Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация земельного участка в береговой полосе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
Строительство в береговой полосе: что говорит закон
Береговая полоса – это участки общественного значения, недоступные для приватизации как физическими, так и юридическими лицами. Поэтому строительство любых объектов частного пользования вдоль берегов морей, рек, озер, ручьев и прочих водных объектов, недопустимо. Это правило распространяется на прибрежные участки шириной 20 метров. Исключением являются реки и ручьи, длина которых превышает 10 км. В этом случае береговая линия составляет всего 5 метров. Возводить строительные объекты за пределами данной зоны уже можно. Если земля приватизирована, то для уменьшения налога на недвижимость понадобиться пересмотреть ее кадастровую стоимость.
Таким образом, строительство на участках, расположенных за прибрежной линией, разрешено. Но при этом собственники должны соблюдать предъявляемые к данной территории нормы. К таким нормам, в частности, относится обеспечение беспрепятственного доступа граждан к берегу водоема. С этой целью не допускается возведение заграждений и других объектов строительства на пути к прибрежной линии и водному объекту.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Как обжаловать отказ в приватизации земли?
- Жалоба в суд должна быть составлена в письменном виде и содержать в себе три логически связанные части:
- вводную;
- мотивировочную;
- просительную.
В первой части жалобы следует указать, когда и кем было принято решение об отказе, и написать реквизиты этого документа, во второй –перечислить основания, по которым заявитель не согласен с мнением государственного органа. Завершать текст жалобы должна адресованная суду просьба об отмене спорного решения и иные требования истца (при их наличии).
- Для подтверждения обстоятельств, указанных в документе, нужно приложить к нему письменные доказательства, подтверждающие доводы истца. К ним могут относиться:
- решение государственного органа об отказе в приватизации, которое обжалуется;
- чек, подтверждающий факт оплаты госпошлины истцом;
- документы на земельный участок.
Список доказательств, которые потребуются в рамках конкретного дела, определяется всегда индивидуально. Их сбору и оформлению следует уделить особое внимание, поскольку от того, насколько сильной и аргументированной будет позиция истца, во многом зависит исход дела.
Человек, не имеющий юридического образования и не участвовавший ранее в судебных спорах, связанных с землей, вряд ли может рассчитывать на победу. Тогда как участие в таком деле опытного юриста многократно повысит шансы истца на успех и поможет ему добиться восстановления своих имущественных прав.
Кто вправе приватизировать
Чаще всего земельные участки сразу приватизируются застройщиками и затем передаются в долевую собственность владельцам квартир. Это если мы говорим о новых домах. Если же вы живете в старом доме, а придомовая территория не была оформлена в собственность, то этим могут заняться сами жильцы.
Участвовать в процедуре приватизации территории под МКД не обязательно должны все собственники жилья. Инициировать переоформление земли под многоквартирным домом могут:
- группа владельцев недвижимости;
- компания-застройщик;
- отдельный собственник;
- управляющая компания либо доверенное лицо, действующее по поручению собрания владельцев недвижимого имущества;
- единое собрание всех собственников квартир в МКД.
Что такое водные объекты общего пользования?
Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.
Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
- водотоки: реки, ручьи, каналы;
- водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
- болота;
- родники, гейзеры;
- ледники, снежники.
Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.
И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.
Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.
Правовой центр «Гражданин», предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела.
— Что такое приватизация земельных участков?
Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
- В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
- Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
- Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
— Каковы правовые основания приватизации земельных участков?
Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Приватизация арендованной земли под ИЖС
Категория земель под ИЖС предполагает право на строительство жилых и хозяйственных помещений.
Шаг 1. Сбор документов:
- договор аренды;
- документы на дом;
- выписка из ЕГРН;
- квитанция об оплате госпошлины;
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление.
Шаг 2. Подача заявления.
В зависимости от типа участка (федеральный или муниципальный), документы подаются в отделение Росимущества или администрацию, согласно ст. 39.2 ЗК РФ. В заявлении необходимо указать имеющиеся сведения о постройке (тип помещения, этажность, площадь и т. д.).
Шаг 3. Постановка земли на учет и регистрация права собственности.
На этом этапе кадастровым инженером проводятся межевание участка и определение границ.
Кадастровый учет может длиться до 2 недель, но бывают случаи, когда процедура может затянуться.
После этого в Росреестр представляются собранные документы и заявление. Если все было верно оформлено, то через 10 – 12 дней Росреестр в электронном виде выдает выписку из ЕГРН.
С этого момента считается, что процедура приватизации окончена, и собственник вправе полностью распоряжаться землей.
Стоимость приватизации складывается из:
- 2,5% от кадастровой цены участка (в случае платной приватизации);
- оплаты госпошлины – 350 руб.;
- выписки из ЕГРН – от 10 тыс. руб.;
- услуг нотариуса – от 200 руб.;
- прочих расходов.
Процедура приватизации
Порядок приватизации земли под частным домом происходит следующим образом:
- Заявитель собирает необходимые документы на дом и землю, после чего пришет заявление на приватизацию;
- Комитет земельных ресурсов (или Росимущество) рассматривает заявление в течение 30 дней;
- Если участок имеет кадастровый паспорт (размежёван), то выдаётся согласие на приватизацию или отказ в таковой;
- Если участок не размежёван, то выдаётся предварительное согласование на приватизацию или отказ;
- После предварительного согласования осуществляются межевые работы по установке положения границ приватизируемого участка;
- По итогам межевых работ заявитель получает кадастровый паспорт на приватизируемый участок и вновь обращается в земельный комитет;
- Если кадастровые документы в порядке, заявителю выдаётся разрешение на приватизацию;
- Заявитель оформляет право собственности в Росреестре.
