Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное медицинское страхование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разделение программ часто сопровождается проблемами в связи с получением услуг либо лекарств. Например, уехав в подмосковный регион в командировку, не стоит рассчитывать на некоторые бесплатные лекарства по полису ОМС. Их нет в списке на данной территории. И, наоборот, житель города Долгопрудный Московской области не сможет по своему полису обратиться к нужному специалисту в Екатеринбурге, так как в местной программе отсутствует финансирование стоматологических услуг.
Обязательное медицинское страхование осуществляется для населения бесплатно. Средства взимаются только за добровольное медстрахование (ДМС). При потере, переоформлении полиса, исправлении ошибок не предполагается оплата за услугу. В МФЦ могут потребовать оплату бланка и копий документов, тарифы зависят от региона и составляют примерно 80 рублей.
Срок замены ОМС не превысит 30 дней, если заявитель обращался напрямую к страховщику. В МФЦ время ожидания составляет не более 40 дней. После написания заявления и предоставления уполномоченному специалисту пакета документов заявитель получает временную страховку бумажного типа. У нее такая же юридическая сила, как и у постоянно действующей страховки, что позволяет получать медицинские услуги.
На свидетельстве, выданном временно, указывается дата, когда страхователь может прийти за страховой картой. После переоформления выдается полис с бессрочным действием. И замене он подлежит только в случае повторной смены фамилии, имени, утери или при наличии ошибок.
Какие могут возникнуть трудности и как их решить
Важно! Бесплатное лечение в стационаре предусматривает обеспечение лекарствами и расходными материалами. Если больному предлагают купить медикаменты, нужно жаловаться в страховую компанию, прокуратуру
Среди пациентов бесплатных лечебниц много недовольных качеством оказываемых услуг. Люди жалуются на неэффективность назначенного врачом лечебного курса. Некоторые сомневаются по поводу поставленного диагноза. В очереди на прием к специалисту даже по предварительной записи приходится выстаивать не один час. К узким врачам записываются заранее за несколько недель.
Эти распространенные проблемы можно частично решить, обратившись к своему страховщику, указанному в полисе. Страховой представитель обязан помочь клиенту, применив юридические знания в сфере ОМС в каждой конкретной ситуации.
Дополнительная информация! Острые вопросы по поводу оказания медпомощи по полису ОМС задают по телефону горячей линии. Он указан на полисе ОМС, бумажном и электронном. Консультант СК подскажет, существует ли необходимая бесплатная услуга по ОМС и куда обратиться далее.
Иногда пациент нуждается во враче узкой специализации, но в данной поликлинике его нет, например, дерматолог, гинеколог, аллерголог. В таком случае пациенту обязаны дать направление в иное лечебное учреждение.
Проблем же с самой заменой полиса нет: у сотрудников СК или МФЦ нет оснований отказать в приеме документов и выдаче ОМС старого или нового образца.
Процедура замены полиса ОМС простая и быстрая. За ее проведение не нужно платить госпошлину, услуга предоставляется бесплатно.
Последовательность действий
Для получения нового удостоверения о наличии медицинского страхования по закону не предусмотрены крайние сроки. Однако сделать это рекомендуется как можно быстрее, дабы при необходимости получить бесплатную медицинскую помощь не попасть в неприятную ситуацию. Но обратиться в компетентные органы для внесения изменения сразу после свадьбы не получится, так как для получения новой страховки потребуется представить паспорт с внесенной в него новой фамилией. Следовательно, новоиспеченному супругу(е) необходимо изначально обратиться в органы УФМС и получить новый паспорт гражданина РФ и только после этого подать документы на замену полиса.
Для получения страхового полиса собственник должен пройти следующую процедуру:
- Обратиться по выбору в один из компетентных органов, которые имеют право производить замену.
- Написать заявление о необходимости изменения данных в связи со вступлением в брак.
Что такое временное свидетельство мед. страхования
Временное свидетельство представляет собой документ, который обладает юридической силой полиса обязательного медицинского страхования, и полностью заменяет его на момент отсутствия.
Однако, срок действия временной мед. страховки несколько ограничен — она действует только тридцать дней с момента ее выдачи. Однако, в том случае, если новый полис еще не выдан, а свидетельство уже утратило свою силу, гражданин также вправе обратиться в любое медицинское учреждение государственного образца за получением своевременной помощи и лечения.
В том случае, если ему будет отказано в предоставлении данного рода услуг, ему необходимо обратиться в фонд обязательного медицинского страхования с соответствующим заявлением.
После получения постоянного полиса временное свидетельство передается в страховую компанию, и подлежит уничтожению.
