Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграция — естественный процесс, регулирующий экономическую, социальную и демографическую системы общества. Однако возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков.
Внешняя и внутренняя миграция
В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % — в Израиль, 12 % — в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению — если в 1994 г. в США направлялись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. — только 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграционном потоке из России в США постоянно увеличивалась — к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. — 63 9%, в 2000 г. — 65% [ 13, С. 62 ].
Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) приехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля — 1620, США — 455, Греции — 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возраста, составляет 8,4 %, старше его — 6,4 %, а трудоспособного возраста — 85,2% [12, С. 128].
Иван Кривушин: «Проблема добровольной миграции сейчас более актуальна, чем в прежние времена»
Г.: Вот это как раз вопрос, который тоже очень меня волнует. Мне кажется , что в той или иной степени ассимиляция возможна, во-первых, только для мигрантов не первой волны, то есть уже если мигрант второго или третьего поколения и, во-вторых, ассимиляция все-таки мне представляется контрпродуктивной на уровне политики, но в то же время мне представляется, что ассимиляция возможна на основе инициативы, исходящей от самого человека. Вот если он хочет полноправно войти в то общество, в котором он существует, даже если его происхождение не такое, как у других, то его внутренний импульс все равно так или иначе приведет к тому, что он будет формироваться уже как представитель вот этого, так сказать, нового общества. И в данном случае, наверное, политика должна предусматривать какие-то, может быть, институты для этого. Но тем не менее вот изначально, особенно по отношению к эмигрантам первой волны, не должна нацеливаться на процессы, связанные с ассимиляцией, то есть получается, что в зависимости от жизненного цикла самого человека, наверное, он должен подпадать под ту или иную политику, то есть если я приехал уже в зрелом возрасте, измениться не могу, соответственно и я сам должен быть настроен на сосуществование; значит, если я уже во втором или третьем поколении, хорошо знаю язык, без акцента говорю, получил соответствующее образование, то я уже должен сам интегрироваться как бы в это общество. Собственно для этого, может быть, и не нужны какие-то особые механизмы.
Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев
Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социальной, медицинской, нравственной, психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.
Вынужденная миграция –это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть: внешней (эмиграция граждан России в другие государства, иммиграция подданных других стран в РФ); внутренней (перемещение населения по территории РФ).[10]
Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы.Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы – это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы – граждане Российской Федерации.
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, целью которой являетсяудержание власти;
2) межнациональные,межэтнические и религиозные конфликты;
3) военные действия;
4) экологические итехногенные катастрофы;
5) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.
6) политические и другие преследования;
7) стихийные бедствия.[11]
Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Это имеет положительные аспекты:
1) рост новых городов;
2) увеличение численности городского населения;
3) большое количество рабочих рук;
4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.
Изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.
Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов. Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.
Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции:
1) снижение уровня жизни,
2) рост безработицы,
3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.[12]
Таким образом большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может отрицательно влиять на обстановку в стране, в которую они вынуждены мигрировать.
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ
Правовые аспекты условий принятия беженцев и вынужденных переселенцев на работу
Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой стороны беженцы – мигранты с особым статусом и они по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации.[13]
Статус беженца дает полное право работнику устраиваться на рабочем месте, на уровне любого гражданина РФ. Однако беженцы не могут получить работу на стратегических военных предприятиях, устроиться на военную, государственную или муниципальную службу, а также получить должности в организациях, которые связаны с безопасностью и гостайной.
Мигранты с временным или политическим убежищем обладают теми же правами на трудоустройство, что и со статусом беженца. Для такой категории людей также не нужно разрешение на оформление трудового контракта с частным или юридическим лицом. Работодатель при этом, не должен уведомлять миграционную службу и центр занятости населения о поступлении на предприятие работника подобного уровня.
Все эти обоснования и права предоставляются переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы как можно скорее получить этот статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте поставить отметку в графу «цель визита» – беженец. А по прибытии обратиться в органы миграционной службы в отдел по гражданству с оформлением статуса.
При себе важно иметь полный перечень документов, который состоит из паспорта, свидетельства о рождении детей, дополнительных документов, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно чтобы документация была переведена на русский язык. Для ходатайства также необходимы фотографии и сдача отпечатков пальцев. Миграционные службы переполнены переселенцами, но если учитывать, что человек получит множество преимуществ, эту процедуру важно пройти.
Получение статуса беженца открывает огромные возможности:
1) предоставляется временное жилье,
2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования.
3) каждый получает возможность работать по найму или самозанятости,
4) полное содействие в трудоустройстве и даже переобучении,
5) социальная защищенность как у граждан РФ.
