Yeni Şafak: способы сокращения госдолга грозят США политическим самоубийством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Yeni Şafak: способы сокращения госдолга грозят США политическим самоубийством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Громадные кризисы не прошли бесследно, происходящее в 1929 годах нанесло должный удар по фондовому рынку. А также народу, который катился в нищенское существование. Но по злому року выйти из полного краха Америке помогли войны. Сначала Первая, а потом Вторая мировая.

Данные по госдолгу США

Показатель Значение Период
Государственный долг к ВВП 129 % 2022
Международная инвестиционная позиция 24544392 USD млн. / 24544.393 млрд. USD 4 кв./22
Государственный долг 31457816 USD млн. / 31457.814 млрд. USD апр. 2023

В начале мая 2023 года министр финансов США Джанет Йеллен вновь предупредила о серьезных последствиях, которые могут наступить, если американский конгресс не повысит лимит госдолга.

«Что будет, если конгресс не выполнит своих обязательств? Хороших вариантов просто нет», — сказала Йеллен в интервью ABC.

Ранее она заявляла, что американский Минфин может исчерпать доступные ему ресурсы уже к 1 июня.

«Будь то платежи процентов по долгу или выплаты в рамках программ социального и медицинского страхования — у нас просто не будет денег для выполнения всех наших обязательств. И все согласны с тем, что последует финансовый и экономический хаос», — добавила Йеллен в том же интервью.

По мнению главы американского Минфина, неспособность повысить потолок госдолга или приостановить его действие приведет к катастрофическим последствиям для финансовой системы.

Плюсы и минусы долга США

Долг США помогает финансировать критически важные программы для американцев, включая пенсионные пособия и выплаты по инвалидности, а также программы в сферах здравоохранения, экономической безопасности и национальной обороны.

Благодаря увеличению объемов госдолга, американское правительство увеличило гарантированный доход населению, почти вдвое снизив процент населения, живущего за чертой бедности в 2019 году с 22,8% до 12,2%.

Конечно, долг США также сопряжен с проблемами. Главной остается способность обслуживать процентные расходы по долгу США, особенно по мере роста процентных ставок.

До начала повышения ставок процентные расходы составляли 6% бюджета США в 2021 финансовом году. А в декабре 2022 года процентные расходы составили 15% от общих государственных расходов американского правительства.

Совокупный национальный (федеральный) долг США — это сумма накопленных заимствований и процентов Федерального правительства США за всю историю существования государства. Любая страна имеет возможность занимать посредством выпуска государственных облигаций, но она также может брать кредиты в виде траншей. Например, Россия в 90-е годы получала от МВФ помощь таким образом.

132,4% ВВП — рекордное значение, которого достиг долг Федерального правительства США в марте 2021 года. Это больше, чем было после Второй мировой войны. На февраль 2023 года этот показатель составлял 123,6% ВВП, что соответствует 31,4 трлн долларов при номинальном ВВП в 25,46 трлн долларов. Много ли это?

У Соединённых Штатов крупнейший ВВП в мире, но вместе с этим у них не самая закредитованная экономика среди развитых стран. А государств, которые имеют уровень долга больше 100% ВВП, становится все больше. И ещё неизвестно, пойдут ли развивающиеся страны по пути США в плане наращивания долговой нагрузки, когда рост экономики начнёт замедляться, а от появления таких мировых угроз, как войны и эпидемии, никто не застрахован.

В истории США никогда не было дефолта по казначейским бумагам. Единственным зафиксированным случаем в апреле 1979 года являлась угроза технического дефолта. Это была отсрочка в погашении казначейский векселей на 122 млн долларов. Причиной стало замешательство Конгресса в установлении границы заимствований, которая была утверждена в самый последний момент. Следствием этой констернации стал взлёт краткосрочных ставок.

Одно важно отметить, что США находятся в состоянии возможного дефолта всякий раз перед повышением очередного потолка.

Что же ждёт США и остальной мир в случае невозможности выполнить обязательства по казначейским облигациям?