Нужно ли менять полис по закону
На основании этого документа гражданин имеет право бесплатно получать медицинскую и лекарственную помощь в учреждениях здравоохранения страны в объеме государственной программы. Данные о страхователе внесены в договор, поэтому важные изменения должны быть в нём зафиксированы.
С 2011 года на территории РФ начали выдавать полисы нового образца. Сначала документ оформлялся только в бумажном виде, а с 2014 года появились чипированные пластиковые карты. Таким образом, на руках у граждан находятся два вида договоров ОМС – электронные и бумажные. В данный момент медицинская страховка выдаётся на всю жизнь и не имеет срока действия. Однако старые действующие документы тоже валидны, пока не вышел их срок.
Несмотря на то, что с 2011 года форма заполнения и вид документа изменились, граждане могут и дальше пользоваться своими действующими договорами. Если застрахованный изъявляет желание получить страховку нового образца, смена полиса осуществляется абсолютно бесплатно.
Если же он хочет и дальше пользоваться старым договором – он имеет на это право. Поменять документ на бессрочный необходимо, когда срок действия старой страховки истечёт, либо при других обстоятельствах: смена прописки, персональных данных и т.д.
Сроки изготовления и временный документ
В соответствии с законом № 326-ФЗ независимо от способа обращения сроки изготовления нового страхового полиса при смене фамилии составляют 30 календарных дней с момента предоставления необходимых документов.
Некоторые важные документы, например, те, которые удостоверяют личность, требуют безотлагательной замены. Первым переоформлению подлежит гражданский паспорт, и на это отводится месяц. Владелец страховки не ограничивается во времени и может переоформить её в любой момент.
На практике медучреждения не отказывают в предоставлении медицинских услуг по причине несоответствия фамилии в паспорте и страховом договоре. Однако тянуть с заменой не стоит. Сколько по времени меняют медстраховку?
Правилами обязательного медицинского страхования предусмотрено, что максимальный срок оформления страховки не может превышать срока действия временного свидетельства. Выходит, что получить страховку с новыми данными можно не позднее 30 дней со дня подачи заявления.
Проблем с получением нового полиса или пластиковой карты взамен справки, отпечатанной на простой бумаге, не возникает. Все бесплатно, нудно всего лишь выбрать время, прийти в офис компании или договориться о встрече по телефону, чтобы получить консультацию и заполнить анкету. Если во время ожидания не случится никакого несчастья, требующего использования полиса, то и временный его вариант не понадобится.
Иногда люди забывают о том, что заказали полис и забирают его намного позже, это также не запрещено, никаких санкций н налагается, документ будет храниться до передачи его владельцу. При этом воспользоваться временным полисом будет невозможно, но и наказывать за его хранение не станут.
Меняя фамилию, женщина или мужчина вынуждены менять все важные документы. ОМС не является исключением, поскольку содержит ФИО застрахованного человека. Если данные изменились, об этом уведомляют соответствующие органы посредством подачи заявления на выдачу полиса с уже обновленными сведениями. Получают документ бесплатно через МФЦ или страховую компанию. Иногда его заказывают через сайт страховщика. Пластиковую карту делают в течение 30 дней. О готовности ее сообщают по электронной почте или по телефону. Получить дистанционно не получится, нужна подпись заявителя. Если это невозможно в силу отсутствия его в стране или болезни, действуют через официального представителя.
Можно ли заменить полис ОМС не по месту прописки?
Закон разрешает замену полиса не по месту постоянной регистрации. Каждый гражданин РФ вправе обратиться за этой услугой в страховую фирму любого региона. Это касается и случаев, когда человек сменил место прописки, то есть переехал в другой город или регион. Все объясняется тем, что в медицинском полисе нет сведений о месте жительства его владельца.
Однако при смене места проживания (получение новой прописки) все же стоит уведомить свою страховую организацию об этом факте в срок максимум 30 дней. При этом заменить полис в связи со сменой личных данных в новом регионе можно и в другой, новой страховой организации. Это делается обычно в том случае, если на новом месте жительства нет филиалов прежней страховой фирмы (или ее услуги оставляют желать лучшего).
Напомним, что произвести замену полиса ОМС необходимо в течение 30 дней после получения паспорта с измененными личными данными. В 2011 году была введена в эксплуатацию обновленная форма бумажного бланка полиса ОМС, а уже в 2014 году всем гражданам стали выдавать на руки электронную пластиковую карту обязательного медицинского страхования.
Все владельцы бумажных медицинских полисов ОМС вправе произвести их замену в своей страховой фирме на новую, удобную и более долговечную пластиковую карточку со вшитым электронным чипом. Замена была возможна вплоть до 1 ноября 2018 года, в декабре этого года замена прекратилась. Однако услуга смены старого бумажного полиса ОМС на новую пластиковую карточку вновь будет действовать с 1 января 2019 года. Эта услуга и в 2019 году будет полностью бесплатной.
