Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговое законодательство предусматривает право на возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств — налога, авансовых платежей, сборов и страховых взносов, пеней или штрафа. Переплату можно вернуть или зачесть. Процедура возврата и зачета таких сумм одинакова для налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов либо налоговых агентов. Заявитель обращается в налоговый орган и представляет данные: в каком размере и по какому налогу излишне уплачена сумма, и каким образом он намерен использовать сумму переплаты.
В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу
Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.
Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):
— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;
— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.
Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).
Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.
О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):
— обнаружения переплаты;
— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;
— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).
Уведомление о суммах налогах и взносов: для чего и в какие сроки
Для распределения ЕНП по платежам с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога, вводится новая форма документа Уведомление об исчисленных суммах налогов.
В уведомлении указываем, какую сумму налога или взноса мы должны бюджету за соответствующий месяц, квартал или год. Таким образом инспекция понимает, как разнести суммы с ЕНС по видам платежей.
Без уведомления поступившие на ЕНС деньги невозможно распределить по бюджетам, что может привести к начислению пеней.
Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога или взноса. Например, по НДС и налогу на прибыль уведомление подавать не нужно, ведь декларации по ним надо сдать раньше, чем наступит срок их уплаты.
В частности, организации должны подавать уведомления:
• ежемесячно, кроме третьего месяца квартала, — перед уплатой НДФЛ и взносов;
• ежеквартально — перед уплатой авансов по УСН, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
Уведомление содержит всего пять реквизитов: КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма.
Достаточно одного уведомления по всем авансам вместо заполнения множества платежек с 15 реквизитами в каждой.
Можно оформить одно уведомление на несколько периодов. Например, если вы знаете, что у вас налог по имуществу не изменится в течение года, то можно подать уведомление один раз сразу за год по всем срокам уплаты.
С 2023 года устанавливается единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа. При этом периодичность сдачи отчетов осталась прежней. То есть декларации по НДС, налогу на прибыль, РСВ надо будет по-прежнему сдавать раз в квартал. Декларацию по УСН и декларацию по налогу на имущество — раз в год.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
Как распределяется ЕНП и как работать с ЕНС
Суммы обязательств юридических лиц и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Если налогоплательщик перевел ЕНП в сумме меньшей, чем заявлена в декларациях (уведомлении), то возникает задолженность, которая будет называться «отрицательным сальдо».
Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, налоговый орган распределит поступившие деньги пропорционально исчисленным суммам.
В следующий месяц, 28 числа, налогоплательщик переведет некоторую сумму на счет, и она будет распределена таким образом:
- сначала погасится отрицательное сальдо, возникшее в прошлом месяце,
- потом начисления с текущим сроком уплаты, то есть те, которые 25 числа налогоплательщик предъявил к начислению;
- затем пени, проценты, штрафы.
При отрицательном сальдо ЕНС в Личном кабинете юридического лица можно посмотреть, по каким налогам эта задолженность возникла. Сверку с налоговой заказывать не надо. Достаточно кликнуть на обязательства и посмотреть каждый налог.
Пополнить свой ЕНС можно не только платежным поручением, но и в Личном кабинете юрлица двумя способами:
- Списать со счета.
- Оплатить банковской картой.
Плюсы новой системы уплаты налога
Главное достоинство ЕНП — это отсутствие необходимости отплачивать разные налоги в разные периоды по разным реквизитам. Теперь можно будет сделать один платеж или настроить регулярные платежи, а также оперативно управлять своей переплатой или задолженностью. В новой системе платеж может осуществить за вас и третье лицо (но такую переплату нельзя будет вернуть). В целом для оплаты ЕНП будет достаточно ИНН и суммы, что является главным плюсом.
Обещают, что актуальная сумма обязательств и детализация по платежам всегда будет доступна налогоплательщику онлайн (сейчас с этим часто возникают сложности). Налоговая служба самостоятельно распределяет платежи между недоимками, налогами и взносами, чтобы исключить ошибки со стороны налогоплательщиков.
Также обещают сократить время на возврат переплаты по ЕНП и отменят ограничительные 3 года для возврата или зачета налога.
- Единый налоговый платёж — это новый способ уплаты налогов и сборов. ЕНП для юридических лиц и ИП с 2023 года является обязательным. Нет бизнеса, который от него освобождён. Есть лишь платежи, которые под него не подпадают.