Предугадать последствия такого рода событий сложно ввиду большого количества вовлечённых факторов. Возможно, это лишь ненадолго снизит экономическую активность страны, или же могут начаться более серьёзные структурные изменения. Технически это будет означать отсрочку выплат по одним обязательствам и невозможность их осуществления по другим.

При мягком варианте развития событий правительство попытается расплатиться по долгам, действуя в режиме экономии. В зависимости от приоритета, будут урезаны многие значимые программы, заложенные в этом году: соцобеспечение, медицина, образование, оборона. А на следующий год бюджет будет формироваться с учётом финансовых ограничений. Это приведёт к замедлению экономического роста, повышению бедности, снижению потребительской активности.

В случае же дефолта последствия могут принять угрожающий характер. Рейтинги бумаг понизятся, фондовый рынок рухнет, взлетят процентные ставки. Начнёт закрываться бизнес. Более серьёзные сдвиги могут подстегнуть дефляционные процессы. Страна столкнётся с рецессией, не имеющей до этого аналогов.

Сегодняшние США — не те, что были в 30-е годы. Объясняется это прежде всего объёмом социального обеспечения и различных выплат, которые для многих граждан стали неотъемлемой частью жизни на протяжении десятков лет. Например, согласно Управлению Конгресса США по бюджету, государство намерено в 2023 году потратить на социальное обеспечение 1,3 трлн долларов, на медицинскую помощь — 820 млрд, на пенсии — 71 млрд.

Суммарно на остальные обязательные к исполнению программы — помощь ветеранам, дотации на питание и т. д. — 40 млрд долларов. И это без учёта заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе военным и полиции.

Читайте также:  Страховые выплаты по добровольному страхованию жизни

Для сравнения, ВВП США в 1929 году перед Великой депрессией составлял всего 104 млрд долларов. За прошедшее с тех пор время население увеличилось в 2,7 раз, ВВП — в 240 раз! При самом мрачном сценарии нехватка средств у населения для ведения приемлемого уровня жизни, безработица, невозможность платить по долгам приведут к катастрофическим социальным потрясениям.

В международном масштабе США являются образцом стабильности и надёжности. Доллар США всё ещё сохраняет статус резервной валюты, а ставки по гособлигациям являются отправной точкой для других финансовых инструментов во всём мире. В случае дефолта глобальные финансово-экономические отношения будут испытывать труднопрогнозируемые последствия.

Из-за глубокой взаимной интеграции экономик мира такие сферы, как инвестиции, торговые отношения, сотрудничество в различных областях деятельности, деформируются. Доверие иностранных партнёров к американским активам будет подорвано. Сколько продлится рецессия, и к каким ещё процессам приведёт финансовый кризис в США — неизвестно. Характерный пример с пандемией коронавируса показывает возможные последствия мировых потрясений, хотя, конечно, причины этих явлений, их характер и спектр воздействия различаются.

“Проклятие нации”, о котором предупреждал президент США Эндрю Джексон, приобрело угрожающие размеры, но шум вокруг форсирования очередного потолка заимствований стихает вместе с его преодолением.

Сложности с госдолгом убьют американскую экономику?

На пользу ей они точно не пойдут: покрывать дефицит бюджета будет все сложнее, и если выпускать новые облигации, придётся платить по ним большие проценты.

В итоге на оплату долга будет уходить все больше денег из бюджета, из-за этого могут постепенно сокращаться программы господдержки населения и бизнеса в США, затормозятся инфраструктурные проекты и так далее. Некоторые сектора экономики могут пострадать больше других, и акции соответствующих компаний потеряют поддержку.

К тому же, из-за роста долговой нагрузки США инвесторы могут потерять уверенность в их способности платить по обязательствам. Такую неуверенность тоже придётся компенсировать еще большей доходностью облигаций, чтобы привлечь покупателей госдолга. Параллельно доллар может слабеть, если проблемы с дефицитом бюджета и ростом госдолга на фоне высоких ставок продолжатся.