В дальнейшем у мигрантов появляется право в упрощенном порядке получить вид на жительство и российское гражданство.[14]
Таким образом, официальное устройство на работу является огромной проблемой, которую сам беженец и вынужденный переселенец не может решить без помощи миграционных служб, центров занятости, социальных организаций.
Порядок трудоустройства
Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть без дела на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, важно знать, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.
Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?
В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:
1. Организации, предприятия не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:
2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
4) копии регистрационных и учредительных документов организации.
Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.
2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает вУправлении Федеральной миграционной службы, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.
Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.
Почему происходит миграция в России
В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.
Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.
Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.
Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.
Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:
- неблагоприятная политическая обстановка в стране;
- упадок экономики;
- плохая экология;
- межнациональные разногласия;
- религиозные расхождения;
- психологические;
- межрасовые распри;
- гуманитарная помощь;
- правовые причины.
Научно-образовательныйпортал IQ
Говоря о стимулирования внутренней трудовой мобильности в РФ, Ж. Зайончковская заметила, что заявления о переселении работников из регионов с жесткой безработицей туда, где действительно нужны были трудовые ресурсы, натолкнулись на нежелание регионов принимать «гостей» (как выяснилось, больше всего работников требовалось в Московском регионе). С сожалением Зайончковская констатировала и неудачи программы поддержки малого бизнеса: «в условиях этого кризиса она могла бы дать реальные результаты».
Рекомендуем прочесть: Можно Ли Продать Квартиру С Несовершеннолетним Ребенком
Например, требуют совершенствования механизмы регистрации и постоянной прописки. Факультативное де-юре, это условие на практике становится камнем преткновения при трудоустройстве мигрантов, в том числе внутрироссийских, в получении ими полноценной медицинской помощи, банковских кредитов и т.д.
Виды миграций населения: классификация, причины
Миграционные процессы могут осуществляться как между странами, так и внутри самого государства. Если речь идет о пересечении границы, то выделяют понятия эмигрантов и иммигрантов. Эмигранты покидают свою страну, а иммигранты, наоборот, приезжают. Соотношение двух категорий мигрантов может коллосально влиять на численность отдельных областей и всего государства в целом.
Виды миграции населения могут быть разными. Поэтому причиной смены места жительства может быть нестабильная ситуация в стране, в том числе войны или очередной кризис. Также мигранты покидают свою страну из-за непригодных для них климатических условий, стихийных бедствий и других природных аномалий.
Миграционное положение в России
Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.
Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.
Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.
Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.
Миграция населения в разных ее проявлениях существовала испокон веков, ведь недаром в исторической науке существует даже условное название «Великое переселение народов» – период с IV по VII веков, когда народы с периферии Римской империи перемещались в метрополию. А вот поводом для возникновения данного процесса всегда выступали совершенно разные явления в обществе и природе. На заре человечества таковыми служили в большинстве случаев природные катаклизмы и стремление найти иной регион с лучшим возможностями для пропитания и обустройства, в настоящее время к этому стоит добавить политические катаклизмы и желание человека реализовать себя в профессиональном плане.
Желающих переехать в Россию сегодня немало и процессы миграции не обошли ее стороной. В настоящее время трудно найти россиянина, который не знал, кто такие иммигранты в России, так огромная часть экономики развивается с их помощью. Необходимость в приросте населения заставляет государство предпринимать меры по привлечению иностранных граждан. Потеря собственного населения компенсируется за счет мигрантов, чем и обеспечивается развитие экономики и предотвращение демографического кризиса.
Международные эксперты признают, что российские иммиграционные законы довольно совершенны. Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.
Все процессы миграции можно разделить на внешние и внутренние. К внутренней миграции населения относят переселение в пределах одного государства между регионами.
Разделение производится по типу перемещения:
- из города в село;
- из города в город;
- из села в город;
- из села в село.
Внешняя или международная миграция — смена места жительства людей с пересечением государственных границ.
Она может быть:
- внутриконтинентальной;
- межконтинентальной.
Миграция может быть разделена по временным признакам в виде следующей классификации:
- Постоянная (безвозвратная). Представляет собой смену места жительства и/или гражданства. Именно этот ряд исследователей называют полноценной. Она всегда отвечает сразу двум условиям: перемещение совершается из одного наследного пункта в другой и этому сопутствует смена места проживания. Постоянная миграция — это важный источник создания постоянного состава населения заселяемой страны.
- Сезонная миграция — непостоянное перемещение трудоспособного населения на место временной работы и жительства. Сезонные мигранты обычно переселяются на срок в несколько месяцев (сезон) и удовлетворяют потребности в рабочей силе в странах с неравномерной по времени потребностью в трудовых ресурсах. Областями, нуждающимися в сезонных работниках, традиционно считаются сельское хозяйство, лесозаготовка, рыбодобывающая и другие.
