Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод по-мусульмански: о чем должны знать муж и жена?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.
Как происходит мужчин
У талак в мусульманских странах больше прав, чаще поэтому разводы инициируются именно с их стороны — им исполнить проще процедуру и получить одобрение официальных Фактически. органов, чтобы избавиться от жены, мужу трижды следует произнести «талак», что значит «я тобой с развожусь». Но слова должны прозвучать не сразу, а промежутки через: 1 раз в цикл менструации у женщины, то примерно есть раз в месяц (в итоге как проходит и раз тот самый трехмесячный период, раздумья на отведенный).
В исламе предусмотрено два вида инициативе по развода мужа: талак раджгий и талак первом. В баин случае супруги после прекращения имеют брака право снова сойтись со временем, а развестись потом (и сойтись снова) еще два втором. Во раза случае расставание будет уже Процедура.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ
«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (Бейхакы 14915).
При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.
На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:
سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَقَالَ: هَلْ تَعْرِفُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ ؟ فَإِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَسَأَلَ عُمَرُ النَّبِىَّ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- فَأَمَرَهُ أَنْ يُرَاجِعَهَا. قَالَ: قُلْتُ: فَيُعْتَدُّ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ ؟ قَالَ: فَمَهْ أَرَأَيْتَ إِنْ عَجَزَ وَاسْتَحْمَقَ؟
«(Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и он сказал:
«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её»».
(Юнус ибн Джубайр) сказал: «Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!»» (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).
Муж также имеет право разводиться с беременной женой на любом из этапов беременности, на что указывает другая версия хадиса.
Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً
«Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной»
(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).
Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
رَاجِعِ امْرَأَتَكَ
«Верни свою жену!».
Тогда тот сказал:
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
«Поистине, я дал ей развод трижды».
Пророк ﷺ сказал:
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».
Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَهِمَا عَلَيْهِ
«Тяните жребий».
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).
Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.
Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.
В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.
Развод в руках мужа — почему?
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Д) Определение совершеннолетия
Принцип определения совершеннолетия, по шариату, достаточно прост. Учитывая отсутствие общего мнения в этом вопросе среди ведущих мазхабов как суннитского, так и шиитского направления, признаки достижения совершеннолетия сводятся к следующему:
Вырастание грубых волос в нижней части живота
Выделение семени
Достижение 15 лет для мальчиков и 9 лет для девочек
При этом появление волос на лице, груди, подмышками, а также «ломание» голоса по шариату не относится к признакам, указывающим на наступление совершеннолетия. Персидский поэт XII века Саади Ширази, помимо указанных признаков, главным свойством совершеннолетия называл богоугождение. Не проходящий же по этому признаку не является совершеннолетним.
По наступлении совершеннолетия человек становится мукаллафом, то есть шариатообязанным, и должен сознательно подчинить себя требованиям всего «божественного закона». Естественно, в случае нарушения норм ислама, совершеннолетний уже будет подлежать взысканию как после смерти (в жизни дальней), так и здесь (в жизни ближайшей) соответственно степени и природе преступления.
Совершеннолетними считаются люди в возрасте от 16 до 34 лет; возраст от 34 до 51 года носит название «кухул» (взрослый, средних лет), термин «шейх» употребляется для обозначения более пожилого возраста.
Развод в исламе по желанию жены
Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов. Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна. Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы.
Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.
Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей. Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения.
Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины. Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье. Россия – светское государство.
Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.
Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки). В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.
Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.
Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества. В силу этого женщина в исламе – вещь покупная.
Что говорят мусульмане при разводе
Вся Хвала Аллаху. Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно. Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.
Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. С самых юных лет каждая девушка мечтает выйти замуж.
Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»).
Как происходит развод в Исламе?
Развод по обычаям Ислама
Ислам – вторая по распространенности религия на территории России.
Столетиями православие и ислам существуют бок о бок также, как и представители народов, для которых традиционная религия является необходимым элементом осознания своей принадлежности к этносу. Несмотря на многовековой тесный контакт представителей ислама и христианства, многие имея друзей или даже супругов, приверженцев иной конфессии, мало знают о традициях и законах, которыми руководствуются мусульмане в повседневной жизни.
Почти ничего не известно о том, как происходит развод по мусульманским обычаям. И если для живущих в России законы Шариата не более чем этнографический опус, то для барышень, поддавшихся соблазну разделить судьбу со жгучим арабским или турецким брюнетом, сразу же после того, как они пересекают границу России – становятся насущной необходимостью.
В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо. Эти же постулаты касаются и брачных обрядов и церемоний.
Не смотря на строгость многих требований к повседневной жизни, ислам (но не народные традиции и обряды) очень лояльно относится к разводу.
Причем инициаторами развода могут выступить как женщина, так и мужчина. Причем какой-либо процедуры, требующей присутствия посторонних лиц или фиксации факта расторжения брака в исламе не требуется.
Супруги по собственной инициативе, самостоятельно «разводятся», объявляя об этом второму супругу. Причем занятной особенностью является многократность, то есть возможность для мужчины «отыграть» назад и вернуть жену в лоно семьи.
Совершить ошибку с поспешным объявлением жене «талак» можно двукратно.
В это время жена считается как бы отлученной от мужа, но не утратившей с ним связь окончательно. Называется этот период «идда». Своеобразный испытательный срок и время на то, чтобы супруги остыли от излишних эмоций и привели в норму свои взаимные чувства.
Или напротив – приняли окончательное решение о необходимости развестись окончательно. Существует забавные, с точки зрения современного человека, ограничения, связанные с физиологией женского организма.
Мужчина не может объявить жене о разводе, когда у барышни наступила менструация (хайд) или не прошло кровотечение после родов (нифас). Если с мужчинами-мусульманами все относительно просто – сказал три раза «талак» и жена уже больше не жена.
Передумал на досуге – вернул жену в постель, вступил с ней в близость – и она снова жена. Женщине-мусульманке развестись можно, но сделать это гораздо сложнее.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.
Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.
Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.
Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.
Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
Преступление и наказание по законам Ману
Что касательно брачно-семейных отношений, то в Древней Индии довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, причем в этих статьях большое значение придается кастовым различиям.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».
Вместе с тем при определении наказание за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.
Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже не применялась.