Что такое госдолг США простыми словами

Если объяснять на пальцах, госдолг Соединенных Штатов — это сумма, которую правительство должно заемщикам (как внешним, так и внутренним). На иностранных инвесторов приходится около 75 % обязательств. Все остальное — средства, привлеченные внутри страны.

Если копнуть глубже, ответ на вопрос «Что такое государственный долг США простыми словами?» будет звучать так: это показатель доверия других стран к американской экономике. Они готовы занимать триллионы долларов, потому что в нее верят.

До цифры $ 20 трлн госдолг Соединенных Штатов двигался больше 100 лет. Еще на $ 10 трлн он вырос меньше чем за 5 лет (с 2017 года). То есть Штаты легко и максимально быстро смогли занять такие деньги, потому что в экономику страны верят кредиторы.

На что казначейство тратит деньги?

Как я говорил ранее, госдолг — это накопленный дефицит бюджета государства. Давайте посмотрим, какие расходы составляют большую часть этого дефицита в 2020 году.

🔹 Medicare / Medicaid и другие программы здравоохранения

На 2020 год на программы медицинского обслуживания, которые включают Medicare и Medicaid, будет выделено в общей сложности 1,3 триллиона долларов.

🔹 Программа социального обеспечения и пенсии по инвалидности

С целью финансового обеспечения пенсионеров и инвалидов, общие расходы на социальное обеспечение и другие расходы составляют приблизительно 1,1 триллиона долларов.

🔹 Расходы на оборону (не ветеранские льготы)

Это представляет собой часть национального бюджета, которая выделяется на военные расходы. На оборонный бюджет США в 2020 году выделено 746 миллиардов долларов. Это около 15% бюджета США.

🔹 Прочие расходы

Транспорт, льготы для ветеранов, международные отношения и государственное образование, также являются расходами, которые берет на себя правительство. Интересно, что общее общественное мнение состоит в том, что расходы на международные отношения потребляют много ресурсов и затрат, но на самом деле такие расходы несравнимо малы.

🔹 Войны в Ираке, Сирии, Пакистане и Афганистане

Участие в войнах дорого обходится США и увеличивает государственный долг. По данным исследования, проведенного Институтом Уотсона в Университете Брауна, с 2001 года на эти проекты было потрачено около 5,9 триллионов долларов.

Что делать нам, простым людям?

Песня про беспрецедентно высокий госдолг США продолжается многие десятилетия и будет звучать еще много много лет. Возможно, наши внуки будут продолжать ждать обвала доллара. Возьмём пример: всё время существования советского союза, т.е. наши деды и прадеды, говорили про скорый развал Америки. А Америка и доллар, как никогда, сильны, а среднегодовая инфляция по доллару за последние 160 лет составляет 2.5% в год. Чего не скажешь, например, о рубле )))

Поэтому, ждать обвала Америки и доллара завтра и из-за этого не сберегать или не инвестировать деньги ни в долларах, ни в рублях — стратегия глупая, недальновидная, бесперспективная. Похожа по сути на стратегию: «зачем заботиться о своем здоровье, всё равно умрём». Такая стратегия означает жить страхами и верить в худшее.

Желая обвала доллара, нужно понимать, что плохо будет всем странам. Очень плохо и очень долго, потому что замену быстро не найдут. Кстати, будет плохо и валютам других стран, потому что рухнет мировая система, встанет импорт / экспорт, страны потеряют свои денежные запасы, которые в долларах. Кто думает, что от обрушения доллара будет плохо только Америке, горько ошибается.

Поэтому, успешные по жизни и в финансах люди верят в лучшее, готовясь к тяжелым временам как к чему-то, что приходит и уходит. Как животные и люди в деревнях готовятся к зиме: зная, что зима обязательно придёт, будет сложно, будет мало еды, но зима пройдёт. Сходить с ума по этому поводу не нужно, нужно только готовиться.

Как подготовиться?

Что будет, если Китай продаст госдолг США


Если Китай наводнит рынок американскими трежерис, то, в зависимости от их количества, произойдет кризис того или иного масштаба, который в первую очередь затронет курс доллара и финансовый рынок. Это, безусловно, будет неприятно для американской экономики, особенно в период коронакризиса, когда Минфин США осуществляет часть финансирования за счет выпуска новых займов в рамках Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act.