- Маятниковая — регулярные поездки (ежедневные или еженедельные) до места работы, расположенного в населенном пункте, отличном от места жительства. Наибольшее распространение подобное перемещение приобрело на территориях близлежащих с крупными городами. Люди, совершающие подобную миграцию, закрывают потребность больших городов в трудовых ресурсах, в случае, если местное население не может этого сделать. Кроме того, удовлетворяется потребность в выборе рабочих мест для жителей небольших поселений.
- Эпизодическая. Представляет туристические, деловые и другие поездки, совершающиеся нерегулярно и по разным направлениям. Данный тип миграции превосходит по своим масштабам все остальные, но до сих пор остается малоизученным.
Миграция (от лат. migratio — перемещение, переселение) — любое территориальное перемещение (переселение), совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
Выделяют четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Они специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует разные цели: трудоустройство, улучшение экономического состояния, религиозные, политические, национальные и т.д. Безвозвратный вид миграции сопровождается перемещением населения из одних населенных пунктов в другие и сменой постоянного места жительства. Сезонные миграции населения — это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства.
Они в большинстве своем имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отрасли с сезонным характером производства. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не регулярно по времени и не обязательно по одним и тем же направлениям.
В зависимости от продолжительности различают миграцию временную, долгосрочную и постоянную; в зависимости от географических факторов — региональную, приграничную, маятниковую, транзитную; в зависимости от административ- но-правового регулирования — добровольную, легальную, нелегальную, высылку, депортацию, переселение и реэмиграцию. В последние годы все более дает о себе знать тенденция к стиранию различий между отдельными формами миграции. Происходит своего рода взаимопроникновение разных форм миграции, границы между ними становятся менее четкими, размываются. Например, сезонный выезд по вербовке может превратиться в долгосрочную миграцию, нелегальная миграция может стать легальной после получения соответствующего разрешения на пребывание в стране.
Иммиграция населения — въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой страны, эмиграция — выезд граждан из страны постоянного проживания. Миграция обусловлена рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем), военными (захват чужих земель и их военная колонизация), политическими (бегство от политических, национальных, религиозных, расовых и других преследований) и т.д. Иммиграция населения сыграла важную роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира.
Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление туда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.
Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иммигрантов нередко ухудшается криминогенная обстановка. Иммигранты стараются как можно дольше задержаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику, включая торговлю оружием и наркотиками.
В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная интеллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контингенты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации разных профессий и специальностей: спортсмены, тренеры, артисты, художники, писатели, композиторы, музыканты. Но самым мощным является процесс миграции научных кадров, преподавателей, студентов и аспирантов. Только современная русскоязычная «научная диаспора» составляет сейчас не менее 250 тыс. чел. Заметно возросла активность стран третьего мира в привлечении ученых и профессорско-преподавательского состава, которые в отличие от высокоразвитых стран готовы принимать научные кадры не только высшей, но и средней квалификации.
Одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы заключается в том, что развивающиеся страны привлекают высококвалифицированных специалистов из развитых стран, обеспечивая высокий уровень их доходов (Арабские Эмираты, Китай и др.), с другой стороны, аналогичный по профессиональному составу и квалификационному уровню миграционный поток направляется из развивающихся стран в развитые страны. Наибольшим спросом в интеллектуальной миграции пользуются специалисты в тех научных сферах, которые определяют современные тенденции развития современной науки и технологии: математика, вычислительная техника, физика, химия, биология, космические исследования.
Определить объемы международной миграции довольно трудно .
Для этого чаще всего используются показатели, фиксируемые в платежном балансе:
1) трудовой доход, включающий зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные лицами-нерезидентами (частные лица, находящиеся в стране менее 1 года);
2) переводы работников — пересылка денег и товаров (их оценочная стоимость) мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине;
3) оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну.
Во втором и третьем вариантах учитываются как нерезиденты, так и резиденты (лица, получившие вид на жительство и прожившие в стране более 1 года). Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов. На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода нерезидентам и 2/3 всех частных переводов. Наиболее крупные миграционные потоки приходятся на такие развитые страны, как США, Германия, Япония, Великобритания.
