Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.24: от чего зависит – штраф или лишение прав за ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.
Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2023 году?
Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.
Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.
Тем не менее, в законодательстве 2023 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.
В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.
Административная и уголовная ответственность
Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья. Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра. В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.
Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.
Советы юриста: как избежать штрафа за ДТП
Если вы хотите снять необоснованные обвинения, снизить размер денежной выплаты или доказать неправомерность претензий других участников аварии, следует придерживаться нескольких несложных правил:
- купите и активно пользуйтесь видеорегистратором, такие материалы принимаются в качестве доказательства даже в судебных заседаниях, но не забудьте при составлении протокола в разделе объяснения внести запись своей рукой о том, что во время аварии велась видеосъемка с указанием марки и модели устройства и обязательствами представить носитель на рассмотрение;
- не полагайтесь полностью на официальное расследование, проводите активный самостоятельный поиск свидетелей;
- обязательно сделайте фотоснимки на месте происшествия – состояние и положения ТС, тормозной след и другие обстоятельства, лучше сделать несколько фото одного и того же объекта с двух-трех ракурсов;
- сразу после аварии осуществите все необходимые действия, согласно ПДД;
- при оформлении обстоятельств ДТП возьмите копии протокола и схемы, внимательно прочтите, а при подписании документов, если вы не считаете их адекватными, изложите свою позицию на бумаге.
Если, не смотря на представленные доказательства, назначают штраф, вы вправе обжаловать его в течение 10 дней. Лучше обращаться не к вышестоящему начальнику ГИБДД, а прямо в суд.
Ответственность виновника ДТП
К какой ответственности может быть привлечен виновник дорожно-транспортного происшествия?
Участник дорожного движения (водитель, пассажир или пешеход) признается виновным в ДТП, если в его действиях присутствовали нарушения правил дорожного движения, повлекшие возникновение этого ДТП. При этом вина может быть как умышленная, так и по неосторожности.
Законодательство РФ предусматривает три вида ответственности для виновника ДТП — гражданскую (имущественную), административную и уголовную. Гражданская ответственность наступает в любом случае, так как в результате ДТП причиняется вред потерпевшему (имущественный, жизни или здоровью, моральный).
Административная или уголовная ответственность наступает в зависимости от вида нарушенных норм ПДД и тяжести наступивших последствий для жизни или здоровья потерпевших.
Рассмотрим подробнее каждый из видов ответственности.
Причины оставления места ДТП
На практике существуют несколько популярных ситуаций, при которых водитель уезжает с места ДТП:
- Желание избежать ответственности. В данном случае водитель намеренно скрывается с места дорожно-транспортного происшествия. Чаще всего это происходит при наезде на неподвижное транспортное средство. Второго водителя нет, поэтому велик соблазн оставить место аварии незамеченным.
- ДТП с пешеходом. Еще одна возможная ситуация — наезд на пешехода. Довольно часто пешеход, который не получил серьезных травм и остался в сознании после наезда, пытается как можно скорее скрыться от водителя. В это сложно поверить, но даже у пенсионеров неожиданно открывается второе дыхание и они в мгновение ока скрываются в ближайших дворах. Некоторые водители при этом не вызывают ГИБДД, а уезжают по своим делам.
- Незамеченное ДТП — также достаточно неприятная ситуация. Водитель может не заметить момент очень слабого удара и ненамеренно покинуть место ДТП. Например, автомобиль стоит на светофоре и в него сзади «въезжает» другая машина. Однако удара как такового нет, автомобили лишь касаются рамками номерных знаков. Водитель первого автомобиля скорее всего не заметит подобного столкновения и продолжит движение. И даже несмотря на тот факт, что он не является виновником описанного ДТП, наказание за оставление места ДТП для него также предусмотрено.
Законодательство РФ предусматривает для водителей, нарушивших ПДД, три категории рассмотрения:
- Гражданская. Предполагает возмещение морального, материального и/или физического ущерба, нанесенного виновником аварии пострадавшему. Преимущественно эти санкции предполагают мелкие нарушения. Может быть назначена компенсация за упущенную выгоду или потерю дохода. Этот вид ответственности наступает всегда, вне зависимости от серьезности и объемов ущерба. Частично данную проблему решает ОСАГО, в этом случае возмещение берет на себя страховая компания, услугами которой пользуется виновник ДТП. Но, как показывает практика, далеко не во всех случаях такой подход применим.
