчета стоимости патента. Условия для применения ПСН. Виды деятельности и ограничения.
- Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2022 год.
День 3.
Налоговый контроль с учетом последних изменений в Налоговом кодексе РФ.
- Изменения в налоговом контроле в 2022 году.
- Статья 54.1 НК РФ: необоснованная налоговая выгода.
- Уголовная ответственность налогоплательщика.
- Блокирование счетов банком. Риски, связанные с контрагентом.
- Права налогоплательщика при проведении контрольных мероприятий налоговых органов. Механизмы защиты прав налогоплательщиков.
- Досудебное урегулирование налоговых споров.
- Порядок обжалования и исполнения решений налогового органа.
- Судебные споры по вопросам налогового контроля.
День 4.
Договорная политика организации как способ оптимизации налогообложения.
- «Сделка» и «договор». Основные группы гражданско-правовых договоров для целей бухгалтерского и налогового учета.
- Правовое регулирование составления и заключения договоров.
- Взаимосвязь гражданского и налогового законодательства.
- Договорная политика организации. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения.
- Влияние изменения налоговых последствий заключения различных договоров на результаты финансовой деятельности и показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговые последствия договорной деятельности.
- Договоры в деятельности организаций — основные задачи.
- Экспертиза договоров (выявление истинного вида договора, ничтожности и оспоримости договоров в целом и отдельных его условий, признаков незаключенного договора).
- Проверка контрагентов (проявление должной осмотрительности.
- Недопустимость заключения договора с недобросовестным контрагентом, признаки недобросовестного контрагента).
- Цена договора, способ определения цены в форме «валютной змейки».
- Твердая цена и приблизительная цена.
Налоговые последствия отдельных видов договоров.
- Беспроцентного займа (от учредителя, при выдаче займа сотруднику).
- Договоров смешанного типа.
- Договора купли-продажи.
- Договора аренды.
- Договора подряда.
- Безвозмездных сделок.
- Договора возмездного оказания услуг.
Налоговые риски при реализации трудовых договоров и договоров ГПХ.
- Отличительные признаки трудового договора и договора ГПХ.
- Основания для переквалификации договоров.
- Последствия изменений юридической квалификации трудового договора.
- Налоговые последствия подмены трудового договора гражданско-правовым.
Как оптимизировать имущественные налоги
База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.
Сэкономить на налоге можно уменьшив стоимость объекта, с которой рассчитывают налог.
Кадастровая стоимость земли и недвижимости часто бывает завышена. Закажите независимую оценку, и если выяснится завышение, обратитесь заявлением в Росреестр, либо через суд.
Если рыночная цена объекта недвижимости стала ниже учётной, то можно провести его переоценку (п. 15 ПБУ 6/01). При этом снизится стоимость основного средства, отражённая в бухучёте, а значит — уменьшится и база по налогу на имущество.
Если объект недвижимости куплен в лизинг, то к нему можно применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Остаточная стоимость при этом будет уменьшаться быстрее, а значит и налог на имущество станет меньше.
Методы налогового планирования
Принцип комплексности, основа планирования, предполагает пользование разными методами и способами сниженная налоговой ставки для повышения доходности предприятия. Все доступные для работы методы делятся на две категории: внешние и внутренние.
Сфера налогового планирования внешними методами несколько ограничена, однако, при правильно выстроенной работе, с их помощью можно достичь заметных результатов, значительно снизив расходы компании: изменить субъект налогообложения, сменить вид деятельности или юрисдикцию. Важно понимать, что все внешние изменения влекут за собой определенные последствия.
Последствия применения внутренних методов менее ощутимы: таких способов гораздо больше, а их возможности – значительно шире.
Схемы оптимизации налогообложения
Для того чтобы успешно провести оптимизацию налогообложения, предпринимателям рекомендуется использовать общепринятые методы, доступные для всех категорий налогоплательщиков.
К самым востребованным методам проведения налоговой оптимизации относятся:
- Использование льгот, вычетов и других послаблений, предусмотренных действующим законодательством.
- Проведение реструктуризации, отсрочки платежей, что позволяет на время отказаться от оплаты сборов.
- Изменение фискального обременения, оптимизация системы налогообложения.
- Деятельность компании в зоне оффшора.
Однако есть и индивидуальные способы налогового планирования:
- Вывод имущественных активов. При создании нового юридического лица компания передает часть имущества в виде уставного капитала. Передача оформляется в виде продажи в рассрочку, после чего заключается договор аренды. Таким образом, получается снизить платежи по имущественным сборам, а также налогооблагаемую прибыльную базу.
- Заключение договора займа от учредителя компании или руководителя. Такой капитал не подлежит налогообложению.
