Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работает система Платон на грузовых автомобилях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это компании, а также индивидуальные предприниматели, которые осуществляют грузоперевозки. Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд, необходимо определить показатель её допустимой максимальной массы (ДММ). В этом помогут технические и регистрационные документы на машину. Показатель ДММ не должен превышать 12 тонн. Если автомобильное средство представляет собой систему из нескольких частей (например, тягача и прицепа, движущихся как одно целое), то общая ДММ рассчитывается как сумма ДММ составляющих частей.
Кто должен вносить плату за проезд в системе «Платон»?
Есть транспорт, который не попадает под действие системы «Платон». Можно не вносить оплату за проезд по магистралям за следующие автомобили (даже если их ДММ больше 12 тонн):
- спецтранспорт, оборудованный приборами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, т.е. машины полиции, пожарной охраны, скорой медпомощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции;
- спецтранспорт, который перевозит вооружение и военную технику;
- автотранспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автофургонов.
Что фиксирует камера Платон и почему ее так боятся водители?
Пользоаться ей стало невозможно. Интернет по трассам не везде есть, в старой версии можно было заранее посмотреть координаты рамок, забить их в навигатор и спокойно ехать. А как теперь это сделать? Появилось много рамок там где их никогда небыло и нет, это зачем нужно? Приложение сейчас работает только в вертикальном положении, а у меня планшет встроен в панель в горизонтальном положении.
Сведения с устройства передаются в центр системы непрерывно; автоматически списываются со счета деньги за проезд только по федеральным дорогам.
С 2015 года все владельцы транспортных средств с массой свыше 12 тонн проводят оплату за проезд по дорогам общего пользования и федерального значения через систему Платон.
Справка! Ответственность за достоверность информации о себе и транспортном средстве лежит на лице, регистрирующемся на сайте.
Водитель модифицированного тягача Western Star устроил показательное шоу с кучей черного и белого дыма.
Как оплатить водителю
Для водителей оплата проезда возможна в центрах системы «Платон», через сайт системы и через терминалы. Кроме того, оплатить проезд можно через бортовое устройство и маршрутную карту, это два варианта осуществления контроля за движением автомобиля.
Бортовое устройство – небольших размеров приспособление, которое без труда устанавливается на лобовое стекло кабины. Но нельзя размещать устройство в обогреваемой зоне стекла.
Бесплатно через центры системы «Платон» будет распространено 2 миллиона таких устройств. Для получения нужно в офисе системы зарегистрироваться, подписать договор и получить устройство.
Сведения с устройства передаются в центр системы непрерывно; автоматически списываются со счета деньги за проезд только по федеральным дорогам.
Существует еще способ оплаты с помощью маршрутной карты. Оформляют карту также в офисе системы «Платон», есть возможность оформить и через терминал. В карте указывают пункты отправления и назначения, промежуточные – при их наличии. Вносятся сведения об автомобиле и водителе для контроля передвижения.
Существует разница в использовании бортового устройства по сравнению с маршрутной картой. Карта предполагает передвижение по фиксированному маршруту, устройство позволяет маршрут выбирать и корректировать. Порой такие преимущества дорогого стоят, особенно в случае дорожных пробок.
Бортовое устройство Платон будет выдаваться бесплатно
Введут ли в будущем и когда?
Умышленным сокрытием считается закрытие знака или символа знака бумагой, светоотражающей пленкой, шторкой, а также случаи, когда номер перевернут или оборудован рамкой, меняющей наклон знака или вовсе его скрывающей. Стоимость такого оборудования варьируется и зависит от предпочтений и возможностей автовладельца: от тысячи рублей за плёнку до 4 тысяч за откидную рамку.
И одной из таковых провокаций, как сообщил начальник НЦУО Михаил Мизинцев, стал подрыв цистерны в районе населенного пункта Долгенькое Харьковской области представителями ВФУ совместно с СБУ. В цистерне, как предполагается, находилась аммиачная селитра.
Сегодня, 15 марта 2022 года, партия «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о полной отмене системы «Платон» в России.
По маршрутной карте заплатить можно через:
- личный кабинет;
- расчетную запись;
- приложение;
- терминалы самообслуживания и партнеров: Сбербанк, QIWI, МКБ, сеть Связной, Элекснет;
- сервис МОБИ.Деньги;
- Центр обслуживания клиентов.
Решение Минтранса по системе «Платон»
Но немного надо подправить некоторые моменты. Например, невозможно на пути следования ставить точки пути, что бы навигатор не вёл своей дорогой. Из за этого постоянно приходится заново перепрокладывать маршрут. Не показывает пробки. Одним словом мало функционала.
