Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как восстановить КБМ? 3 способа.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для желающих пересмотреть значение КБМ процедуру составления жалобы заметно упростили, благодаря возможности применения унифицированного бланка. Найти образцы документа можно ниже. Страхователь может заполнить электронный бланк на компьютере либо внести сведения от руки, воспользовавшись гелевой ручкой с черными чернилами.
Что собой представляет КБМ?
КБМ или коэффициент «Бонус-малус» — специальный показатель, который напрямую влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО при его продлении на следующий год. КБМ может как снизить стоимость полиса, так и повысить ее. Основная его задача — поощрить водителей, которые не попадают в аварии.
Основные принципы действия КБМ:
- присваивается не автомобилю, а водителю/автовладельцу;
- льгота при первой покупке полиса составляет 0%;
- каждый год без ДТП добавляет 5% льгот;
- льготы суммируются, но не могут превышать 50%;
- при попадании в ДТП в качестве виновника, КБМ увеличивается;
- максимальный размер КБМ составляет 2,45.
Правильное составление текста документа
Следующая информация должна быть обязательно включена в текст обращения в связи с некорректным расчетом КБМ:
- Личные сведения о заявителе (полное ФИО, точный адрес, включая почтовый индекс) и его контактная информация.
- Сведения о водительском документе (серия/номер/дата получения).
- Паспортные данные.
- Реквизиты страхового полиса и договора с СК.
В основной части документа необходимо описать причину обращения с указанием обстоятельств дела. Важным условием является наличие даты на документе и подписи заявителя. Без них документ теряет свое юридическое значение и к рассмотрению не принимается.
Как будет работать схема
Сначала нововведение реализуют на платформе госуслуг. Все документы будут храниться в личном кабинете заявителя на едином портале. Через него можно будет написать обращение после ДТП, выбрать нужную страховую компанию и вести с ней коммуникацию в электронном формате. Чтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно будет усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью приложения «Госключ». Использовать более простую схему, как хотели в Центробанке, не получилось из-за позиции ФСБ.
Обмен документов будет проходить через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) напрямую, минуя РСА, и приходить непосредственно в ответственные страховые компании. Система электронного урегулирования ОСАГО предусматривает в том числе осмотр транспортных средств с помощью фото- и видеоматериалов и заключение окончательного соглашения между страховщиком и заявителем в электронном виде.
Таким образом, как рассказал представитель ЦБ, новая схема повысит прозрачность общения страховых с автомобилистами и жалоб должно стать меньше. В свою очередь страховщики привели пример с европротоколом: сначала автомобилисты опасались им пользоваться, а теперь около 40% ДТП водители оформляют с помощью этого инструмента.
Своевременная проверка
Проверить назначенный показатель сможет каждый автолюбитель, у которого есть доступ в интернет. Вся информация о страховщике хранится на базе РСА. Правильная проверка проходит только на официальных сайтах данного сообщества с заполнением электронной формы:
- уточнение статуса водителя (физическое или юридическое лицо);
- количество управляющих лиц;
- данные водительского удостоверения;
- дата действия полиса.
Полученное число может отличаться от ожидаемого результата. Если автолюбитель не попадал в ДТП, вовремя оформлял новый сертификат, средний процент может снизиться или остановиться на одной цифре по ошибке страхующей компании. Часто встречаемые причины:
- Смена прав.
- Наличие несколько страховок на одного водителя.
- Опечатка в информации о пользователе, допущенная РСА или агентом.
Редкая ситуация – задержка организацией передачи информации о пользователе. При обнаружении проблемы следует позаботиться о восстановлении «бонуса-малуса».
Коэффициентом бонус-малус выступает особенный бонус, который может быть предоставлен за безаварийную езду владельца автомобиля. Также нюансом подобного условия является повышение тарифа из-за подтверждения факта числа зарегистрированных ДТП, участником которых выступал конкретный автовладелец.