Для чего и зачем нужен полис
Для начала попробуем разобраться, что такое полис ОМС. Согласно законодательству нашей страны, каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной медицинской помощи и полноценное предоставление услуг, уход в лечебных учреждениях. Следует учитывать, что подобные правила распространяются лишь на тех людей, у которых на руках есть действующий страховой документ полис ОМС. Следовательно, основное ее назначение – обеспечение стабильное и бесплатное получение обслуживания в поликлиниках и других медицинских заведениях.
Если не оформили обязательную страховку, то вас вряд ли примут и окажут содействие в государственных больницах на бесплатной основе. Практически все услуги будут предоставляться за отдельную стоимость. Полис ОМС имеет еще одно преимущество, он действителен и не имеет ограничений по всей стране. Можете получить бесплатную помощь независимо от места постоянной прописки.
Она может быть изготовлена в нескольких вариациях – на бумажной основе или в виде пластиковой карточки со специальным микрочипом. Даже если документ был выдан в девяностые годы, то он продолжает действовать и в настоящее время, при условии существования страховой компании. На нем указываются персональные сведения о владельце, в том числе фамилия, дата его рождения и реквизиты самого свидетельства. Рассмотрим, когда может пригодиться обязательный страховой полис и на какие услуги может рассчитывать его владелец:
- Постановка на регистрационный учет в поликлинике.
- Скорая врачебная помощь.
- Прием и обслуживание больных.
- Профилактика и своевременное выявление заболеваний, проведение мер по снижению риска заражения.
- Прохождение плановых медосмотров.
- Запись больных граждан на длительное и стационарное лечение под наблюдением лечащего врача, выделение свободных мест в палате.
Полис ОМС — это важный страховой документ гражданина Российской Федерации. С 2010 года без полиса получение бесплатной медицинской помощи невозможно.
С мая 2011 года полис медицинского страхования имеет единую форму. А с 2014 во многих регионах проходит плановая замена бумажных полисов на пластиковые.
Так как это именной документ, он включает в себя такие данные как фамилия/имя/отчество владельца, срок действия и дату выдачи и другие данные.
При смене фамилии владельца документ больше не считается действительным, так как, личная информация в полисе перестает быть актуальной.
При разводе, вступлении в брак и прочих изменениях персональных сведений в документах, удостоверяющих личность, строго обязательно переоформление всех именных документов. Полис обязательного медицинского страхования в их числе.
Переоформление страхового документа осуществляется после замены паспорта. При подаче заявления на замену полиса ОМС требуется предоставление «новых» документов, конкретней — паспорта с новой фамилией.
Исключением является СНИЛС, так как его можно предъявить еще до замены. При переоформлении важен только номер СНИЛСа, а он не меняется.
Что такое временное свидетельство мед. страхования
Временное свидетельство представляет собой документ, который обладает юридической силой полиса обязательного медицинского страхования, и полностью заменяет его на момент отсутствия.
Однако, срок действия временной мед. страховки несколько ограничен — она действует только тридцать дней с момента ее выдачи. Однако, в том случае, если новый полис еще не выдан, а свидетельство уже утратило свою силу, гражданин также вправе обратиться в любое медицинское учреждение государственного образца за получением своевременной помощи и лечения.
В том случае, если ему будет отказано в предоставлении данного рода услуг, ему необходимо обратиться в фонд обязательного медицинского страхования с соответствующим заявлением.
После получения постоянного полиса временное свидетельство передается в страховую компанию, и подлежит уничтожению.
Каков порядок замены полиса ОМС при смене фамилии?
Фамилии меняют при браке, разводе, усыновлении, или просто так. И не только фамилии, имена и отчества также. Процедура достаточной проста. Визит в ЗАГС, заявление, 300 рублей пошлины, и через месяц вам выдадут свидетельство о смене имени, фамилии или отчества. А еще через 10-14 дней можно получить паспорт с новыми данными.
Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию: (круглосуточно, без выходных):
Сложности могут возникнуть позже, когда понадобится поменять полученные до этого момента именные документы. Правда, список документов, необходимых для замены, не слишком велик. В него входят:
- Паспорт
- Военный билет
- СНИЛС
- Водительские права и документы на машину
- Загранпаспорт
- Медицинский полис
Остальное можно не менять, а использовать одновременно со свидетельством о смене имени.
Тому, как поменять паспорт, посвящено довольно много публикаций. А вот о полисе ОМС говорят мало. Задача данной статьи – восполнить этот пробел.