Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто кого должен пропускать при выезде из двора?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.
Кто уступает дорогу во дворе
ПДД регламентируют в основном движение по дорогам, и очень немного места в них уделяется прилегающим территориям, в частности дворам. Тем не менее свои правила проезда есть и здесь. Главная проблема – кто кому обязан уступить путь. Ведь во дворах полосы довольно узкие, часто проехать одновременно двум автомобилям невозможно. Приоритет в движении устанавливается в зависимости от его направления относительно прилегающей территории:
- Если это выезд со двора, кто должен уступить дорогу, нужно смотреть в пункте 8.3 ПДД. Он диктует необходимость пропустить транспортные средства, уже едущие по ней. Это касается не только автомобилей, но и велосипедов. Неважно, в каком направлении они едут – слева направо или наоборот. Тот, кто намеревается выбраться с прилегающей территории на проезжую часть, должен подождать. При этом автомобилю следует держаться крайне правой стороны своей полосы.
- Если необходимо осуществить въезд во двор, кто уступает дорогу, определяется второй частью того же пункта Правил. В соответствии с ним этот автомобиль имеет преимущество перед тем, который покидает прилегающую территорию. Но и он должен уступить, если перед ним велосипедист. При этом не имеет значения, куда едет двухколесный транспорт. Ему дается преимущество перед въезжающей во двор машиной в любом случае.
Если ни у кого нет явного преимущества при въезде и выезде
Иногда автомобили встречаются уже во дворе, когда оба оказываются на прилегающей территории. И в этом случае выяснить, кому принадлежит приоритет в движении, нельзя. А продолжить путь необходимо, но просто проехать мимо друг друга не удается из-за узости пространства. В таком случае кто уступает дорогу во дворе, определяется условиями безопасности для обоих водителей, ТС и здравым смыслом.
Если у одного из автомобилей есть возможность дать задний ход, следует так и сделать, чтобы второй проехал. Уступить должен также тот, кто может свернуть в сторону и там подождать, пока оппонент покинет узкий участок. Если встретились внедорожник и «легковушка», первый может заехать на расположенную высоко обочину или переместиться на грунтовку, чтобы дать проезд второй машине.
Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор
Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.
По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.
Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.
Чтобы лучше понять, как работает это правило, лучше рассмотреть конкретные примеры, они помогут понять, как вести себя в спорных ситуациях.
- Простой пример: автомобиль выезжает из арки жилого дома, как понять, считается ли это прилегающей зоной? Здесь разобраться довольно просто, так как в правилах ясно сказано, что двор жилого дома принадлежит к категории прилегающих территорий.
- Еще одна распространенная ситуация – во двор одновременно хотят заехать две машины, одна уже начала маневр и заехала на дворовую зону. И тут из неё выезжает другой автомобиль, пытаясь выехать – что делать в такой ситуации, кто и кому должен уступать? Это ситуация «встречного разъезда», и в правилах нет конкретной информации на этот счет, водителям придется разбираться самостоятельно. Поэтому очень важно перед заездом во двор выпустить все автомобили и только потом заезжать самому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации. Но если это всё же произошло, должен уступить тот водитель, у которого больше места для маневра и которому не будут мешать другие автомобили.
Как разъехаться во дворе
Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно. При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.
Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.
Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой. Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.
Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».
Выезд с прилегающей территории
Согласно общепринятым правилам, задуманные выезды с прилегающей территории, которая теоретически не является перекрёстком, не всегда бывает просто отличить и соответственно, выбрать верный вариант езды. Признаки прилегающей территории сводятся к следующим пунктам: отсутствие дорожных знаков (это свойственно исключительно пересечениям), всегда являться второстепенной дорогой, а при выезде с рассматриваемой зоны по пути вовсе не будет встречаться светофоров.
Автолюбитель, который желает научиться их различать, в первую очередь обязан вспомнить условную терминологию и основные признаки обоих локаций. Когда впереди находится обыкновенное пересечение трасс, где настроены светофоры и знаки, то водитель находится на перекрёстке. Согласно правилам, лишь на регулируемых перекрёстках и пешеходных переходах есть подобный контроль: располагать нечто аналогичное на прилегающей территории уже нельзя.