Для правильного подведения учета необходима разработка специальной таблицы КБМ. К примеру, гражданин, который недавно получил водительское удостоверение и заключил договор страхования имеет право на присвоение третьего класса. После того, как этот же владелец ТС провел год на дороге, и не принимал участие ни в одном ДТП, ему присваивается бонус для приобретения последующего полиса страхования в виде пятипроцентной скидки на его покупку.
В случае попадания в аварийную ситуацию страховой полис при последующей покупке нужно будет рассчитывать учитывая класс автовладельца, типовой метод страхования, а также материальный ущерб, нанесенный автомобилю в произошедшей аварии.
Какой пакет документов потребуется собрать?
Восстанавливать право на скидку целесообразно в следующих ситуациях:
- если человек стал участником ДТП, в котором первоначально был признан виновным, но постановление ГИБДД было отменено по жалобе решением суда как необоснованное;
- когда сотрудник компании проигнорировал при расчётах КБМ по непонятной причине: такое тоже бывает, по невнимательности или в спешке;
- если при выдаче полиса водителя откровенно обманули: некоторые недобросовестные этим;
- при проверке на сайте РСА индекс не «пробивается», то есть данные водителя внесены некорректно (чаще всего опечатка бывает в дате рождения или фамилии);
- если была произведена замена прав, смена фамилии, также возможно возникновение ошибки.
Во всех вышеперечисленных случаях возможно восстановление справедливости законными путями.
Процедура восстановления довольно несложная, необходимо подготовить заявление, к которому приложить:
- удостоверение водителя (оригинал и копию);
- российский паспорт;
- предыдущий полис;
- официальную справку от компании-страховщика о том, что у человека не было страховых случаев и ему не выплачивалась за них компенсация;
- справка из ОГИБДД об отсутствии аварий;
Почему происходит изменение КБМ
Есть несколько причин, почему значение КБМ меняется. Обычно речь идет о повышении показателя, реже – о неизменности величины при полагающемся по закону снижении.
- Замена водительского удостоверения, что приводит к обновлению данных в базе РСА (Российского союза автостраховщиков).
- Смена персональных данных, например, фамилии.
- Ошибка страхового агента: опечатка в имени, замена буквы «о» на цифру «0» и пр.
- Поздние сроки подачи страховой компанией данных в базу РСА.
- Банкротство страховой. В таком случае последние данные вообще могут не поступить в союз страховщиков.
- Внесение данных одного водителя одновременно в несколько страховок.
Формы обратной связи в РГС
Для подачи жалобы о применении КБМ можно воспользоваться обратной связью РГС. Это можно осуществить двумя способами:
- Через Интернет на сайте компании. Для этого необходимо зарегистрироваться, оставить минимальные персональные данные и свои контакты для связи. После регистрации необходимо нажать на кнопку «Автомобиль», а затем внизу страницы кликнуть на кнопку «Обратная связь». Откроется соответствующая форма. В ней необходимо отметить, кто обращается частное или юридическое лицо, а также выбрать характер обращения из списка. Также можно заполнить форму из Личного кабинета негосударственного пенсионного фонда РГС, если он имеется. Здесь выбирается из списков тема сообщения, регион и вид связи.
- Обращение непосредственно в страховую компанию. Здесь можно направить заказное письмо или лично приехать в офис и оставить претензию.
Причины уменьшения скидки
Для начала необходимо убедиться, что коэффициент в базе РСА действительно неправильный, ведь заблуждаться может и сам водитель. Для этого перепроверьте следующие факты:
- Скидка предоставляется за полный год езды без аварий. Если водителя вписали в полис в середине его действия или водитель отъездил только полгода, скидка не предоставляется.
- Скидка распространяется на договора страхования, заключенные в течение года после завершения предыдущего. Если срок между двумя договорами страхования превышает 1 год, скидки обнуляются, и копить их придется заново.