Распад СССР, региональные конфликты, перекосы в национальной политике вызвали серьезные миграционные процессы. По прогнозам Федеральной миграционной службы (ФМС), в ближайшие годы ожидается переселение 400 тыс. человек из Закавказья, почти 2 млн — из Средней Азии, примерно 200 тыс. — из стран Балтики. Общая миграция составит 2-3 млн человек. Эти цифры включают только лиц, въезжающих в Россию на постоянное жительство (иммигранты), без учета так называемых «транзитных мигрантов», направляющихся через Россию в третьи страны. Конечно, в настоящее время происходят и обратные процессы, но число лиц, покидающих страну (эмигранты), несопоставимо меньше.
По прогнозам Минтруда России, эмиграция трудовых ресурсов в ближайшие годы составит не более 1 млн чел. Это обусловлено слабым развитием служб трудоустройства российских граждан за рубежом, ограниченной емкостью рынков труда развитых стран, языковым барьером, непризнанием большинством стран мира российских дипломов о высшем образовании. Однако вхождение России в Болонский процесс и ВТО может существенно изменить эти прогнозы, приводя к повышению уровня эмиграции до 4-5 млн чел. По расчетам экономистов, экспорт трудовых ресурсов в объеме 1-1,5 млн человек мог бы обеспечить приток в Россию до 10-20 млрд долларов ежегодно.
Внешняя трудовая миграция в России на легальной основе составляет примерно 300 тыс. человек в год, из которых 68 % приходится на Украину, Белоруссию, Турцию, Китай и КНДР. Высокий масштаб нелегальной трудовой миграции, в последнее десятилетие значительно превышающий легальную, заставил принять более жесткие законы контроля миграционных потоков в стране.
Впервые с 2013 года в России отмечен прирост миграции :: Политика :: РБК
Анализируя абсолютные показатели, авторы доклада отмечают, что за последние три года, начиная с максимального по объемам миграции 2014 года, численность граждан из основных стран — доноров трудовой миграции снизилась. Из Узбекистана — более чем на 30% в сравнении с 2014 годом, Таджикистана — на 13%. За три года сократилась численность мигрантов из Азербайджана и Молдавии.
По словам директора программ международного альянса «Трудовая миграция» Сергея Болдырева, количество мигрантов из СНГ в России снизилось в январе 2017 года на 5% по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 8,2 млн человек до 8,1 млн).
Тем не менее доля граждан СНГ среди всех пребывающих иностранцев держится на отметке 85%, отмечается в докладе. По-прежнему не происходит восстановление докризисного уровня численности иностранцев из развитых стран Запада, отмечают эксперты.
Снижение нетто-миграции со странами дальнего зарубежья особенно заметно после всплеска в 2011–2013 годах. Если в 2012 и 2013 годах нетто-миграция с этими странами превышала 20 тыс. человек, то с 2014 года она составляла 10 и менее тыс. человек.
Современные тенденции международного перемещения
До Второй Мировой Войны главными центрами международной миграции считались Канада, США, Южная Африка, Бразилия и Австралия. Затем межконтинентальная миграция сменилась внутриконтинентальной. Центром главных стремлений для переселенцев стала Центральная Европа. Она приютила более 12 млн иностранных граждан. Главными поставщиками рабочих стали Италия, Греция, Испания, Югославия и Португалия.
И сегодня очень привлекательными для эмигрантов остаются Канада и США. На их землях трудятся более 6 млн иностранцев.
Политические события, произошедшие в Восточной Европе, также спровоцировали волну внешней миграции. Можно вспомнить примеры миграции населения из ГДР, СССР и Восточной Европы в ФРГ, когда эта страна приняла около 2 млн немцев.
Сейчас увеличилось число эмигрантов из тех стран, где есть зоны неразрешимых территориальных конфликтов. Побудительные причины миграции в этом случае очевидны: жители этих стран покидают область военных действий, чтобы спасти свою жизнь, вывезти семью в безопасное место и обрести желанную экономическую стабильность.
Смена места жительства с нарушением миграционного законодательства принимающей страны считается нелегальной миграцией. Причины миграции населения в этом случае заключаются в желании срочно покинуть место военных действий, избежать голода и нищеты, скрыться от наказания за преступление или спастись от репрессий. В первую очередь от нелегального переселения страдают приграничные регионы соседних стран.
При этом нелегальными мигрантами считаются такие категории граждан:
- люди, попавшие в страну по фальшивым документам или без паспорта;
- подделавшие право на посещение страны;
- имеющие просроченную визу;
- не покинувшие страну после завершения учебы;
- находящиеся в стране по недействительному трудовому договору.
Некоторые страны не дают гражданства детям, рожденным иностранцами. Законодательство Российской Федерации дает ВНЖ детям иностранцев, если ребенок не может получить гражданство страны, из которой приехали его родители.
Сегодня центральную Европу заполнили нелегальные мигранты, покинувшие зону боевых действий в Странах Азии, Африки и Ближнего Востока.