Если отказ госоргана по передаче в собственность оспорить можно
В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.
Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.
Что такое водоохранная и береговая зона?
Водоохранная зона — территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Береговая полоса—это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования.
Береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации — полоса земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега в пределах внутренних водных путей Российской Федерации[2] (расположенных за пределами населённых пунктов), используемая безвозмездно для работ, связанных с судоходством и сплавом.
Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:
- для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км — 5 м;
- для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
- для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.
Доступ к береговой полосе. Ограничения
Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой. А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность.
Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42). Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно. Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок.
В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.
Обязательно и нужно ли это делать?
Изначально земля принадлежит государству, а точнее муниципалитетам. Граждане пользуются участками на основании договора о бессрочном пользовании землей либо по договору аренды. Собственником земли в данном случае выступает муниципалитет – он имеет право изъять надел для своих нужд. Например, для прокладки полосы газопровода, строительства железной дороги, перевода земли в категорию природоохранных зон и т.д.
Приватизация позволяет получить землю в свою собственность. После оформления всех бумаг владелец дома сможет продавать, сдавать в аренду, обменивать и делить участок совершенно свободно. Но в то же время, приватизация земли под частным домом – это не обязательная процедура. Итоговое решение, приватизировать ее или нет, остается за владельцем домовладения.
Алгоритм приватизации земли под частным домом
Если Ваш случай не попадает под «дачную амнистию» — приватизировать землю в административном порядке будет достаточно долго. Необходимо сразу определиться с последовательностью действий, а именно:
- Сбор пакета документов. Они подтверждают законность действий владельца дома и принадлежность жилого фонда заявителю.
- Написание заявления по букве закона. Иск относится в местную администрацию, поскольку именно она – законный владелец земли. В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители (опекуны). Подростки 14 лет и старше пишут заявление под присмотром взрослых.
- Подготовка кадастровых данных, документов на межевание. Кадастровый паспорт должен иметь каждый участок земли, его оформление невозможно без подписи геодезистов и открытия межевого дела. Геодезическая компания должна иметь лицензию на проведение данного рода деятельности, квалифицированных специалистов, техническую базу для проведения межи.
- Землеустроительные работы, геодезическая съемка. Помните, что самостоятельно сделать замеры Вы не сможете, к тому же у Вас нет на это законных прав.
- Заключение договора с государственными чиновниками. Соглашение подписывает администрация с одной стороны и собственник (и) – с другой. В договоре прописывается не только реальный размер надела, но и доля каждого владельца, назначение земельного участка, некоторые его характеристики, расположение.
- Регистрация собственности на землю в Росреестре. Представители этого компетентного органа тщательно изучают документы и после этого, если проблем не возникает, закрепляют землю за частным лицом. Росреестр обязан выдать собственнику на руки выписку из ЕГРП и свидетельство.
Примерные расходы, перечень которых может меняться:
- Услуги геодезистов – 10 000 рублей и выше в зависимости от области страны.
- Выписки из ЕГРН – 300 рублей.
- Нотариальные услуги, стоимость которых зависит от многих факторов.
Особенности приобретения недвижимости на берегу водоема / Последние новости
За время пандемии у россиян кардинально изменился жизненный уклад, поэтому многие стали задумываться о покупке собственного земельного участка за городом. И, конечно, гораздо приятнее поселиться в доме, расположенном на берегу моря, реки или озера.
Однако не все знают об ограничениях, с которыми можно столкнуться при строительстве недвижимости на таких территориях. На что нужно обратить внимание при изучении этого вопроса, рассказали эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
В первую очередь следует понимать, что согласно действующему законодательству, земельные участки, которые находятся в пределах береговой полосы, приобретать запрещено. Под береговой полосой подразумевается часть земель общего пользования, проходящая вдоль границы водного объекта.
Ее ширина составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья составляет не более десяти километров. Граждане вправе находиться в пределах береговой полосы, а также свободно передвигаться, осуществлять любительское рыболовство и причаливать к берегу.
Изложенное позволяет прийти к следующим выводам:
1) пруд является разновидностью водных объектов. Пруды и обводненные карьеры могут принадлежать гражданам и юридическим лицам при условии их изолированности (обособленности) от других поверхностных водных объектов. Такие водные объекты принадлежат на праве собственности собственнику земельного участка, на котором он расположен, и следуют судьбе такого земельного участка.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения. Распоряжение таким водным объектом ничтожно;
2) береговая полоса водных объектов (бечевник), находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначена для общего пользования, что исключает нахождение ее в гражданском обороте;
3) нахождение земельного участка частично либо полностью в пределах водоохранной зоны не ограничивает оборотоспособности таких земельных участков, в том числе не входит в перечень оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в частной собственности;
4) Законом о введении в действие Водного кодекса не отменены и в связи с его принятием не утратили силу ранее принятые решения по установлению зон санитарной охраны водных объектов.