- Административная. Этот вид ответственности наступает, если аварийную ситуацию создало нарушение правил дорожного движения, но в результате участники ДТП не получили тяжких телесных повреждений и авария не повлекла за собой гибель людей. Наказания – лишение свободы на срок до 15 суток, назначение общественных работ до 200 часов, штраф на сумму до 30 тысяч рублей или лишение водительских прав до 2 лет.
- Уголовная. Эта мера ответственности наступает, если в ДТП пострадавший участник получил тяжкие повреждения, либо авария стала причиной его гибели. Виновнику может грозить исправительный срок до 9 лет, принудительный труд – до 60 месяцев, лишение прав на 3 года. Если водитель, совершавший аварию, был нетрезвым, это обстоятельство отягощает его поступок и увеличивает меру наказания.
Срок давности по штрафам ГИБДД – разве возможно дождаться и не заплатить?
К административной и уголовной ответственности привлекается только сам виновник ДТП. К гражданской – может быть привлечено третье лицо, например, ЮЛ, предоставившее транспортное средство по доверенности. Ответственность квалифицируется, как по одному направлению, так и по нескольким.
В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать
Если рассматривать случаи, когда автовладелец сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.
Будем разбираться, каким образом можно доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:
- ввиду незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение машин, касание бампером или иной частью авто;
- ввиду шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета объективно невозможно услышать;
- ввиду специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5 речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых зон);
- при бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например, если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.
Не заметив внешних проявлений от контакта и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего, других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в другом месте).
Совет юриста. Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки, уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.
Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.
Какие ситуации классифицируются как ДТП
Прежде, чем рассматривать штрафные санкции, следует узнать точное определение ДТП. И для того, чтобы случай мог так называться, должны иметь место следующие факторы:
- он произошел с участием самоходного транспорта, который передвигается по автодорогам;
- он случился во время движения автомобиля. Например, если в авто случилась утечка газа из баллона, спровоцировавшая взрыв, такая ситуация не может называться ДТП;
- в результате дорожно-транспортного происшествия всегда имеет место ущерб, причиненный имуществу или здоровью людей. Если такового нет, административная ответственность за нарушение ПДД остается, но случай не рассматривается как ДТП.
Теперь мы четко знаем, какие ситуации могут называться дорожно-транспортным происшествием. Остается рассмотреть наказание, которое будет назначено его виновнику.
Какая ответственность может быть за ДТП
Вид и степень ответственности при ДТП зависят от последствий совершенного правонарушения. Законодательством России установлены 3 вида ответственности за причинение вреда или ущерба другому человеку:
- гражданская ответственность, заключающаяся в обязанности возмещения причиненного материального и морального ущерба пострадавшей стороне;
- административная ответственность, заключающаяся в исполнении или отбывании наказания, наложенного судом или уполномоченным органом за совершение правонарушений, предусмотренных Административным кодексом;
- уголовная ответственность, заключающаяся в отбывании наказания, наложенного судом за совершение правонарушения, предусмотренного Уголовным кодексом.
Уголовная ответственность при ДТП
В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно сопоставить с количеством смертей от убийств. Такая динамика связана с увеличением числа машин.
Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит из-за того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.
Нарушить правила может любой законопослушный гражданин, в связи с чем данная тема может быть актуальна для широкого круга лиц.
По делам, возбужденным по ст. 264 УК, приходится сталкиваться со специальными юридическими и техническим вопросами, связанными с ДТП.
Технические вопросы разъясняются при помощи судебной автотехнической экспертизы, а для решения юридических вопросов как обвиняемому (подозреваемому), так и потерпевшему будет необходима квалифицированная помощь адвоката по ДТП (стоит обратить внимание, что уголовные дела по ДТП согласно закону имеет право вести только адвокат).
Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом
В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса. Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.