- В виде ЕНП нужно платить почти все налоги, авансы по ним, сборы, страховые взносы, пени, проценты и штрафы. Но есть платежи, которые в него не входят. Например, ЕНП не распространяется на взносы на травматизм, которые ежемесячно платят абсолютно все работодатели.
- Деньги, перечисленные в виде ЕНП, попадают на ЕНС. Оттуда их распределяет налоговая в особом порядке.
- Инспекции нужно сообщить о том, сколько налогов и взносов насчитала компания. Для этого помимо налоговой отчётности придётся подавать специальные уведомления. А в некоторых случаях — распоряжения на зачёт переплаты.
- В 2023 году действуют переходные положения — разрешено платить налоги и взносы по старым правилам, то есть индивидуальными платёжными поручениями, как раньше. Но если хоть раз подать уведомление по одному налогу, то старый способ уплаты больше применять будет нельзя, причём по всем платежам.
- Установлен единый срок подачи отчётных форм — 25 число, а также единый срок уплаты налогов — 28 число. Но это распространяется не на все обязательные платежи. И даже не на все платежи, входящие в ЕНП. Рекомендуем уточнять сроки в Налоговом кодексе.
- Если после уплаты налогов на спецсчёте останутся деньги, их можно будет вернуть. Возврат делают по заявлению в течение десяти рабочих дней.
А теперь давайте разбираться более подробно.
Налоги — в разные бюджеты
Действующим законодательством предусмотрены налоги, которые организация уплачивает одновременно в несколько бюджетов или внебюджетных фондов. Например, это налог на прибыль (п.1 ст.284 НК РФ), единый социальный налог (п.1 ст.243 НК РФ). В этом случае зачесть переплату в счет других налогов можно только в той части, в которой она приходится на этот же бюджет (внебюджетный фонд).
Например, переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет может быть направлена на исполнение обязанности по уплате только тех налогов, которые также зачисляются в федеральный бюджет (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 14 мая 2003 г. по делу N Ф09-1358/03-АК).
Налоговое законодательство не предусматривает также зачета налога на прибыль, недоплаченного в бюджет одного уровня, за счет суммы этого налога, излишне уплаченного в бюджет другого уровня (Постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу N А68-106/АП-02).
Структура налоговой системы
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах
Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).
На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).
Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:
— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;
— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.
Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. укрепление системы здравоохранения;
2. поддержка доходов граждан;
3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.
Деньги исчисленные и удержанные
Прежде, чем оказаться в государственной казне, подоходный налог сотрудника проходит две стадии. Ежемесячно, по окончании отчётного периода, бухгалтерским отделом производится начисление НДФЛ. Средства будут перечислены бюджету позднее, в момент фактического получения работниками заработной платы. Получается, что первым порядком налоговый агент насчитывает (удерживает) сумму, положенную для перевода, вторым — совершает само исчисление. В бухгалтерии любой компании ведутся расчётные журналы, для каждой операции имеется собственный. В них вписывают сведения о сотруднике: его доходы, ставки, начисленные и удержанные суммы.
Законодательно описан и факт невозможности перевода налоговых средств, связанной с непреодолимыми причинами. Если компания-налоговый агент попала в эту ситуацию, она обязана как можно скорее подать в инспекцию соответствующие бумаги, фиксирующие происходящее.
Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов.
Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.
Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.
Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.
Федеральными являются следующие налоги:
Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.
Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных.
Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.
Распределение налогов между бюджетами 2021
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.
Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.
При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?
Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.
Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).
Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.
Бюджетная пересортица в «прибыльных» платежках
- Зачет возможен только между налогами одного вида. К примеру, федеральные налоги можно зачесть только в счет других федеральных налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налог на прибыль – это федеральный налог (ст. 13 НК РФ). Значит, переплату по нему можно зачесть только в счет других федеральных налогов (например, НДС).
При этом возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней. Так, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401, от 04.09.2008 № 03-02-07/1-363.
- Обнаружить переплату по налогу на прибыль может как сам налогоплательщик, так и налоговая инспекция. В последнем случае ИФНС обязана письменно сообщить организации (Приложение № 2 к приказу ФНС от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@) о выявленной переплате в течение 10 дней со дня обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ).
- Независимо от того, кто выявил переплату, компания и ИФНС могут провести совместную сверку расчетов. Такая сверка может быть проведена как по предложению организации, так и по инициативе ИФНС (п. 3 ст. 78 НК РФ).
- Зачет или возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 5 и п. 7 ст. 78 НК РФ).
Далее остановимся на каждой из процедур более подробно.