Сейчас тариф составляет 1,5293 рублей за каждый пройденный километр. В ближайшие два года планируется поэтапная индексация до платы 3,06 рублей за километр. Но как зафиксировать точное количество пройденных километров, чтобы рассчитать размер платы?
Компания «МЕТРИКА» заявила о себе на рынке систем спутникового мониторинга транспорта в 2011 году. Команда профессиональных IT-программистов и разработчиков совместно с группой инженеров радиоэлектронного производства предложила эффективную и доступную по цене систему спутникового мониторинга.
Расценка первоначально установлена 3,75 рубля за каждый километр, преодоленный по такой дороге; рассматривается возможность снижения.
Полученные средства регулярно поступают в Федеральный бюджет и расходуются исключительно на улучшение автодорог, дорожно-транспортной структуры и строительно-ремонтные работы.
Рамки весового контроля — весовые рамки на карте России
Самый очевидный способ, если автомобиль редко выезжает на федеральные трассы. Эта тактика работает благодаря очередной бюрократической неразберихе. В основе ее “Закон о персональных данных” и несогласованность действий ГИБДД и Ространснадзора.
С 2018 года штрафовать нарушителей может только Ространснадзор, однако доступ у структуры есть только к базе с зарегистрированными перевозчиками. При регистрации в системе необходимо внести персональные данные и согласиться на их обработку, если этого не сделано, то, соответственно и в базе их быть не может. В результате Ространснадзор штраф выписать может, а вот кому отправить – не понятно. Вот почему некоторые владельцы большегрузов не спешат регистрироваться в «Платоне».
Для того, чтобы на короткое время вывести прибор из строя, водители используют алюминиевую кастрюлю или фольгу. Перед рамками и камерами импровизированный глушитель снимается, а после контрольных точек – датчик снова накрыт.
Современный и технологичный вариант глушения сигнала. Водители приобретают специальные глушилки, которые подходят под марку бортового устройства и его частоту. Глушилки отличаются друг от друга радиусом подавления сигнала, размерами и, соответственно, стоимостью. Наибольшей популярностью пользуются модели, работающие от прикуривателя, с двумя антеннами, стоимостью порядка 2 тысяч рублей.
Поскольку к административной ответственности привлекаются лица, на которых грузовой автомобиль зарегистрирован, небольшие перевозчики нередко прибегают к следующей хитрости: переоформление фуры на физические лица без официальной недвижимости, личного автомобиля и постоянной работы.
Подставной владелец не оплачивает штрафы и дожидается передачи дела судебным приставам, после чего оплачивает небольшую часть задолженности, чтобы фуру не арестовали. Приставы отпускают транспорт и дожидаются новых постановлений о наказании официального владельца. Наемные водители от наказания освобождаются.
Система взимания платы Платон появилась в связи с возникшей необходимостью восстанавливать дороги федерального значения. Взимаемых налогов с транзитного транспорта и грузовиков не хватало.
С 2015 года все владельцы транспортных средств с массой свыше 12 тонн проводят оплату за проезд по дорогам общего пользования и федерального значения через систему Платон. Для этого предусмотрено два вида взаимодействия:
- по маршрутному листу без установки навигационного оборудования;
- исключительно по данным специализированного бортового оборудования.
О том что владельцы грузовиков с массой выше 12 тонн должны проводить оплату за проезд по федеральным трассам общего пользования, говориться в пп. 2, п. 1 ст. 29 ФЗ-257 от 08 ноября 2007 года.
Использование глушилок
Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.
Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.
Система взимания платы с грузовых машин тоннажностью выше 12 единиц Платон начала работать с 2015 года. С этого времени для всех транспортных средств, входящих в список, установлен базовый тариф в 3 рубля 75 копеек за один километр проезда по федеральной трассе. Но в разные периоды действовал свой понижающий коэффициент.
Период | Понижающий коэффициент | Накопленный индекс потребительских цен (%) | Размер платы с учётом коэффициента и индексации цен |
15.11.2015 – 14.04.2017 | 0.41 | нет | 1.53 |
15.04.2017 – 02.07.2019 | 0.51 | нет | 1.9 |
03.07.2019 * – 31.01.2020 | 0.51 | 107.48 | 2.04 |
01.02.2020 – 31.01.2021 | 0.51 | 115.6 | 2.2 |
Оплата дорог: система Платон не дремлет
Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам автомобилями с грузоподъемностью более 12 тонн, было бы наивно, поэтому основной задачей, поставленной перед специалистами, было внедрение надежной системы контроля. Принцип действия достаточно прост: получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы в зависимости от пробега по федеральным трассам.
