Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база для земельного участка за налоговый период 2023 года – это его кадастровая стоимость, внесенная в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) и применяемая с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость участка с 01.01.2023 превышает эту стоимость, применяемую с 01.01.2022.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Расчет налога за неполный год
Собственность компании на земельный участок может прекратиться или возникнуть в любой из месяцев отчетного года в связи с продажей/покупкой или по иным обстоятельствам. Тогда налоговые обязательства следует рассчитать с учетом числа месяцев владения. Причем месяц приобретения нужно учитывать, если покупку зарегистрировали до 15-го числа включительно, месяц продажи – при регистрации сделки после 15-го числа (ст. 396 НК РФ).
Пример
ООО «Автотрейдинг» приобрел в собственность земельный участок для долговременного хранения автомобилей и зарегистрировал 14.01.2023 право собственности на него. Кадастровая стоимость – 41 067 398 руб.
На территории, где находится купленный участок, действует ставка на данную категорию земель 1,25%. Месяц покупки полностью учитывается при расчете налога, так как дата регистрации находится в первой половине месяца. Таким образом, все месяцы отчетного года входят в расчет.
Местное законодательство предусматривает «земельные» авансы внутри года, поэтому бухгалтер ООО «Автотрейдинг» ежеквартально их рассчитывал и перечислял:
Авансовый платеж по земельному налогу = (41 067 398 руб. х 1,25%) / 4 = 128 336 руб.
Налог по итогам года:
41 067 398 руб. х 1,25% = 513 343 руб.
Налог к уплате:
513 343 руб. − 128 336 руб. х 3 = 128 335 руб.
Если бы регистрация сделки произошла на пару дней позже (16.01.2023), земельный налог за 2023 год уменьшился бы на 42 779 руб. Расчет в таком случае производится исходя из 11 месяцев владения: 41 067 398 руб. х 1,25% х 11/12 = 470 564 руб. Снизились бы и авансовые платежи.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Сроки декларации (Налоговая декларация по земельному налогу 2023 с поправками)
Важно! Расчет суммы земельного налога (авансовых платежей) на рассматриваемые участки земли осуществляется с принятием во внимание коэффициента 2 на протяжении 3 лет жилищного строительства с момента проведения госрегистрации прав на землю и до даты госрегистрации прав на возмещенный объект недвижимости.
Если жилищное строительство длится больше чем 3 года, расчет суммы земельного налога (авансовых платежей) осуществляется с принятием во внимание коэффициента 4 на протяжении всего периода строительства, превышающего 3 года (до госрегистрации прав на объект недвижимости).
Если, наоборот, строительство завершилось до истечения 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок, сумма налога за период сверх суммы земельного налога, рассчитанной с применением коэффициента 1, подлежит зачету (возврату налогоплательщику) в установленном законом порядке как излишне уплаченный налог. При заполнении декларации необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- В строке 040 раздела 2 указывается признак срока строительства (если возведение объекта длилось 3 года — ставится «1», если более 3 лет — «2»). Если коэффициент 2 меняется на 4 на протяжении налогового периода, на 1-ом экземпляре раздела 2 пишется «1», а на 2-ом экземпляре по строке 040 пишется «2» (п. 5.6).
- Количество полных месяцев владения землей на протяжении налогового периода отражается по строке 130 раздела 2 (п. 5.15). Если же в течение налогового периода коэффициент 2 меняется на 4, число полных месяцев следует указать с принятием во внимание времени строительства, записанного в строке 040 раздела 2.
- В строке 140 вписывается коэффициент Кв, необходимый для расчета налога на землю в ситуации, когда налогоплательщик обладал правом на участок на протяжении неполного налогового периода (п. 5.16). Данный коэффициент рассчитывается по формуле:
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Администрирование земельного налога
В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.
В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:
- отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
- налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).
Справочно
Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):
- организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
- в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).
Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:
- бюджетными организациями;
- организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Размер авансовых платежей определяется:
- уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
- иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.
Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:
- в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
- по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).
Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.
Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:
- о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
- о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
- о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
- о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.
Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:
- о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
- о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
- о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
- о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.
Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.
При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):
- организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.
Кто платит и кто не платит земельный налог
Платят земельный налог физические лица, которые им владеют:
- Собственники земли, вне зависимости от того, каким образом она досталась им (покупка, наследование, мена, дарение, выигрыш в лотерею и т.п.).
- Граждане, которые используют участок на основе договора бессрочного пользования (постоянного пользования).
- Граждане, которые имеют так называемое право пожизненно наследуемого владения землею. Имеются в виду преимущественно дачные участки, которые были получены гражданами еще при СССР, но до сих пор не оформлены как частная собственность. Такой землей физическое лицо может пользоваться, оно фактически и владеет участком, но не вправе распорядиться им.
Соответственно, во всех остальных случаях физические лица не оплачивают земельный налог. Особо интересны следующие ситуации:
- Если гражданин владеет только гаражом, но земля под ним не оформлена в его собственность, он не является налогоплательщиком. Этот участок может находиться, например, в собственности гаражного кооператива или в муниципальной собственности.
- Если речь идет о земле, которая находится под и вокруг многоквартирного дома, то ни один собственник квартиры также не оплачивает налог. Причем это касается и тех случаев, когда земля находится в частной собственности – т.е. каждый владелец квартиры имеет долю земли, соответствующую площади квартиры.
- Также иногда граждане не имеют в собственности дачные участки, которыми фактически пользуются. Такая земля, как правило, принадлежит муниципалитету. Хотя подобных случаев становится все меньше.
Перенос сроков уплаты налогов
Отсрочки по оплате налогов будут предоставляться не всем организациям и ИП, а только включенным в реестр малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность, попавшую в перечень правительства (наиболее пострадавшие отрасли). Подробнее о переносе в статье Новые сроки по налогам и отчетности. Правительство утвердило отсрочки, но не для всех.
В отдельную графу выделены организации, указанные в пункте 2 Указа Президента, обязанные работать в нерабочие дни. По мнению ФНС, они обязаны были сдавать отчетность в обычные сроки, потому что у этих организаций рабочие дни. А значит по этой логике, они обязаны уплачивать налоги тоже в обычные сроки.
Налоги/взносы | Организации и ИП — субъекты МСП из перечня пострадавших отраслей | Работающие в нерабочие дни по Указу Президента и не попавшие в перечень пострадавших отраслей | Остальные организации и ИП |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог на прибыль за 2019 год | 28 сентября | 30 марта | 12 мая |
Налог на прибыль за 1 квартал 2020 года | 28 октября | 28 апреля | 12 мая |
Налог на прибыль за март 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 октября | 28 апреля | 12 мая |
Налог на прибыль за апрель 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 сентября | 28 мая | 28 мая |
Налог на прибыль за май 2020 года (при ежемесячной уплате) | 28 октября | 29 июня | 29 июня |
Налог на имущество за 2019 год | 12 мая | 30 марта | 12 мая |
Налог на имущество за 1 квартал 2020 года | 30 октября | 30 апреля | 12 мая |
Налог на имущество за 2 квартал 2020 года | 30 декабря | 30 июля | 30 июля |
Транспортный и земельный налоги за 1 квартал 2020 года | 30 октября | В сроки, установленные региональным и местными законами | В сроки, установленные региональным и местными законами |
Транспортный и земельный налоги за 2 квартал 2020 года | 30 декабря | В сроки, установленные региональным и местными законами | В сроки, установленные региональным и местными законами |
НДС за 1 квартал 2020 года |
1/3 — 12 мая 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
1/3 — 27 апреля 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
1/3 — 12 мая 1/3 25 мая 1/3 25 июня |
Страховые взносы за март 2020 года, в т.ч в по призводственному травматизму | 15 октября | 15 апреля | 12 мая |
Страховые взносы за апрель 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 16 ноября | 15 мая | 15 мая |
Страховые взносы за май 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 15 декабря | 15 июня | 15 июня |
Страховые взносы за июнь 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 16 ноября | 15 июля | 15 июля |