Как правильно въехать/выехать со двора и разъехаться в его пределах
Правила ДД противоречат этому мнению. В пункте 8.3 этого правового документа сказано, что все транспортные средства, за исключением специального транспорта, обязаны уступить дорогу пешеходу. При этом совершенно неважно направление его движения относительно прилегающей территории.
- Право на проезд имеет транспортное средство, которое уже начало передвижение. Сюда же относятся и велосипеды. Не берётся во внимание направление движения таких объектов.
- Если оба транспортных средства находятся в движении, то уступить право на проезд должен тот водитель, у которого имеется возможность сдать назад и освободить таким образом дорогу.
- Если одна из машин является джипом и ни у кого из водителей не имеется возможности включить задний ход, то автомобиль с высоким клиренсом может съехать на обочину, освободив таким образом проезд своему оппоненту.
Статус выезда с позиции ПДД
Нужно понять, является ли выезд из двора перекрестком. Здесь основным правовым документом будет именно ПДД.
Опираясь на правила, можно сказать, что все пространство, предназначенное для дорожного движения, имеет разделение на несколько категорий. Деление осуществляется в зависимости от назначения. Причем в ПДД нашлось место и для трактовки статуса выезда со двора.
Чтобы понять, выезд со двора перекресток или нет, нужно задуматься о следующих словах из ПДД:
Теперь самое интересное. Это обозначение ПДД для перекрестков. Согласно правилам, это место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Причем на одном уровне.
В ПДД также напрямую говорится о том, что выезд, осуществляемый с прилегающей территории, перекрестком считаться не может.
Потому те, кто думает, что выезд с прилегающей территории считается перекрестком, ошибаются. Он таковым не является, о чем и говорится в ПДД.
Выезд из двора считается выездом на дорогу, двигаясь с прилегающей территории
Важно лишь, что у территории не должно быть сквозного проезда, а также сам участок не предназначен для него
Бывают ситуации, когда жильцы своими силами закрывают сквозной проезд, используя бетонные блоки и другие ограждения. Но это незаконно. Подобные действия никак не отменяют статус территории по закону. Потому ограждение обязано быть демонтировано.
Если рассмотренные выше условия соблюдены, то перекрестком выезд со двора считаться не будет. Потому при выезде придется уступать всем, кто движется по автодороге. Даже при наличии знака «Уступи дорогу». А если стоит знак «Прилегающая территория», тогда все вопросы снимаются автоматически.
Встречаются разные случаи на проезде пересечении равнозначных дорог:
- Вы хотите повернуть вправо. Если пути движения транспортных средств не конфликтуют, дорогу уступать никто не обязан.
- Вы проезжаете перекрёсток прямо, а иное транспортное средство движется с правой стороны и его водитель намерен повернуть вправо. Если на перекрёстках с учётом ширины дороги и габаритов транспортов Вы не мешаете манёвру оппонента, то можно пересечь перекрёсток одновременно. В ином случае Вы обязаны дорогу уступать.
- Вы хотите проехать прямо, а второй автомобиль подъезжает справа или спереди, или с левой стороны по равнозначной дороге. Тут придётся автомобиль пропускать.
- Вы хотите повернуть налево, а транспортное средство движется справа, намереваясь тоже совершить поворот направо: Ваши пути никак не могут пересечься, и если габариты позволяют, то проезжаем синхронно.
- Вы желаете повернуть влево, а Ваша помеха, подъезжает с правой стороны, чтобы проехать по прямой или повернуть влево, тут надо пропустить.
Нерегулируемым перекрёстком равнозначных дорог обычно бывают перекрёстки с круговой организацией движения.
Сейчас прорабатывается задача правки российских ПДД:
- водители на круге будут иметь преимущество перед тем, кто заезжает на перекрёсток (в настоящее время работает обратный принцип, кроме случаев, когда при входе на круг установлен знак «Уступи дорогу»).