По замыслу разработчиков, каждый большегрузный автомобиль должен быть оснащен бортовым устройством – БУ 1201. Перемещение фиксируют спутниковые навигационные системы: GSM и ГЛОНАСС; для повышения точности предусмотрена двухсистемность.
Контроль передвижения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, установленные на федеральных трассах, а также специализированными магазинами, оснащенными соответствующим оборудованием. Планируется, что к лету следующего количество рамок возрастет до 481 (в настоящее время работают не больше сотни). Около 100 автомобилей с оборудованием для контроля постоянно меняют дислокацию, поэтому обхитрить систему «Платон» для большегрузов вряд ли удастся.
Карта федеральных дорог России в системе «Платон»
На официальном сайте системы «Платон» вы можете посмотреть актуальную для 2017 года карту федеральных дорог России с отображением трасс, а также расположением центров обслуживания и терминалов системы. На карте «Платон» федеральные дороги России обозначены все, за движение по которым необходимо вносить плату.
Сейчас тариф составляет 1,5293 рублей за каждый пройденный километр. В ближайшие два года планируется поэтапная индексация до платы 3,06 рублей за километр. Но как зафиксировать точное количество пройденных километров, чтобы рассчитать размер платы? Для этого на транспортное средство устанавливается специальное бортовое устройство. Каждое устройство закрепляется за определенным транспортным средством и не может эксплуатироваться на другом автомобиле. При помощи технологий спутниковой навигации бортовое устройство позволяет установить точный маршрут движения большегруза по трассам общего пользования и рассчитать плату в систему.
Бортовое устройство «Платон» можно получить бесплатно в Центре поддержки пользователей. Для этого необходимо быть зарегистрированным в реестре системы и подписать с оператором договор на безвозмездное пользование устройством. Альтернативный вариант рассчитать плату – оформить у оператора «Платон» маршрутную карту. При оформлении карты необходимо предоставить точную информацию о маршруте автомобиля – начало и конец маршрута, промежуточные точки, дату и время движения. Маршрутная карта оформляется перед поездкой.
Использовать бортовое устройство в работе удобнее, чем пользоваться маршрутными картами: плата рассчитывается в автоматическом режиме, большое количество способов оплаты, при необходимости можно изменить маршрут транспортного средства. При помощи бортового устройства, которое установлено в кабине автомобиля, при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и в определенные временные промежутки через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных. В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, система не включает данные участки пути в расчет платы.
Система представляет собой технологию контроля перевоза грузов по дорогам федерального уровня. Она позволяет идентифицировать владельца автомобиля определенной грузоподъемности, а также осуществлять мероприятия по взысканию с него полагающихся средств.
Справка: название «Платон» представляет собой сокращение от словосочетания «плата за тонны». Оно ярко выражает суть проекта — справедливое распределение ответственности между автовладельцами за состояние дорожного полотна.
Методика предполагает следующие вещи:
- Разделение автотранспортных средств по их тоннажу.
- Взимание платы с владельцев большегрузов.
- Организацию системы контроля:
- за использованием транспортной инфраструктуры федерального уровня;
- за внесением обязательных платежей.
Платон: какие машины «под прицелом»?
Под действие системы Платон попадают машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Минимальный весовой порог выбран не случайно: по мнению дорожных специалистов, именно эти транспортные средства сильнее всего разрушают дорожное покрытие. По оценкам экспертов, в России зарегистрировано более двух миллионов автомобилей, попадающих в эту категорию. В ближайщее время предполагается распространить действие системы на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с.
Как и любое правило, ПЛАТОН также предполагает некоторые исключения. Плата за причиненный вред не взимается со следующих транспортных средств:
- автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок;
- техники, оборудованной устройствами подачи спецсигналов (пожарная охрана, аварийно-спасательные службы, спецтехника МЧС и т.п.);
- военной самоходной техники и транспортных средств, перевозящих вооружение.
Периодически возникают споры по автомобилям с прицепами. Здесь действует следующий принцип: если одна из составных единиц автопоезда имеет грузоподъемность более 12 тонн, платить все-таки придется.
Платон взвесит всех: на трассах установят автоматические весы
Статья 31.1 Федерального закона от 08.11.
2007 № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации” устанавливает необходимость внесения платежа за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, используя термин “плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. В рамках реализации этого положения и была задумана система “Платон” (сокращение от слов “плата за тонны” – российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн) и представляет собой бортовые устройства и сторонние бортовые устройства, которые обеспечивают при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS сбор, хранение и передачу данных о местоположении транспортного средства.