Читайте также:  Какие выплаты положены работнику при увольнении по собственному желанию

Однако вряд ли это станет заметной проблемой на фоне нарождающегося всестороннего кризиса американской модели общества, катализатором которой стала пандемия. А учитывая рассмотренную выше долю КНР в структуре американского государственного долга, эти волнения будет более чем реально погасить за счет воздействия на внутренние долговые обязательства или эмиссии новых ценных бумаг и валюты.

На что США тратят такие большие деньги?

Говоря о госдолге страны, важно учитывать, на что ее правительство тратит такие огромные средства. Главными статями расходов Америки являются:

  1. Медицина. Порядка 1,1 триллиона долларов уходит на различные программы в этой области:
  • медобслуживание граждан с определенными заболеваниями, а также пенсионеров старше 65 лет;
  • квалифицированная помощь малоимущим слоям населения.
  1. Финансовое обеспечение и программы социальной защиты пенсионеров и инвалидов. На подобные мероприятия выделяется порядка 1 триллиона долларов.
  2. Оборона. 1,3 триллиона долларов Америка тратит на защиту своей территории и участие в различных военных операциях за рубежом.
  3. Прочие значимые траты: общественный транспорт, образование, международная политика.

Долги и внутренняя кухня США, переходящая в мировую.

С момента своего создания в 1913 году ФРС — монополист в деле эмиссии доллара. То обстоятельство, что США, допустив ФРС на свою территорию и легализовав её в своей юрисдикции, сами отказались от своего же финансово-экономического суверенитета и, как следствие, — от суверенитета в целом (простонародье — сдуру, «элита» — вследствие продажности как её системного свойства), выражается в том, что государственность США получает от ФРС вновь эмитированные доллары под процент, как и все прочие доллары, которые она может заимствовать у иных кредиторов. Понятно, что если бы доллар принадлежал США, то их государственность эмитировала бы доллар сама и сама бы осуществляла долларовое кредитование физических и юридических лиц на определяемых ею условиях, не обременяя саму себя ссудно-процент­ным долгом.

А так государственность США выступает по отношению к ФРС как один из множества заёмщиков. От всех прочих заёмщиков она отличается только уникальной спецификой своей деятельности, уникальность которой и создаёт иллюзию «доллар — это валюта США — «US$». Поддержанию этой иллюзии способствует и то, что прибыль, получаемую ФРС, делят между собой её акционеры и Минфин США.

Ростовщический характер эмиссии «US$» и монопольный статус ФРС как эмитента «US$» означает следующее:

1. Сеньорадж (доход от эмиссии) — собственность ФРС, а не государственности США; Сеньорадж возникает в результате того, что себестоимость печати купюры — незначительная доля от её номинала, а купить на неё можно товары, цены которых многократно превышают себестоимость производства купюры. При эмиссии «электронных денег» себестоимость эмиссии ещё ниже, и соответственно, — сеньорадж возрастает.

2. С каждым новым долларом в системе долларового обращения возникает заведомо неоплатный — непрестанно возрастающий — долг, скорость нарастания которого определяется ставками ссудного процента, по которым осуществляется долларовое кредитование во всём множестве путей движения доллара ФРС.

Вследствие первого и второго, те политические силы, которые в прошлом создали ФРС и стоят за нею, непрестанно генерируют свою монопольно высокую долларовую платёжеспособность, которую они способны конвертировать на финансовых рынках в платёжеспособность, выраженную в иных номиналах. Опираясь на монопольно высокую платёжеспособность, они могут купить всё, включая ту или иную политику любого режима в любой стране или оплатив создание с нуля «идейной» оппозиции режиму, не желающему идти на сотрудничество с кураторами ФРС на предлагаемых ими условиях.

Вследствие второго, государственность США, получив эмитированную ФРС долларовую массу и к ней в придачу — непрестанно возрастающий под воздействием ссудного процента — заведомо неоплатный долг, оказывается перед вопросом: как избавиться от этого долга, который в силу заведомой его совокупной неоплатности не может уйти из системы долларового обращения, если только он не будет «списан» ФРС и прочими кредиторами?