- Отсрочка по НДС. Как правило, НДС уплачивается в течение того отчетного периода, когда была выполнена отгрузка товара. В случае, если их было несколько, срок внесения денежных средств устанавливается на последнюю поставку. Контрагенты могут договориться о дроблении поставок, что позволяет отложить уплату НДС на второй квартал.
Главный вывод, в целом, является достаточно неприятным для налогоплательщиков, практикующих международную оптимизацию.
С реализацией мероприятий, которые были предусмотрены Планом BEPS, множество распространенных схем, которые были использованы в целях уменьшения налогового бремени в международной коммерции (реальной или притворной) и которые стали уже традиционными, из законных скоро перевоплотятся в незаконные.
А с повышением всемирной информационной прозрачности, наступающей неуклонно и неотвратимо, возможности налоговых органов по раскрытию незаконных схем радикально расширяются.
Другое дело, какое время все это займет.
Введенное в действие в 2015 году антиофшорное законодательство уже сделало почти бессмысленным использование офшорных компаний. Во всяком случае, — для целей правомерной налоговой оптимизации.
А состоявшееся присоединение России к международной системе автоматического обмена информацией предоставит российским налоговым органам возможность без особого труда выявлять нарушения этого законодательства.
Но опять же, в течении какого времени это произойдет.
В связи с указанным российским предпринимателям следует срочно ревизовать структуру своих зарубежных активов. При этом большую часть существующих офшорных компаний имеет смысл либо ликвидировать, либо, тщательно взвесив, задекларировать их по закону о КИК с последующей уплатой налога на доходы (прибыль).
Во многих случаях разумными действиями могут стать:
- полный (или почти) отказ от использования офшорных холдинговых структур с заменой офшоров на другие юрисдикции с умеренно пониженными ставками налогообложения или иными преференциями в уплате налогов;
- в отдельных случаях — целесообразно оформление активов непосредственно на российского бенефициара или контролируемые им российские компании. Внутрироссийские возможности по оптимизации, как известно, — также немалые.
Однако все происходящее далеко не означает, что иностранные компании совсем не будут использоваться в международной коммерции. Но в условиях новых правил игры устанавливаются значительно более жесткие требования, которые необходимо обязательно выполнять для того, чтобы схема взаимодействия компаний международного холдинга не оказалась незаконной.
В частности, необходимо учитывать, что:
- Льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения в части уплаты налога у источника выплат предоставляются только «лицу, имеющему фактическое право на доход». Следовательно, для использования преимуществ соглашения иностранная компания, получающая, в частности, роялти из России, должна вести правдоподобную коммерческую деятельность. Соответствующие документальные подтверждения этого должны быть заранее подготовлены для возможного представления российским налоговым органам.
- При получении займов из-за рубежа необходимо полностью исключить даже отдаленную аффилированность займодавца с иностранной материнской компанией российского налогоплательщика. В противном случае проценты по займу с высокой вероятностью могут быть переквалифицированы в дивиденды с соответствующими налоговыми последствиями.
- Налоговые последствия операций с зарубежными аффилированными лицами могут быть пересмотрены налоговым органом, на следующих основаниях:
- законодательства о трансфертном ценообразовании,
- некодифицированного принципа «необоснованной налоговой выгоды» (установлен Постановлением Пленума ВАС РФ от 10.12.2006г. № 53).
При этом опять следует обращать особое внимание на наличие доказательств экономической целесообразности таких сделок и обоснованности соответствующих цен.
- Налоговые последствия сделок подразделений транснациональных компаний, ведущих деятельность в России (филиалы или дочерние компании), с другими компаниями группы могут пересматриваться налоговым органом, если сделки представляют собой элементы притворной схемы по выводу прибыли из-под российского налогообложения. Таковыми сделками могут, например, являться:
- по оплате услуг,
- выплате лицензионных отчислений,
- приобретению нематериальных активов.
- С присоединением России к всемирному обмену получаемая информация станет хорошей основой для внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство в установленном порядке. Как следствие, транснациональным компаниям также придется ревизовать используемые ими схемы в целях соответствия новым законоположениям. Возникает вопрос — не означает ли все указанное полный запрет на Международное НП? Ответ — нет. Международные холдинги также сохранят свободу распределения функций и обеспечения взаимодействия между своими подразделениями в различных странах, в том числе — и с учетом налоговых факторов.
По материалам прошедшего семинара — Налоговое планирование через призму нововведений в 2015 году. Вопросы оптимизации налоговой нагрузки в организациях всех форм собственности являются краеугольными как в процессе планирования хозяйственной деятельности, так и непосредственно при ее осуществлении. В настоящее время, когда о кризисе не говорит только ленивый, бизнес нацелен на сокращение текущих затрат и минимизацию уплачиваемых налоговых платежей. Но уменьшая налоговую нагрузку вы попадаете под пристальное внимание налоговых органов. Поэтому выбирая способы и методы минимизации, нужно не только сопоставлять налоговую нагрузку, но и учитывать налогово-правовые риски.
Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах.
Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.
Услуги по международному налоговому планированию
Международное налоговое планирование является необходимым в тех ситуациях, когда компания или производственная структура активно взаимодействует с зарубежными партнерами или же поставляет свои услуги и товары на рынки других стран.
Компания «МИП» оказывает свои услуги всем пользователям, которые ведут деятельность в нашей стране. Помимо отечественных реалией, специалисты фирмы также готовы помочь разобраться в международных налоговых отчислениях, если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами или поставляет свои товары или услуги за границу.
Налоговые юристы компании «МИП» изучат ключевые особенности деятельности и помогут на абсолютно законных основаниях уменьшить налоговую нагрузку, что приведет снижение обязательных отчислений в бюджет. За годы деятельности были разработаны и успешно внедрены самые разнообразные механизмы, позволяющие в итоге максимально эффективно модернизировать налоговую систему на предприятии и уменьшить расходы.
Главная цель государственного управления в сфере налогов и налогообложения – пополнение бюджета за счет взимания различных налогов (налоговое бремя). Основная цель организаций — минимизация налогов и поиск способов уменьшения размера налогов, налоговой нагрузки и налогообложения на предприятие, чтобы увеличить прибыль.
Налоговая оптимизация — уменьшение налогов и налогообложения, которые оплачивает организация. Налоговая реструктуризация (уменьшение налогов) служит одной цели – увеличить прибыль организации, что достигается путем уменьшения размера уплачиваемых налогов. Налоговая политика не должна сопровождаться нарушением законов налогообложения, так как штрафные санкции налоговой инспекции могут свести на «нет» все достигнутые результаты и уменьшить общую прибыль.
Оптимизация налога на прибыль
Оптимизация налога на прибыль (минимизация налогов на прибыль) направлена на достижение главной цели, ради которой создается любая организация – извлечение прибыль. Налог на прибыль способен существенно уменьшить не только финансовый результат работы организации, но и повлиять на перспективы деятельности компании.
Прибыль от налогов влияет на показатели эффективности финансовой деятельности организации. Для оптимизации налога на прибыль организаций нужно учитывать факторы:
- обоснование и документальное подтверждение расходов, которые могут снизить базу налога на прибыль;
- отнесение расходов к текущим, что также повлияет на размер налога на прибыль.
Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.
Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей – выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.
Оптимизация налогообложения – это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации.
Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Оптимизация налогообложения организации должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.
В то же время, если налогоплательщик устраняется от оптимизации налогообложения при осуществлении своей деятельности, он может понести значительный финансовый ущерб.
Многие субъекты хозяйственной деятельности не подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, что ведет к негативным последствиям в их деятельности.
Ввиду того что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщику необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения.
С учетом вышеизложенного можно вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:
– оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;
– планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов;
– сопровождение и анализ сложных сделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;
– оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков;
– разработка хозяйственных договоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;
– мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
– профессиональная подготовка возражений по акту налоговой проверки и их защита в налоговых органах;
– грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики.
Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен, как минимум, включать следующие этапы:
– проверка бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качества первичных документов;
– разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;
– обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами;
– разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации.
Ввиду невозможности в одном издании рассмотреть все инструменты оптимизации налогообложения основное внимание автора обращено на особенности налогообложения, позволяющие экономить затраты за счет платежей в бюджет и минимизировать налоговые риски.
Бытует мнение, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального законного снижения налогового бремени, и поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.
Следует отметить, что оптимизация налогообложения – это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем, чем минимизация налоговых платежей. Понятие «оптимизация налогообложения» намного шире термина «минимизация налоговых платежей»: помимо минимизации уплаты налогов, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика: денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика большее время и дают дополнительную прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т.д.
Таким образом, оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей – не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно искусственно увеличить валовые расходы включением в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся, в том числе затрат на маркетинговые исследования, проводимые сторонними организациями, и т.д.
Для того чтобы уяснить сущность минимизации налоговых платежей, проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на определенный период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения размера налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.
С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения оптимизации налогообложения к вышеупомянутым штрафным санкциям надо относиться так же, как к любым другим платежам, то есть рассматривать их в разрезе выгоды.
Например, организация использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно уплачивать налоги в срок. В противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять большие кредиты. Результат в общем будет следствием действия организации по оптимизации налогообложения, который в конкретный период времени позволит минимизировать налоговые платежи.
Решение вопроса о том, что выгоднее: заплатить меньше, но раньше или больше, но позже, – станет результатом оптимизации налогообложения.
Следует учитывать, что цель минимизации налоговых платежей – не противодействие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избегать или в определенной степени уменьшать его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.