- Максимальная скидка составляет 50%. Если водитель уже имел 13 класс, в следующем периоде ему так же будет присвоен 13 класс. Далее скидка не увеличивается.
Убедившись, что ошибка все-таки существует, постарайтесь определить причину ее возникновения. В их числе можно выделить такие:
- Несколько допущенных к управлению водителей. Если водитель был внесен в несколько страховых полисов, возможна путаница. Работники страховой компании могли не учесть индивидуальный класс каждого водителя и всем установить 3-й класс.
- Наступление страхового случая.
- Внесение изменений в страховой полис, информацию о которых не передали в базу.
- Замена водительского удостоверения. Работники страховой компании могли не указать реквизиты нового документа.
- Оформление неограниченного ОСАГО. В этом случае класс присваивается владельцу ТС, который может отличаться от класса водителя им управляющего.
- Прекращение деятельности страховой компании. В этом случае компания просто не внесла данные в базу РСА по окончании года, поскольку к тому моменту перестала существовать.
- Ошибка страхового агента. Ошибка объясняется человеческим фактором, когда сотрудники по невнимательности или из умысла вносят в базу недостоверную информацию, могут пропустить букву в фамилии, указать неправильную дату рождения или символ в номере водительского удостоверения.
Каким образом можно восстановить КМБ
Есть всего пара способов восстановления скидки и повышения вашего водительского класса. Оба они связаны с оформлением официального запроса и жалобы в соответствующие организации.
Прежде, чем обращаться с жалобой, необходимо:
- Определить, в какой момент и кем была допущена ошибка при оформлении полиса. Чтобы это сделать, вам придётся воспользоваться онлайн-сервисом, и провести в нем очень щепетильную работу. Если вы оформляли несколько договоров ОСАГО, придётся их все проверить на КМБ, причём проверять придётся помесячно и ежегодно, если конечно в предыдущие годы вы не использовали калькулятор для проверки стоимости страхования. Если раньше проблем не было, значит она кроется в последнем оформленном договоре.
- Собрать пакет необходимых документов. Для этого нужны ежестраничная копия паспорта, копия водительских прав и каждого страхового полиса вплоть до самого старого. В случае утраты какого-то страхового полиса, вы можете запросить у страховщика его дубликат.
Обращение в Центробанк
Обращение в Центральный Банк должно сопровождаться достаточно вескими причинами, поскольку эта организация занимается контролем всех финансовых взаимоотношений на рынке экономики РФ. Страховые компании отвечают и регулируются ЦБ, поэтому подача жалобы сюда может стать одной из самых эффективных мер, если вам отказываются пересчитывать КБМ. Результатом обращения станет официальное предписание, которое невозможно игнорировать – в противном случае СК может лишиться лицензии или понести большие расходы на штрафы.
При обращении в ЦБ знайте, что эта организация способна запросить все доступные данные у других организаций (РСА или у предыдущих СК, где вы обслуживались), и внести в базы данных коррективы на основании ваших требований и доказательств, полученных у СК и РСА.
- Сохраняйте типичный шаблон написания жалобы: шапка-основная часть-заключительная часть;
- Придерживайтесь фактов, приведите свои расчеты КБМ и укажите, почему страховая неправа;
- Приведите доказательства того, что вы говорите правду, а также продемонстрируйте нежелание СК и других организаций вам помогать;
- Указывайте свои данный полно и четко, в противном случае, жалоба не рассматривается;
- Перечисляйте, что вы направляете жалобу сразу в несколько инстанций – обязательным получателем будет страховая и ЦБ, остальные же зависят от вашего выбора. Вы вправе как получить отказы из СК и других организаций и обращаться в ЦБ, так и сразу направлять обращение во все инстанции, кроме суда;
- Придерживайтесь формального тона текста – не скатывайтесь в угрозы, призывы или неподкрепленные допущения.
