Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы расчета амортизации автомобиля на примерах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Автомобиль: какая амортизационная группа 2022
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | — |
Из чего можно выбрать?
Виды амортизационных коэффициентов и порядок их применения прописаны в ст. 259.3 НК РФ. Представим в виде схемы действующие коэффициенты.
------------------------------¬
¦Виды коэффициентов ускоренной¦
¦ налоговой амортизации ¦
L------------------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 2 ¦
L--------T--------------------T------------------T-----------------T--------
---------+-------¬------------+---------¬--------+------¬----------+-------¬
¦ОС, работающие ⦦ Имущество ¦¦ ОС участнико⦦Энергоэффективное¦
¦ агрессивной ¦¦сельхозпроизводителе馦 особых ¦¦ имущество (с ¦
¦ среде или при ¦¦ ¦¦ экономических¦¦ высоким классом ¦
¦ повышенной ¦¦ ¦¦ зон ¦¦ эффективности) ¦
¦ сменности ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-----------------L----------------------L---------------L------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 3 ¦
L----------T-----------------------T---------------------------T------------
-----------+--------¬--------------+-----------¬---------------+-----------¬
¦ОС, используемые пАмортизируемое имущество,¦¦ ОС, предназначенные для ¦
¦ договору лизинга ¦¦ используемое для научно-¦¦добычи полезных ископаемых¦
¦ ¦¦ технической деятельност覦 ¦
L--------------------L--------------------------L---------------------------
Хотя коэффициентов много, у бухгалтера транспортной организации выбор небольшой. К транспортным средствам можно попробовать применить:
- коэффициент не более 2 — к имуществу:
- работающему в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
- имеющему высокий класс энергетической эффективности;
- характеризуемому высокой энергетической эффективностью;
- коэффициент не более 3 — к имуществу, являющемуся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).
Рассмотрим каждый из них, сразу предупредив читателя о том, что нельзя одновременно применять к основной норме амортизации объекта ОС более одного специального коэффициента (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 09АП-46858/2015, 09АП-48327/2015 по делу N А40-176241/14, Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Основные средства, работающие на износ
Это амортизируемое имущество, используемое для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Сразу напомним о том, что в настоящее время использовать коэффициент ускоренной амортизации не выше 2 можно лишь к интенсивно изнашиваемым основным средствам, которые были приняты на учет до 1 января 2014 г. Поэтому имущество, которое числится в составе ОС после указанной временной границы, продолжает амортизироваться с применением повышающего коэффициента 2.
Вопрос: могут ли ТС перевозчика рассматриваться как объекты ОС, работающие в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности? Разъяснений на этот счет мало (см. Письма Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525). В них сказано, что режимом повышенной сменности в целях налогообложения может являться эксплуатация указанных основных средств в три смены и более. В отношении машин, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, в установленных в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, сроках полезного использования уже учтена специфика их эксплуатации, вследствие чего повышающий коэффициент при их длительном использовании применяться не может.
Определение срока полезного использования
Все автомобили, подлежащие амортизации, следует разделить по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого автомобиль служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию автомобиля с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением N 1.
Срок полезного использования может быть увеличен после даты ввода автомобиля в эксплуатацию, если в отношении этого автомобиля была произведена реконструкция, модернизация или техническое перевооружение, приведшие к увеличению срока полезного использования. Тем не менее увеличение срока полезного использования может быть произведено в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую входит этот автомобиль (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Все имущество, подлежащее амортизации, объединено в десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 НК РФ).
Пятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)
14 3410330 - |
Машины пожарные (автомобили); |
|
15 3410130 - |
Автомобили легковые большого класса |
|
15 3410195 - |
Автомобили грузовые общего назначения |
|
15 3410210 - |
Автомобили-тягачи седельные |
|
15 3410290 - |
Автобусы особо большие (автобусные поезда) |
|
15 3410040 |
Автомобили специальные, кроме |
Кроме 15 3410361, |
15 3420000 |
Прицепы и полуприцепы |
Если Ваше автотранспортное средство не указано ни в одной из амортизационных групп, срок его полезного использования следует установить самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителя (п. 5 ст. 258 НК РФ).