Страховые взносы за июль 2020 года в т.ч в по призводственному травматизму | 15 декабря | 17 августа | 17 августа |
УСН за 2019 год (организации) | 30 сентября | 31 марта | 12 мая |
УСН за 2019 год (ИП) | 31 октября | 30 апреля | 12 мая |
УСН за 1 квартал 2020 года | 26 октября | 27 апреля | 12 мая |
УСН за 2 квартал 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ЕСХН за 2019 год | 30 сентября | 31 марта | 12 мая |
ЕСХН за 1 полугодие 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ЕНВД за 1 квартал 2020 года | 26 октября | 27 апреля | 12 мая |
ЕНВД за 2 квартал 2020 года | 25 ноября | 27 июля | 27 июля |
ПСН по срокам уплаты, приходящимся на 2 квартал 2020 года | перенос срока на 4 месяца | переноса нет | переноса нет |
НДФЛ за 2019 год (ИП, нотариусы, адвокаты) | 15 октября | 15 июля | 15 июля |
Страховые взносы ИП в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. рублей | 1 ноября | 1 июля | 1 июля |
Особенности заполнения разделов 3, 4 и 5
Эти разделы декларации заполняются аналогично разд.2, но с учетом того, для каких целей предназначены участки земли.
Раздел 3 заполняется организацией по землям лесного фонда, предоставленным для заготовки древесины, в рекреационных целях, а также по сельскохозяйственным угодьям в составе лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также участки, не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления — вырубки, прогалины и т.д., а также участки, предназначенные для ведения лесного хозяйства, нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
Налог с таких земель взимается в размере 5% от суммы платы за древесину, отпускаемую на корню. За сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда налог устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.
Если организация имеет несколько земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, то разд.3 заполняется по каждому участку.
В разд.4 отражаются данные о земельных участках по каждому виду сельскохозяйственных угодий. Сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежные земли, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).
Площадь сельскохозяйственных угодий указывается в гектарах и подразделяется на мелиорированные, орошаемые, осушенные и участки закрытого грунта.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения в соответствии со ст.ст.4 — 6 Закона РФ «О плате за землю».
Сроки заполнения и сдачи
Заполнение и сдача декларации является периодической обязанностью, которая,
помимо всего прочего, имеет установленные четкие временные рамки. Документ сдается один раз в году и содержит в себе сведения за весь данный период. Предоставление декларации должно происходить не позже 1 февраля того года, который следует за отчетным (то есть за 2021 год ее нужно было сдать до 1 февраля 2021 года).
Небольшое продление срока возможно только в том случае, если крайняя дата сдачи выпадает на нерабочий день (выходной или праздничный).
В этом случае граничный срок переносится на следующий за ним рабочий день.
В случае нарушения сроков сдачи документа (или при полном игнорировании этой обязанности) для плательщика установлена определенная ответственность, а именно штраф в размере:
- 5% от суммы неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб. и не более 30% от этой величины — в отношении организации (в соответствии со ст. 119 НК РФ);
- от 300 до 500 руб. — для должностного лица, который несет ответственность за сдачу данного документа (это установлено ст. 15.5 КоАП РФ).
Что касается органа для обращения, то им является территориальное подразделение ФНС того региона, в котором расположен конкретный земельный участок. Стоит учесть, что если объектов недвижимости несколько и они расположены в разных субъектах РФ, то и документов будет заполняться и сдаваться несколько, по каждому из них.
Помимо соблюдения сроков сдачи, важным условием также является и правильное заполнение документа.
Порядок расчета земельного налога юридическими лицами
Для расчета земельного налога организациям необходимо знать кадастровую стоимость земли, а также налоговую ставку. В качестве базы для расчета налога выступает кадастровая стоимость земли. Определяется она по состоянию на 1 января требуемого налогового периода.
База для расчета определяется в соответствии с информацией, представленной в государственном кадастре недвижимости по каждому участку отдельно. Если участок находится в долевой собственности, то база рассчитывается отдельно по каждому владельцу в соответствии с размером его доли. По землям совместного пользования расчет налога осуществляется по кадастровой стоимости, определяемой отдельно по каждому владельцу в равных долях.