Нарушением является движение автомобиля, имеющего разрешенную максимальную массу более 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения:
-
при выключенном бортовом устройстве;
-
при неисправном бортовом устройстве и без оформления маршрутной карты;
-
без бортового устройства и без маршрутной карты;
-
в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют оформленной маршрутной карте;
-
с использованной маршрутной картой;
-
с бортовым устройством при отсутствии денежных средств, внесенных на расчетную запись (за исключением случаев, когда была оформлена отсрочка по внесению платы); при невнесении в полном объеме в установленный срок платы, в отношении которой была оформлена отсрочка.
При фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами — лицо может быть оштрафовано один раз в течение суток.
Узнать о штрафе за нарушение системы “Платон” владелец грузового транспортного средства может когда получит по месту жительства “письмо счастья”.
Для удобства владельцев транспортных средств в ближайшее время на сайте Ространснадзора будет реализован функционал по скачиванию копии постановления и фотоматериала.
Но если на авто работает наемный водитель или оно в аренде, то быстро узнать о наличии штарфа можно воспользовавшись электронными сервисами.
Проверить штрафы через интернет можно через:
Узнать это довольно просто по гос. номеру автомобиля – на сайте Ространснадзора есть специальный сервис. Достаточно:
- Перейти на страницу «Платона».
- В нижней части экрана найти кнопку «Проверить штрафы».
- Если под «Проверкой штрафа» нет полей для ввода данных, кликните по кнопке. Если ввод информации доступен, переходите к следующему шагу.
- Выберите тип владельца ТС: физическое или юридическое лицо.
- Для физических лиц вносятся данные (оба поля обязательны):
- Номер СТС.
- Государственный номер авто.
- Для юр. лица:
- ИНН владельца (обязательно).
- Номер авто (необязательно).
- Введите капчу, нажмите «Проверить», и получите результаты.
С момента ввода в действия подобной системы было проведено множество протестов водителей грузовых фур и дальнобойщиков. Большая стоимость проезда практически перекрыла их доход от перевозок. Многие мелкие фирмы ушли с рынка перевозок из-за низкой рентабельности их деятельности.
Основными претензиями к системе является отсутствие должного улучшения качества дорог в короткие сроки. При этом растет себестоимость товаров, в которую включают затраты на проезд. СМИ активно освящала в прессе этот вопрос, что сыграло немаловажную роль в снижении тарифов и размеров штрафов.
- Перейти на сайт системы «Платон».
- Зайти в «Личный кабинет», кликнуть на вкладку «Зарегистрироваться».
- В выпавшем окне «Резидентство владельца ТС» и «Тип владельца ТС».
- В окне «Основная информация о Владельце ТС» прописать: данные о физическом лице, адрес по месту регистрации, адрес местонахождения.
- В блоке «Банковские реквизиты» указать: наименование банка получателя, SWIFT, расчётный счёт и наименование получателя.
- Следующим шагом, необходимо заполнить «Данные главного менеджера ВТС». Это заполняют менеджеры, которые будут осуществлять взимание платы. Они ставят флажок напротив «Я являюсь регистрируемым физическим лицом». Если доверитель представляет интересы владельца ТС, то он также вводить свои контактные данные (Ф.И.О, электронную почту, номер мобильного).
- Следующий блок – «Пароль для доступа в личный кабинет». Нужно придумать пароль и ответить на контрольный вопрос.
- Поле «Данные транспортного средства». Здесь следует заполнить: страну, номер СТС, идентификационный номер, государственный регистрационный знак, дату выдачи СТС и загрузить копию свидетельства о регистрации ТС.
- Далее, указывается: тип, марка, модель ТС и основания владения.
- Последним шагом является загрузка документов.
После заполненных полей и загрузки документов, необходимо активировать электронный адрес, указанный при регистрации. Для этого нужно, зайти на почту и перейти в полученном письме по ссылке. При удачной верификации, появится вкладка «Учётная запись подтверждена». Система «Платон» обработает информацию, и отправить письмо на почту с данными для входа на сайт. Теперь можно производить оплату на восстановление дорог.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» движением без внесения платы считается:
- движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве, а также если срок службы таких устройств истек, либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты;
- движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты;
- движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;
- продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы;
- движение ТС, владельцем которого предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж.
Ответственность Владельца транспортного средства за несоблюдение требований законодательства о внесении платы определена статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ: Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа:
— на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам; | в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей |
— на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам | в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей |
Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»
Рассказываем, как не платить за «Платон».
Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.
Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.
Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.
Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.
Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.
Что будет, если не платить штраф за «Платон». Этот штраф такой же, как и любой административный, необходимо оплатить в первые 70 дней со дня постановления. Если этого не сделать, штраф из Ространснадзора передадут в ФССП. Приставы вправе принудительно взыскать сумму штрафа со счета компании.