Если автомобиль получен (передан) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (лизинга), в соответствующую амортизационную группу он включается той стороной, на балансе которой автомобиль должен учитываться согласно условиям договора (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Поскольку автотранспортные средства подлежат государственной регистрации (см. разд. 1), в состав соответствующей амортизационной группы они включаются с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ).
Методы начисления амортизации
В целях налогообложения прибыли амортизация начисляется двумя методами (п. 1 ст. 259 НК РФ):
линейным;
нелинейным.
Сумма амортизации определяется ежемесячно и по каждому автотранспортному средству начисляется отдельно (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Расходы в размере не более 10% первоначальной стоимости автомобиля (за исключением автомобилей, полученных безвозмездно) могут быть включены в состав расходов отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке могут быть включены в расходы отчетного (налогового) периода и расходы, осуществленные в случае дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).
В отношении собственных автотранспортных средств начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда автотранспортные средства были введены в эксплуатацию.
Вычисление по уменьшаемому остатку
Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.
ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:
Год | Расчет | Ежегодная амортизация |
1 | 2 555 000 х 25% | 638 750 |
2 | (2 555 000 – 638 750) х 25% | 479 062, 5 |
3 | (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% | 359 296 |
4 | (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% | 269 472 |
5 | (2 555 000 –….– 269 472) х 25% | 201 933 |
6 | (2 555 000 –…. — 201 933) х 25% | 151 621 |
7 | (2 555 000 –….– 151 621) х 25% | 113 716 |
8 | (2 555 000 –….– 113 716) | 85 287 |
Итого | 2 299 137,5 |
Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Читать также
20.11.2019
Коэффициент амортизации автомобиля
Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.
Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.
Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.
Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Требования к амортизационным группам
К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.
В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе.
Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете. Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2021 года.
Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется. Амортизация по ним будет осуществляться в прежнем порядке.
Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.
Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.
Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.
У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.
В группу No3 входят следующие транспортные средства:
- легковые авто;
- малогабаритные автобусы;
- малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
- машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.
Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:
- автобусы с длиной не более 12 м.;
- фургоны;
- грузовики;
- тягачи для прицепов;
- инвалидные авто.
Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:
- легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
- грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
- тягачи;
- автопоезда;
- спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).
То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.
Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.
Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.
Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:
- отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
- оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
- эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
- передавать автомобили в лизинг.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
-
Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%. -
Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%. -
Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС — 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:
- Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
- А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год | Расчет | Отчисления (тыс. руб.) |
1 | 5 : 15 х 1,685 | 561,67 |
2 | 4 : 15 х 1,685 | 449,33 |
3 | 3 : 15 х 1,685 | 337 |
4 | 2 : 15 х 1,685 | 224,67 |
5 | 1 : 15 х 1,685 | 112,33 |
В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.
Как рассчитать амортизацию автомобиля в бухгалтерском учете
Транспортные средства, приобретенные компаниями не для перепродажи, а в качестве ОС для своей деятельности, подлежат списанию посредством амортизационных отчислений. Помимо собственных автомобилей, амортизируются и лизинговые авто на балансе у лизингополучателя или лизингодателя (учет зависит от условий договора). Отчисления необходимо начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, независимо от даты постановки на учет в ГИБДД.
В бухгалтерском учете амортизация автомобиля осуществляется любым из 4 возможных способов:
- линейным;
- способом уменьшаемого остатка;
- по сумме количества лет СПИ;
- пропорционально выпуску продукции.
Линейный метод равномерный и простой. Он оправдан, если невозможно оценить экономическую выгоду от использования автомобиля по мере его износа на протяжении всего срока службы. При выборе этого метода и для налоговой политики организация сможет избежать разницы в учетах.