Итак, если у организации есть недоимка по другим федеральным налогам (пеням, штрафам), то в первую очередь сумму переплаты по налогу на прибыль инспекторы направят на ее погашение (п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).
Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой именно недоимки (задолженности) зачесть переплату.
Также и сама компания вправе сообщить в ИФНС, в счет какой именно задолженности она хочет зачесть переплату по налогу на прибыль. Для этого нужно подать в инспекцию заявление о зачете (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).
В любом случае инспекция примет решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки (задолженности) в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты налоговой инспекцией (если организация не обращалась в ИФНС с заявлением о зачете в счет конкретного платежа и стороны не проводили сверку расчетов);
- со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку).
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Еще пять рабочих дней дается инспекции на то, чтобы сообщить компании о принятом решении о зачете. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю организации) лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Основание – пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
После получения такого документа можно считать переплату зачтенной.
Если недоимки по другим налогам, сборам, пеням и штрафам у организации нет, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет.
Для того, чтобы произвести такой зачет, организация должна подать в инспекцию заявление по форме (см. Приложение № 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).
Решение о зачете (либо отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:
- либо со дня получения заявления налогоплательщика;
- либо со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если такая сверка проводилась).
Основание – пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
После получения сообщения о положительном решении о зачете переплаты в счет будущих платежей можно считать переплату зачтенной.
Разработать единую методику определения нагрузки достаточно сложно, это связано с тем, что налоговая система имеет сложную структуру, а многие законодательные нормы предусматривают несколько вариантов их применения, которые могут зависеть от условий, характера и масштабов деятельности предприятия.
Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.
Следует отметить, что бухгалтерский учет и налоговый учет опираются на различные нормативные правовые базы: первый ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; второй основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов. Информация по обязательствам перед бюджетами и внебюджетными фондами отражается не только в бухгалтерских регистрах, но и в формах финансовой отчетности.
[3]
Наряду с бухгалтерской отчетностью организация составляет налоговые декларации (либо расчеты авансовых платежей), которые именуются налоговой отчетностью. В декларациях представлены окончательные значения, которые подаются в налоговую инспекцию и станут отправной точкой для последующих проверок контролирующими органами.
Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов. Одной из основных методик, которая часто описывается в специальной литературе и получила широкое распространение на практике, можно назвать определение ряда абсолютных и относительных показателей. При этом организация самостоятельно определяет для себя конкретные источники информации: либо регистры бухгалтерского учета, либо бухгалтерская отчетность. Основой методики является расчет ряда показателей (табл. 2.1).
Основные показатели налоговой нагрузки
Показатель | Значение показателя | Алгоритм расчёта |
Абсолютная налоговая нагрузка по начислению ННан | Сумма налоговых платежей, начисленных и подлежащих к уплате в бюджет, руб | Данные бухгалтерского учёта, кредитовые обороты счёта 68, счёта 69 (за минусом дебетовых оборотов) |
Абсолютная налоговая нагрузка по оплате ННао | Сумма налоговых платежей, фактически уплаченных за период, руб | Дебетовые обороты счёта 68 и счёта 69 в корреспонденции со счетами движения денежных средств |
Коэффициент относительной налоговой нагрузки по начислению Кон | Доля начисленных налогов в обороте компании, % | (ННан/Выручка организации за аналогичный период)*100% |
Коэффициент относительной налоговой нагрузки по оплате Коо | Доля фактически уплаченных налогов в обороте компании, % | (ННао/Выручка организации за аналогичный период)*100% |
Коэффициент отвлечения денежных средств Код | Доля фактически уплаченных налогов в денежном потоке компании, % | (ННао/Совокупный денежный отток(сумма денежных средств, израсходованных по всем мнаправлениям))*100% |
Рассчитанные коэффициенты необходимо сопоставить со значениями, полученными в предыдущие периоды, или с иными интересующими нас значениями. Подобные сравнения можно провести в разрезе видов деятельности, территориальных подразделений, дочерних обществ. Такой подход позволяет выявить направления, чрезмерно обремененные налогами, и сконцентрироваться на методах оптимизации налогообложения. Однако серьезным недостатком в этом случае будет являться необходимость соответствия предприятия определенным параметрам, таким как возможность четкого структурирования и обособления его подразделений и видов деятельности, а также невысокое качество учетно-аналитической информации.
На практике предприятия могут применять иные методики, суть которых также будет заключаться в подсчете суммы налоговых обязательств и в определении их соотношений с основными показателями и характеристиками финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Так, например, некоторые крупные российские машиностроительные, в частности автомобилестроительные, компании используют иные показатели оценки налогового бремени. Относительное налоговое бремя определяют с помощью следующих коэффициентов [10].