При таких условиях этот долг можно только переложить на плечи каких-нибудь других финансовых субъектов. Эта задача имеет четыре основных способа решения.

Первый. Предоставить кому-нибудь кредит под процент, бо́льший, нежели процентная ставка ФРС, под которую были получены эмитированные ею «доллары США».

Второй. Продать свои долги, т.е. обменять их на доллары или иную валюту. Эта задача решается с помощью выпуска облигаций, по которым государственность США обязуется выплачивать некоторый доход их владельцам. Часть этих долговых обязательств ФРС получает от государственности США в обмен на эмитируемые доллары, после чего продаёт их сама, реализуя право на сеньорадж.

Третий. Монополизировать какой-либо рынок и продавать на нём свою продукцию по монопольно высоким — безальтернативным — ценам, отнеся на её себестоимость выплату процентов по собственному долгу. Если это удаётся сделать, то обменный курс собственной валюты возрастает по отношению к курсу валют покупателей, что позволяет в торговом обмене с ними покупать их продукцию по монопольным безальтернативно низким ценам.

Четвёртый. Стимулировать деградацию или разрушить чью-либо экономику за пределами своей территории (примером тому «застой» в СССР и реформы в постсоветских государствах), чтобы вовлечь страны-жертвы в действие трёх ранее названных способов перекладывания собственных долгов на чужие плечи. Это может быть осуществлено в результате собственной агрессии США против других стран под любыми реальными или надуманными предлогами (примером тому войны против Ирака, Ливии); это может быть осуществлено путём организации войн третьих стран друг с другом (тому примерами множество «локальных войн» в Африке и в других регионах); это может быть осуществлено в результате государственного переворота и инициирования гражданской войны в какой-либо из стран (тому примерами Судан, крах СССР, украинский Майдан и др.).

Реально — в действии все четыре способа. Все они носят характер не единовременного акта, а процесса, скрытого в торговле и в «культурном сотрудничестве», большей частью «элит». Они на протяжении всего ХХ века были достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить уровень текущей платёжеспособности США, необходимый для осуществления политики, заказываемой кураторами ФРС несуверенному руководству США.

Читайте также:  Как списать безнадежную дебиторскую задолженность

Однако проблема не исчезла потому, что не могла исчезнуть при сохранении тех принципов, на которых построена деятельность ФРС и невольником которых является государственность США.

В отличие от европейского госдолга, гособлигации США все еще котируются с положительной доходностью. Однако в реальности вложения в эти бумаги не дают инвестору возможности заработать. Инфляция, которая является постоянным фоном экономики, «съедает» часть этой доходности: при купоне в 1% от номинала и инфляции в 2%, деньги, получаемые при погашении облигации, обесцениваются на 2% в год. Эмитент же выплачивает всего 1%. Выходит, что с учетом обесценения денег эмитент возвращает меньше, чем занял. Таким образом, реальная доходность трежерис оказывается отрицательной. Одалживать под такой процент невыгодно, более привлекательным выглядит вариант покупки защищающих от инфляции товаров (например, золота в слитках).

Реальная доходность гособлигаций США со сроками погашения от трех месяцев до пяти лет при инфляции в 1,9% была отрицательной последние 10 лет:

— средняя номинальная доходность трехмесячных облигаций составила 0,57 %;

— средняя номинальная доходность 12-месячных облигаций составила 0,74 %;

— средняя номинальная доходность пятилетних облигаций составила 1,65 %.

Реальную положительную доходность имели только 10- и 30-летние облигации — благодаря номинальной доходности в 2,4 и 3,2 % соответственно.

Инфляционные ожидания, закладываемые рынком на 30-летний горизонт, снизились с 1,8 % зимой 2020 года до 1,6 % в текущий момент (на 10-летний — до 1,3 %). При этом доходность 30-летних облигаций составляет сейчас 1,5 % (10-летних — 0,7 %), что не дает инвесторам надежды заработать. Зимой доходность 30-летних облигаций составляла 2,2–2,4 %, что еще позволяло рассчитывать на реальную доходность хотя бы в 0,4–0,6 %, но и такой результат теперь уже недостижим.