Логика очевидна: иначе по кругу, возможно, придётся долго кататься.
Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны
Если с выездом и заездом на дворовой участок предельно ясно, так как манёвры чётко прописаны в ПДД, то при встрече двух машин на узкой дороге во дворе, где отсутствуют разметки и дорожные знаки, ситуации часто бывают спорными. К тому же такие случаи не регламентируются правилами.
Как должны действовать при встрече на дороге, которая прилегает к жилому массиву, водители двух автомобилей, движущихся в противоположные стороны и не имеющие возможность разминуться, будет зависеть от конкретной ситуации. Разъезд осуществляется согласно благоразумию управляющих транспортом, наличию помех и их договорённости.
Важно! Поскольку много аварий происходит в момент при движении задним ходом, то при таком манёвре во дворе рекомендуется воспользоваться помощью человека, пребывающего на улице.
Договариваться можно при помощи жестов или световых сигналов.
Например, если водитель только начал заезд во двор и увидел, что навстречу двигается другая машина, то ему проще «выпустить» его из двора, а затем самому осуществить заезд.
При встрече машин «нос к носу» сдать назад должно то транспортное средство, у которого для этого имеется больше пространства для движения.
Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.
Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.
В придомовую территорию входят:
- Земля, на которой она расположена.
- Насаждения и элементы благоустройства.
Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.
Рассмотрим пункты правил дорожного движения, которые относятся к прилегающим территориям.
Из этого определения можно сделать вывод о том, что прилегающая территория должна непосредственно прилегать к дороге, т.е. прилегающая территория не является дорогой.
Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами).
Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой. Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой. Соответственно и прилегающая территория является дорогой.
Т.е. рассмотрение вопроса с этой точки зрения приводит к тому, что выезд с прилегающей территории является пересечением проезжих частей.
то выезды с прилегающих территорий не вызывали бы споров и дискуссий. Надеюсь что в следующих редакциях правил дорожного движения эта неоднозначность будет устранена.
Удачи на дорогах!
Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:
- При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
- Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.
В результате П. подал в суд иск с требованием обязать ТСЖ изготовить и передать ему два исправных пульта дистанционного управления от шлагбаума и не чинить препятствий в пользовании земельным участком. Однако районный суд в иске отказал (решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 г. по делу № 2-5679/2016). Суд признал позицию ТСЖ обоснованной, отметив, что причиной блокировки пультов стало использование придомовой территории лицами, не являющимися собственниками квартир, что нарушило утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком. Более того, добавил суд, решение общего собрания собственников, которым этот порядок был утвержден, не было признано недействительным, а потому подлежит применению и является обязательным для всех собственников, включая П.
Он обжаловал это решение, но апелляция поддержала позицию суда первой инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2017 г. по делу № 33-1896/2017).
С таким исходом дела П. не согласился и потому решил обратиться с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот нашел основания для отмены актов нижестоящих судов (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 ноября 2021 г. № 78-КГ17-80).
Суд напомнил, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (, , , ).
Тем самым, пояснил ВС РФ, блокировка пультов управления шлагбаумом и, следовательно, запрет П. въезжать на придомовую территорию незаконны. Решение ТСЖ нарушает права и законные интересы истца как собственника квартиры на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также на парковку его автомобиля в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.
Суд также обратил внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников в качестве санкции за нарушение установленного порядка пользования земельным участком. Тот факт, что утвержденный общим собранием собственников порядок не был признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения, подчеркнул ВС РФ
По мнению кассации, нижестоящим судам следовало руководствоваться правилом, согласно которому суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (). Это правило, указал Суд, относится не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, каковым является утвержденный общим собранием собственников Порядок пользования земельным участком.
С учетом этого ВС РФ отменил обжалуемые акты и направил дело на новое рассмотрение.
Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора
Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.
Пункт 8.3 ПДД |
---|
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. |
Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.