Несмотря на внешние вызовы и на рост оборонных расходов одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться исполнение ранее взятых государством социальных обязательств. Финансирование мер поддержки населения сохраняется. Кроме того, проект бюджета закладывает финансирование универсального ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми до 17 лет и беременным женщинам, которое будет введено с 1 января 2023 года. На эти цели из бюджета запланировано 520,7 млрд руб. в 2023 году, 1,184 трлн руб. в 2024 и 1,285 трлн в 2025. Дополнительно в следующем году предлагается увеличить бюджетные ассигнования, выделяемые в рамках федпрограммы поддержки семей при рождении детей – на 16,6 млрд руб.
В заключении комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей подчеркивается существенный рост объемов бюджетных ассигнований, направляемых на господдержку семьи, материнства и детства. Согласно прилагаемой к проекту бюджета информации от Минфина, на 2023 и 2024 годы «семейно-детский бюджет» составит более 2,6 трлн руб. (1,79% и 1,8% к ВВП соответственно), на 2025 год он запланирован в объеме 2,5 трлн руб. (1,71% к ВВП). Профильный комитет отмечает, что объем расходов на соцподдержку семей с детьми за последние 5 лет вырос суммарно более чем на 2 триллиона рублей (!). Согласно законопроекту, на предоставление материнского (семейного) капитала в 2023 году предусмотрено на 9,3 млрд руб. больше, чем в текущем году, в 2024 году – на 24,4 млрд рублей больше, чем было предусмотрено в бюджете на 2022 и последующие годы. В 2025 году на маткапитал потребуется 694,2 млрд. руб.
В целях поддержки рынка труда в условиях внешнего санкционного давления в 2023 году планируется удвоение объема ассигнований на финансирование содействия занятости – вместо запланированных 12,9 млрд руб. правительство собирается выделить 25,5 млрд руб.
При этом спрос на трудовые ресурсы в стране сохраняется. К июлю уровень безработицы в стране зафиксировался на уровне 3,9% после 4,4% в начале года. По итогам 2022 года показатель не превысит 4,2%, утверждается в проекте бюджета на 2023-2025 гг. Добиваться этого будут с помощью симулирующих программ – отсрочке по уплате страховых взносов в течение 2-3 кварталов, прямой поддержки наиболее уязвимых отраслей и проактивной поддержки занятости (переобучение, общественные работы и др.). В 2023-2024 годах на фоне подстройки рынка труда к структурным изменениям в экономике безработица поднимется до 4,4% и 4,3% соответственно, однако в дальнейшем, по мере смягчения негативных последствий, вернется к уровню 4,1%. Ожидается, что произойдет это не раньше 2025 года.
Адаптация рынка труда к изменившимся условиям происходит через подстройку реальных заработных плат. В проекте бюджета обозначено, что в реальном выражении уровень зарплат в I полугодии 2022 года сократился на 1,3%, однако значительную поддержку доходам граждан оказали соцвыплаты — внеплановая индексация пенсий и прожиточного минимума (на 10%), а также введение новых регулярных пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте 8-16 лет. В результате, к июлю реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на сдержанные 0,8% г/г. Прогнозируется, что по итогам 2022 года снижение оплаты труда и доходов граждан будет сдержанным благодаря менее масштабному, чем ожидалось ранее, сокращению экономической активности. В дальнейшем на фоне улучшения деловой конъюнктуры в 2023 году ожидается даже рост реальных заработных плат (+2,6% после -2,0% в 2022 году) и реальных располагаемых доходов населения (+1,6% после -2,2% годом ранее).
Развития экономики не будет
Если где-то прибыло, значит где-то убыло, причём не только в ФНБ. Некоторые статьи расходов очень сильно порежут.
Первым делом под нож пойдёт «Национальная экономика». Илья Гращенков считает, что иначе никак: в нынешних условиях велика вероятность, что деньги улетят в трубу без должного эффекта.
— В условиях дефицита бюджета необходимо сокращать программы, нацеленные на развитие. В 2022 году они все по-прежнему реализуются. Продлятся они в 2023 году: запланирован питерский экономический форум, сохранятся нацпроекты, в том числе и по инвестиционному развитию. Но надо смотреть на ситуацию объективно и вырезать часть расходов, которые уйдут просто в пустоту. Многие нацпроекты надо пересматривать в корне.