Кадастровая стоимость части участка определяется как кадастровая стоимость земли, умноженная на долю земельного участка, которая принадлежит на правах собственности юрлицу (в %).Сумма налога рассчитывается по окончанию налогового периода, в качестве которого выступает календарный год.
Сумма налога определяется как разность кадастровой стоимости земельного участка и льготы, умноженная на ставку налога. Если законодательными актами местного законодательства предусматриваются отчетные периоды по налогу (поквартально), то юрлица обязаны исчислять по нему авансовые платежи. Авансовый платеж определяется как ¼ от суммы налога за год. Когда налоговые периоды не установлены, авансы рассчитывать не нужно. Налог для уплаты по окончании года в этом случае будет рассчитываться следующим образом: налог за год за минусом авансовые платежи, перечисленные в течение налогового периода.
Особо следует обратить внимание на порядок расчета налога, когда право на землю как приобретено, так и прекращено в середине месяца. В этом случае потребуется определение специального коэффициента. Его расчет осуществляется по следующей формуле: коэффициент равен количеству полных месяцев, когда земля находилась в собственности деленные на общее количество календарных месяцев в налоговом периоде. За полный месяц принимают месяц, в котором земля была в собственности с 1 по 15 числа включительно. За год сумма налога в таком случае рассчитывается следующим образом: разность между кадастровой стоимостью земли и льготой, умноженная на ставку налога и коэффициент.
Для удобства сведем все применяемые формулу в одну таблицу:
Кадастровая стоимость части участка | Кадастровая стоимость земли х Доля земельного участка, которая принадлежит на правах собственности юрлицу (в %) |
Земельный налог | (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма льготы) х Ставка земельного налога |
Авансовый платеж | ¼ х (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма льготы) х Ставка земельного налога |
Коэффициент | Количество полных месяцев, когда земля находилась в собственности / Общее количество календарных месяцев в налоговом периоде |
Порядок исчисления налога и представления деклараций
В целях правильного исчисления налога, контроля за полнотой его уплаты налоговым законодательством установлена обязанность плательщиков, госорганов, организаций и ИП представлять в налоговые органы перечень необходимых документов и сведений.
Если в течение налогового периода у организации наступают обстоятельства, в связи с которыми она признается плательщиком, либо утрачивает такой статус, либо появляется право на освобождение от налога, налог исчисляется (прекращает исчисляться), как правило, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли такие обстоятельства.
Предусмотрен ряд особенностей для исчисления налога организациями, например:
-
если земельный участок предоставлен для строительства и (или) обслуживания недвижимости, находящейся в пользовании нескольких организаций, налог исчисляется отдельно каждой организацией пропорционально находящейся в ее пользовании площади недвижимости, а если недвижимость в общей долевой собственности у организаций, налог исчисляется каждой организацией пропорционально ее доле в праве собственности (п.10 ст.243 НК);
-
при исчислении налога организациями, ведущими лесное хозяйство, из облагаемой площади исключаются площади служебных земельных наделов, предоставленных физлицам (п.11 ст.243 НК).
Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.
Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.
Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).
Как уменьшить размер земельного налога
Есть высокая вероятность того, что вследствие проведения переоценки кадастровой стоимости произойдет уменьшение суммы налога в рамках 2019 года. О плановом проведении пересмотра в данном направлении сообщил глава Министерства имущественных отношений Аверкиев (Московский регион). Связано это с тем, что во многих субъектах РФ осуществление оценочных работ проводилось 5-6 лет назад, и обновление этих сведений является не острой необходимостью.
Немаловажную роль играет проведение реформирования системы, по которой будет производиться кадастровый анализ. На сегодняшний день подобная деятельность осуществляется многими предприятиями. Поэтому процедура регулирования единого подхода не всегда доступна.
Тем не менее, правительство имеет план – поручить данную отрасль бюро государственного значения. Чиновники убеждены в возможности систематизации цен при использовании такого подхода. До 2019 года организации имели возможность оспаривания данного решения, однако с 1 января она пропала.