- Четко опишите, чего вы хотите от ЦБ – пересчитать КБМ, обязать страховую пересчитать КБМ, внести изменения в базу РСА и т.д.
Как правильно составить жалобу на КБМ по ОСАГО
Прошу Вас разобраться в ситуации с моим КБМ. До настоящего момента я без проблем застраховала свой автомобиль Daewoo Matiz 2007 г.в. мощностью 51 л.с. Из года в год страховые компании делали мне скидку за безаварийную езду, т.к. за 9 лет стажа я ни разу не попадала в ДТП и не обращалась в страховые компании по поводу выплат.
Для учета понижающего и повышающего класса существует специальная таблица КБМ. Клиенту, который впервые обращается для оформления полиса в страховую компанию, присваивается начальный 3-й класс. Водитель, аккуратно проездивший страховой год, получает скидку в размере 5% за каждый страховой год без аварий. При возникновении ДТП класс водителя рассчитывается в зависимости от начального класса страхования и количества убытков за страховой период.
Первый шаг – самый важный. Вы должны будете самостоятельно определить, правильный ли КБМ вам указала страховая при оформлении полиса. Есть два способа подсчитать КБМ: через интернет и самостоятельно. Рассмотрим их более подробно.
Проверка КБМ онлайн достаточно проста. Для её проведения перейдите по ссылке. На открывшейся странице вы увидите простую форму для заполнения. Обратите внимание на то, что она меняется в зависимости от того, какие ответы вы выбрали в первом и втором пунктах. Заполнив форму и нажав кнопку “Проверить”, вы получите информацию о том, какой на данный момент вам присвоен КБМ.
Обратите внимание на то, что этот КБМ вам присвоен вашим предыдущим страховщиком, и он так же может с некоторой вероятностью содержать в себе ошибки. В этом случае вам поможет второй метод.
Самостоятельная проверка проходит немного сложнее. Но с её помощью вы сможете узнать ваш КБМ самостоятельно без обращения в РСА и страховую. Для подсчета воспользуйтесь таблицей в правой части экрана. На основе вашего первоначального класса 3 подсчитайте все изменения за ваш стаж вождения. Для этого отмечайте любые задокументированные случаи обращения в страховую организацию и подсчитывайте его ежегодное повышение или понижение. Так вы без особого труда сможете получить ваш класс на текущий год.
Кто может пожаловаться на страховую по ОСАГО?
Между страховщиком и страхователем существует определенная договоренность по обеспечению гарантий гражданской ответственности. Если компания не исполняет своих обязательств, основным пострадавшим лицом является владелец полиса ОСАГО.
Главным методом воздействия на нарушителей договора является жалоба на страховую по ОСАГО. Подать её может гражданин, пострадавший от бездействия страховщиков.
Распространенной ситуацией является обращение лиц, не получивших выплаты после наступления страхового случая. Например, гражданин подает заявление и ожидает перевода суммы. Но после обращения в страховую компанию ему сообщается, что в выплатах было отказано. При этом причины такого решения прописываются в письме, которое присылается по почте.
Ожидать поступления документа не стоит, ведь он не обладает юридической силой. Выяснить причины отказа можно непосредственно в офисе компании. Важно, чтобы решение было мотивированным в соответствии с законодательством РФ.
Гражданин, который не согласен с вынесенным вердиктом, может потребовать акт осмотра автомобиля и заявление о принятии документов. После этого он вправе направить жалобу на страховую по ОСАГО в соответствующие инстанции.
Также сумма выплат может быть заниженной. Если человек, соотнеся размер ущерба с полученными средствами, отмечает их недостаток, то страхователь вправе ознакомиться с калькуляцией стоимости ремонта. Важно взять акт о страховом случае, бумагу об осмотре машины и заявление о принятии документов.
Страдают граждане, не получающие деньги своевременно. Если через 30 дней средства не поступили, то признается официальная задержка. Жалоба на страховую компанию ОСАГО в таком случае будет обоснованной.