Регресс и суброгация по ОСАГО
Эти два понятия нельзя назвать штрафами за ДТП, но исключать их из перечня материальных последствий виновности по ДТП нельзя.
Суброгация – право страховой компании, выплатившей компенсации постиравшему, требовать возмещения своих расходов с виновника аварии. Это возможно лишь в том случае когда пострадавший получил со страховой больше чем покроет ОСАГО виновника аварии. На первый взгляд это кажется невозможным? Это возможно если у пострадавшего КАСКО или ДСАГО. После выплаты ущерба страховая компания пострадавшего обратится к страховщику виновника за компенсацией. Последняя исполнит обязательства в рамках договора со страхователем. И если окажется что у виновника обычное ОСАГО с лимитом покрытия в 400 тысяч рублей, то их она перечислит. Разницу между тем, что было заплачено пострадавшему и 400 тысячами по суброгации потребуют с виновника.
Регресс – это право страховщика потребовать сумму компенсации со страхователя в случае нарушения договора страхования или Закона № 40. Регресс выставляется на всю компенсацию. Оснований для регресса совсем не много, а с осени 2020 года должно стать еще меньше. Самые распространенные нарушения:
- не переданное в течение 5 дней с момента аварии извещение по европротоколу,
- непредоставление автомобиля для осмотра страховщика,
- авто отремонтировано ранее 15 дней с момента аварии,
Кажется, что эти понятия идентичны. На деле разница значительна:
- При суброгации иск выставляется лишь на разницу между максимальной суммой по ОСАГО и выплаченной пострадавшему. При регрессе выплачивается вся сумма страховой компенсации.
- Регрессный из подает страховщик виновника аварии, а суброгационный – страховая страховая компания пострадавшего.
- Стандартный срок давности по регрессу начинает течь после выплаты компенсации пострадавшим. Срок суброгации начинается уже со дня ДТП.
Как происходит разбирательство после ДТП
По действующему законодательству вам необязательно вызывать ГИБДД, если транспортные средства пострадали незначительно: достаточно устранить царапины или заменить бампер. Также вы имеете право договориться с другим водителем, чтобы избежать взаимодействия с инспектором и страховыми компаниями. Но не забывайте, что второй участник ДТП может обратиться в ГИБДД, когда вы покинете место происшествия: чтобы избежать подобного развития событий, возьмите расписку о получении денег.
Решать вопрос самостоятельно разрешается в следующих случаях:
- материальный ущерб причинен транспортным средствам, люди не пострадали;
- стороны достигли соглашения о том, кто виноват в аварии;
- они согласны не вызывать ГИБДД.
Другим способом обойтись без представителей правоохранительных органов будет составление европротокола. Оно допускается при следующих условиях:
- произошло столкновение 2 авто, причем у каждого из водителей должно быть ОСАГО;
- пострадавших нет;
- ущерб причинен только автомобилям;
- разногласий по поводу вины нет;
- размер ущерба не превышает 50 тыс. руб.
Если повреждения можно исправить с помощью мелкого ремонта, достаточно заполнить извещение о ДТП для страховых компаний и разъехаться.
Нужно ли вызывать адвоката при ДТП
Есть ли необходимость вызывать адвоката при ДТП? Ответ зависит от серьезности ситуации: если речь идет о гражданской ответственности, вы обойдетесь без услуг защитника. Но при угрозе открытия уголовного дела вызывайте адвоката незамедлительно. Чем раньше он возьмется за работу, тем проще ему будет избавить вас от ложных обвинений. Если же вы решите защищать себя самостоятельно, то лишь убедитесь в собственной некомпетентности и наймете профессионала. Правда, при открытии уголовного дела вам предоставят бесплатного защитника, но «назначенец» не будет отличаться рвением.
Вызывать ли адвоката, когда речь идет об административной ответственности за совершенное ДТП? Чтобы разобраться, учтите: если у пострадавшего хороший юрист, то даже пара синяков превратится в «тяжкие телесные повреждения». Чтобы вы не несли ответственность по уголовной статье, необходимо правильно определить уровень причиненного вреда. Для этой цели проводят профессиональную экспертизу: адвокат проконтролирует тонкости процедуры и предотвратит фальсификации.