При этом исторически доходность трежерис всегда росла, а реальная доходность возвращалась в положительную зону после преодоления острой фазы паники на рынке. Так, после кризиса еврозоны в 2012 году номинальная доходность 30-летних американских гособлигаций выросла с 2,5 до 3,9 % (10-летних — с 1,5 до 2,9 %). После острой фазы мирового кризиса 2008 года номинальная доходность 30-летних облигаций выросла с 2,6 до 4,8 % (10-летних с 2,2 до 3,8 %).

По итогам 2019 года долг федерального правительства США составил 650 % от доходов бюджета (или 105% от ВВП). Это один из самых высоких показателей в мире, и он в разы больше установленных международными институтами предельных значений. 1 Очевидно, что другие страны при таком объеме госдолга и хроническом дефиците бюджета уже оказались бы в ситуации дефолта. Это и происходило, что видно на исторических примерах, указанных в таблице. При этом госдолг США практически не имеет шансов сократиться из-за серьезного кризиса в экономике в 2020 году.

Американская экономика на грани коллапса из-за двадцати лет «долговой лихорадки»

Два десятка лет накрученного с помощью займов роста, нетривиальные методы учёта экономических показателей и военные расходы довели экономику страны до самого края пропасти. Исходя из этого, весьма маловероятным кажется, что помимо этого США по силам дальнейшие попытки расширить уровень своего мирового влияния, справиться с обострившимся противостоянием и гонкой вооружений с Россией и Китаем, а также с намечающейся торговой войной с Китаем. Скорее всего, это просто невозможно.

Из без того огромное долговое бремя США продолжает увеличиваться, пока правительство занимает триллионы долларов для поддержания финансового пузыря и имитации роста экономики. Федеральный бюджет на 2018 и 2019 годы, а также спрогнозированные бюджеты последующих 10 лет, оставят после себя огромный дефицит и еще бо́льший долг по триллиону долларов за каждый год, вплоть до 2023, согласно официальной статистике. Наши исследования показали, что размер реальных займов может даже превысить данный прогноз, раздув долговой пузырь еще как минимум на $10 трлн всего за 5 лет (что к 2024 году составит 140% от ВВП).

Однако новая экономическая обстановка в мире немного пошатнула планы США по дальнейшему финансированию дефицита бюджета за счет заниженных процентных ставок. Следуя прогнозам роста задолженности и повышения процентных ставок, даже правительство при расчете бюджета учло увеличение годовых расходов на выплату процентов на 150% к 2028 году: до $760 млрд. Мы же, соглашаясь с другими аналитиками, ожидаем, что ежегодные расходы на выплату процентов на деле вырастут вдвое и к 2028 году составят $1,5 трлн. Это совершенно неподъемная сумма, даже вдвое превышающая «неприкосновенный» военный бюджет на 2028 (согласно правительственному плану на ближайшие 10 лет). Подобные расходы Штаты себе просто позволить не смогут. Но из-за стремительно растущих первоочередных расходов на соцобеспечение и оборону бюджет теряет гибкость даже при условии, что все прочие приоритеты отбрасываются.

Тем самым становится ясно, что экономика США в своём текущем состоянии протянет не больше 5-10 лет. Её спасут только кардинальные изменения экономической модели, которые либо будут введены в качестве спланированных государством мер (что навряд ли произойдет), либо возникнут в результате масштабного финансового кризиса. В конечном итоге это приведет к постоянному понижению уровня жизни, так как экономике США придется приспособиться к ВВП в $14,5 трлн, который предшествовал появлению долгового финансового пузыря (что означает падение ВВП на 30% от текущего уровня). Учитывая подобные катастрофические перемены, США лишаться текущего экономического превосходства и военной мощи. В итоге ВВП на душу населения составит $30 тыс., что практически наравне с нынешними $28 тыс. в России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *